Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:59, реферат
Задачами написания данного реферата стало изучение основ данной теории через анализ работ Томаса Гоббса, Джона Локка и Жана-Жака Руссо – выдающихся мыслителей эпохи английской буржуазной революции и основателей направления Теории общественного договора, ставшей основой изучения политических и социальных процессов на долгое время.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Политические идеи Томаса Гоббса и его взгляды на государственное устройство…………………………………………………………………………..4
2. Политические воззрения Джона Локка…………………………………..…….8
3. Жан-Жак Руссо и идеи народного суверенитета……………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………………..22
Приложение………………………………………………………………………..23
Эгалитаристский характер воззрений Руссо наиболее ярко проявился в требовании имущественного равенства. Руссо осознавал, что политическое равенство граждан нельзя обеспечить, пока сохраняется общественное неравенство. Однако как идеолог крестьянства он был противником обобществления частной собственности. Решение проблемы философ видел в том, чтобы уравнять имущественное положение граждан. Последние, как ему представлялось, должны обладать более или менее равным достатком. Руссо считал, что такой порядок вполне осуществим при сохранении частной собственности мелких размеров, основанной на индивидуальном труде.
Политическая концепция Руссо оказала громадное воздействие как на общественное сознание, так и на развитие событий в период Великой французской революции. Авторитет Руссо был настолько высок, что к его идеям обращались представители самых разных течений, начиная от умеренных конституционалистов вплоть до сторонников коммунизма.
Идеи Руссо сыграли также важную роль в последующем развитии теоретических представлений о государстве и праве. Его социальная доктрина, по признанию И. Канта и Г. Гегеля, послужила одним из главных теоретических источников немецкой философии конца XVIII – начала XIX в. Разработанная им программа перехода к справедливому обществу путем коренной перестройки государственной власти легла в основу идеологии политического радикализма.
Заключение
Итак, на основании проведенного анализа изученного материала можно сделать следующие выводы по выбранной теме:
Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются самыми известными философами теории общественного договора. Однако, они сделали очень отличающиеся выводы из этого исходного положения (См. Приложение 1). Гоббс защитил авторитарную монархию, Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма. Общественный договор использовался в Декларации Независимости как символ соблюдения Демократии, и позже был возрождён мыслителями, такими как Джон Роулз.
Согласно Гоббсу, жизнь
людей в «естественном состояни
Государства, возникшие
не на основах общественного
Отличие концепций общественного
договора Джона Локка и Гоббса
состоит в нескольких положениях,
но главная идея, что люди в естественном
состоянии с готовностью объеди
Жан-Жак Руссо. В своем влиятельном трактате «Общественный договор», Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) изложил другую версию теории общественного договора, основанную на народном суверенитете. Хотя Руссо писал, что, возможно, в то время британцы были самые свободные люди на земле, однако он не одобрял их представительное правительство. Руссо полагал, что свобода была возможна только там, где было прямое правление народа в законодательстве, где народный суверенитет был неделим и неотделим. Граждане должны, по крайней мере, в некоторых обстоятельствах быть в состоянии вместе избирать основные нормы, по которым они будут жить, и быть в состоянии пересмотреть эти нормы позже, если они захотят это сделать – то, что британский народ в целом не мог делать.
Список использованной литературы
Приложение 1
Сопоставление трех основных теорий
Общественного договора
Когда нет государства: |
Ради чего был заключен общественный договор |
Что дал институт | |
Томас Гоббс |
война всех против всех |
безопасность |
защита жизни каждого |
Джон Локк |
у каждого есть |
свобода |
свобода и |
Жан-Жак Руссо |
каждый поступает в
соответствии |
безопасность и демократия |
общественная польза |
1 Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: Учебное пособие – М.: Юриспруденция, 2002, С. 178
2 Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Просвещение, 1964. - Т.2, С. 233
3 Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Просвещение, 1964. - Т.2, С. 262.
4 Зотова Л.В. Безопасность народа и государства как главная политическая ценность в учении Томаса