Познание как предмет философского осмысления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:21, реферат

Краткое описание

На ранних этапах истории человечества существовало обыденное, практическое познание, представляющее собой, элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т.д. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практика людей. Полученные на этом этапе знания носят хаотический, разрозненный характер, представляют собой простой набор сведений и правил.
Одна из исторически первых форм - игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры: деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т.п. Общеизвестно огромное значение игры для удовлетворения неиссякаемой любознательности детей, формирования их духовного мира и навыков общения.

Содержание

1. Вступление 2
2. Сущность познания 4
3. Соотношение чувственного и рационального в познании 9
4. Методы научного познания 12
5. Проблема научной истины 13
6. Границы научного познания 18
7. Выводы

Вложенные файлы: 1 файл

Познание как предмет философского осмысления.docx

— 53.69 Кб (Скачать файл)

Если бы мир состоял из бесконечного множества однородных объектов, например, только из механических, то познание мира давно бы завершилось. Действительно, любой закон относится к открытому, т.е. в принципе бесконечному классу однотипных объектов. Зная всю совокупность законов изучаемого класса объектов, наподобие трех основных законов механики, мы знали бы о мире все.

Однако история развития научного познания показала, что мир неоднороден по качеству, в нем существуют разнокачественные объекты (механические, физические, химические, биологические и социальные). Поэтому нельзя одним «гребешком» причесать все объекты мира, нельзя рассчитывать на создание одной теории, которая одинаковым способом описывала бы все области действительности.

Что собой представляет качественная неисчерпаемость мира? По-видимому, здесь можно рассуждать лишь о гипотетической модели. Наибольшую популярность в философских дискуссиях получила модель мира, состоящего из бесконечного числа разнокачественных уровней строения и организации материи. Согласно этой модели, материя неисчерпаема как вверх, так и вниз, т.е. усложнение материи в сторону образования как больших миров (мегамиров), так и сверхмалых миров (мира элементарных и субэлементарных частиц) неограничено. Естественно, что познание такого мира никогда не будет завершено в силу качественной специфики и несводимости законов одного уровня к законам другого уровня.

Что касается того, должно ли общество наложить некоторые ограничения на развитие научных исследований, то здесь существуют серьезные опасения, что бесконтрольное развитие науки может нанести непоправимый ущерб человечеству. Во всяком случае, уровень научных исследований должен быть адекватен возможностям общества гуманным образом использовать их достижения. Наука развивается не в безвоздушном пространстве и должна постоянно регулироваться интересами человечества.

 

7. Выводы

История человечества — это история познания им самого себя и окружающего мира на основе практической деятельности. В настоящее время в условиях поиска новых смысловых ориентиров происходят глубокие изменения в содержании общественной практики и возникает необходимость разработки теории, которая должна не только адекватно отразить, но и определить направленность современного социального развития, опережая его в конкретных результатах. Такую возможность для философской теории создает ее непосредственная связь с научным познанием мира и результатами этого познания. Для перехода философии на новую парадигму в сфере гносеологии требуется разработка принципиально новой методологии научного познания, соответствующей информационно-технологической основе познавательной деятельности. Развиваясь и изменяясь, наше знание о мире становится все более глубоким, объективным и конкретным, определяет содержание новой научной картины мира, создает предпосылки для уверенного перехода человечества на новый виток истории.

Отрицание необходимости познавательной деятельности и использования ее результатов в общественной практике — это позиция определенных социальных групп, которые либо не способны подняться до уровня научного мышления, либо имеют особые интересы в поддержании хаотической стихийности и неопределенности в развитии современного цивилизационного процесса.

Современные исследования Космоса все более убеждают нас в том, что ключ к познанию его тайн — не только в техническом освоении физических пространств, но и в разгадке тайны самого человека и природы знаний, которыми он владеет.

Вступление человечества в эпоху глобальной компьютеризации не только обнаружило основополагающую роль знания в поступательном социально-экономическом и технологическом развитии общества, но и поставило перед человечеством ряд новых, очень не простых проблем, связанных с угрозами информационного манипулирования сознанием человека и всевозрастающим несоответствием между темпами обновления знаний и психофизической способностью человека к их освоению. В этих условиях социальное  значение фундаментальных теоретико-познавательных оценок и  прогнозов трудно переоценить. Подводя итоги, можно без преувеличения сказать, что теория познания это метафизическое сердце философии и весьма действенное средство общемировоззренческой стабилизации   социума в условиях информационного взрыва, который переживает сегодня человеческая цивилизация.

 

 

Список литерауры

1. Алексеев П. В., Панин  А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.  - 384 с.

2. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т.1. М., 1977. - 567 с.

3. Великих А. А., Лысенкова В. В. Философия: конспективный курс. Х.,  2004. - 99 с.

4. Дидро Д. Избранные философские произведения. М., 1941г. - 280 с.

5. Руткевич М. И., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М.,  1994. - 384 с.

6. Рыбаков Н. С. Факт. Бытие. Познание. М., 1994. - 324 с.

7. Степин В. С. История и философия науки. М., 2011. – 423 с.

8. Философия: учебник для  вузов. Ред.: В. П. Кохановский. Р/Д., 2003.  - 448 с.

 

 


Информация о работе Познание как предмет философского осмысления