Политика правовых учений Э. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 01:48, реферат

Краткое описание

Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики мыслителя является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное.

Содержание

Введение
1. Этические основы учения Канта о праве и государстве
2. Учение Канта о праве
3. Учение Канта о государстве
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политика правовых учений Канта.docx

— 24.02 Кб (Скачать файл)

НОУВПО Мордовский гуманитарный институт.

Юридический факультет.

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Политика правовых учений Э. Канта»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Проверил: 

М. В. Шлаева                                                                                      Л. А. Коханец

Группа 101                                                                                          к.и.н., доцент

Заочная форма.

 

 

 

Саранск 2015г.

 

Содержание :

Введение

1. Этические основы учения  Канта о праве и государстве

2. Учение Канта о праве

3. Учение Канта о государстве

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии.                                               Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики мыслителя является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. Учение о праве и государстве Кант изложил в работах: «Основы метафизики нравственности» (1785); «Критика практического разума» (1788); «К вечному миру» (1795) и «Метафизика нравов в двух частях» (1797), где он с позиций «практического разума» дает рационалистическое обоснование данного учения.                                       В душе каждого человека, по Канту, живет нравственный закон – закон должного, который называется у него категорическим императивом.

 

1. Этические основы  учения Канта о праве и государстве 

Философ отказался выводить нравственность и право из теоретического знания. В этом отношении он следовал демократической традиции, заложенной Руссо. Кант воспринял руссоистскую идею о том, что носителями нравственности могут стать все люди без каких бы то ни было исключений, но пересмотрел позицию Руссо относительно источника морали. Источником нравственных и правовых законов, по мнению Канта, выступает практический разум, или свободная воля людей. Новизна такого подхода заключалась в том, что, "удерживая демократическое содержание руссоизма, он позволял восстановить рационалистические приемы обоснования этики и права".                                                                                                                                     Стать моральной личностью человек способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своей ответственности перед человечеством . Поскольку люди равны между собой как представители рода, постольку каждый индивид обладает для другого абсолютной нравственной ценностью. Опираясь на эти принципы, Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность не может руководствоваться условными правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям безусловного императива. В отличие от условных правил категорический императив не содержит указаний, как нужно поступать в том или ином конкретном случае. Он содержит лишь общую идею "долга перед лицом человечества", предоставляя индивиду полную свободу решать самостоятельно, какая линия поведения в наибольшей мере согласуется с моральным законом.                                                                                     Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Категорический императив Канта лежит в основе его учения Канта о праве и государстве.                                                                                                           Главную цель учения о государстве и праве Кант видит в том, чтобы поднять, возвысить право над государством. А государство, по Канту, должно быть органом защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от личности. Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. Он обосновывает и раскрывает сущность идеи правовой государственности в целях охраны индивидуальных прав личности.                        Важное значение Кант придавал проблеме правопонимания и ее точной формулировке. Он выводит следующий всеобщий правовой принцип: «Всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом».    Кант различает право в широком и в узком смыслах слова.                                         «Строгим правом (правом в узком смысле слова) можно назвать лишь совершенно внешнее право. Оно основывается на осознании обязательности каждого по закону, но для того чтобы быть чистым, не должно ссылаться на это осознание как на мотив; поэтому оно опирается на принцип возможности внешнего принуждения.                               Кант разграничивает моральное и легальное поведение, право с объективной стороны и право с субъективной стороны.

Моральным это поведение, которое продиктовано внутренним осознанием долга. Правовое поведение основано на выполнении предписаний закона, независимо от внутренних мотивов субъекта.                                                                                                                          Также Кант связывает нравственность и право, так как в основе права заложен нравственный принцип категорического императива, но мир права и мир морали нельзя отождествить, так как они автономны.

 

2. Учение Канта  о праве

Кант различает три правовые категории:                                                                                          1) естественное право, которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы;                                                                                                                                             2) положительное право, источником которого является воля законодателя;                             3) справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением.                                                                                 Естественное право распадается на две ветви: частное право и право публичное. Первое регулирует отношения индивидов как собственников. Второе определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого.  Под естественным правом Кант подразумевает естественные, прирожденные права личности. Он ставит вопрос об основании притязаний человека на признание своих прав. Он создал свое учение о человеке и его прирожденных правах. По Канту, как физическое существо человек подчинен законам природы, но как волевое существо он подчинен законам морального мира. Эти законы Кант сформулировал в своём категорическом императиве, в котором заключена кантовская идея естественного права, под власть которого должны поставить себя каждое государство и издаваемые им законы.                                    Частное право, по Канту, – это отношения индивидов как частных собственников. В сфере должного данные отношения должны строиться на основе свободы, равенства, независимости, так как это вытекает из принципов естественного права. Основным признаком права Кант считает формальное равенство: в гражданском обороте люди выступают как лица, формально равные. Формальное равенство может быть только в свободе.                                                                                                                                                       Кант различает право на вещь и вещное право: «Право на вещь – не только право на вещь, но и совокупность всех законов.                                                                                     В системе частного права Кант выделяет личное право. Вещно-личное право как одна из трех разновидностей частного права представляет собой право владения внешним предметом как вещью и пользования им как лицом. Оно регулирует также и отношения между мужем и женой, родителями и детьми, господином и рабом.               В числе других прав в системе частного права Кант выделяет брачное право, родительское право, право хозяина дома, наследственное право и др.                        Право должно быть общеобязательным, так как цель человека – совместить свою свободу с свободой других. Но для соблюдения права необходимо принуждение, а осуществление принуждения Кант связывает с государством.

 

3. Учение Канта  о государстве

Государство - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Правовое государство – такое государство, где соблюдены все естественные права и где не пренебрегают свободой, равенством и независимостью воли отдельных индивидов, а значит, соблюдены требования категорического императива.                   Кант представляет государство как соединение множества людей под властью правового закона. Наилучшим государством он считает республику как правовой союз. Он ведет речь о правовом государстве как о республике в духе еще цицероновской традиции. Главная задача государства, где суверенитет принадлежит народу, заключается, по Канту, в том, чтобы охранять и гарантировать права и свободы граждан. Идею народного суверенитета Кант выводит из договорной теории происхождения государства.                                                                                                                Государство должно строиться на основе взаимной ответственности личности и государства. Государство и гражданин – равные субъекты права. Деятельность государства основана на правовых законах, а эти законы должны соответствовать правовым принципам, суть которых составляют естественные права человека.                     Для более совершенной организации государственной власти Кант предлагает установить принцип разделения властей: «В каждом государстве существует три власти: верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя и судебная власть в лице судьи».                                                              Судебная власть, по Канту, осуществляет правосудие: «Судебное решение есть единичный акт общественной справедливости осуществляемый государственным должностным лицом (судьей или судом) в отношении. Именно благополучие и счастье граждан – вот основная цель и стремление государства. А это достигается, по Канту, через правовую организацию государства с разделением властей.                        Кант предлагает следующую классификацию форм правления:                                                  1) Формы правления, по числу законодательствующих лиц:                                                          а) автократия (абсолютизм);                                                                                                           б) аристократия;                                                                                                                                в) демократия.                                                                                                                Автократия - одна из лучших форм. Демократия - худшая, так как наиболее сложная форма правления.                                                                                                                                             2) Центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах и методах управления народа. С этой позиции Кант разделяет следующие формы управления:                                                                                                                                    а) республиканская - основана на отделении исполнительной власти от законодательной;                                                                                                                                            б) деспотическая - основана на слиянии исполнительной власти и законодательной. По Канту, самодержавная форма власти, вполне может быть республиканской (поскольку в ней четко разделены законодательная и исполнительная власть), а демократия чрезвычайно подвержена трансформации в деспотизм и совместима с ним.                                                                                                                                                                                     Все политически изменения Кант предлагает путем плавных реформ сверху, но не в коем случае не путем открытой вооруженной борьбы.                                                                                 В отношении изменения форм государства Кант пишет: «Все же суверен (народ) должен иметь возможность изменять существующее государственное устройство, если оно не согласуется с идеей первоначального договора, и при этом сохранять форму, необходимую для того, чтобы народ составлял государство».                           Кант против захватнической, грабительской войны, резко осуждает подготовку к войне. Он выдвигает проект установления "вечного мира" путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому принципу. По его мнению, создание такого космополитического союза в будущем неминуемо. Предпосылкой тому должны явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителя, коммерческие потребности наций.                                                                                             Лучшей формой государства Кант считает республику (как правовой союз) с разделением властей, так как здесь сочетаются закон, свобода и принуждение. В анархии есть свобода, но нет закона и принуждения. В монархии есть закон и принуждение, но нет свободы. Однако формам государства Кант не придает особого значения. Говоря о политическом режиме, Кант уделяет внимание соотношению исполнительной и законодательной власти. Если они объединены в одном лице, то тогда наступит деспотия. Наилучшей формой государства (как формы правления) он считает конституционную монархию, т.е. монархию, опирающуюся на конституцию. Таким образом, И. Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Он считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и подвел под него философско-этическую основу.

 

Заключение

Учение Канта о праве стало основой для нормативизма, оно исходит из представления, что нормы права абсолютно независимы от законов развития общественной жизни и принципиально отличаются от них по своему характеру, так как представляют собой требования должного, в то время как законы природы и общественной жизни выражают необоснованность, в которой воля человека бессильна.                                                                                                                                  С учением Канта тесно связана теория правового государства, так как Кант считал, что цели государства являются обеспечением торжества права. Государство должно подчиняться требованиям конституции.                                                                                        Кант определяет государство как соединение большего (меньшего) числа лиц под действием права. Таким образом, Кант изображает государство как правовую организацию. Цели государства, по Канту, - не счастье граждан, а торжество идеи права.                                                                                                                                               Кант утверждает, что правомерны только оборонительные войны, так как народы в них отстаивают свою независимость. Он отрицает, что во время войны все дозволено и считает необходимым запретить коварные средства: шпионаж, тайные убийства. Война не может быть сама по себе целью, но может быть только средством для восстановления мира народов.                                                                                                    Либеральные традиции кантовского учения о правах и свободах человека и гражданина, идеи Канта о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государства. Особое значение имеют эти ценности для государства (тем более и для России), выбравшего демократический правовой путь развития.

 

Список литературы

1. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2007.                                                              2. История правовых и политических учений: Зерцало, 2009.                                                                                                                                                                  3. Кузнецов В. Н.Немецкая классическая философия. - М.: Высшая школа, 2007.                       4. Нерсесянц В. С. История правовых и политических учений. - М., 2008.                                 5. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: Алетейя, 2009.                                                                                                                                                                               6. Суслова Л. А. Философия И. Канта. - М. Высшая школа, 2006.

 


Информация о работе Политика правовых учений Э. Канта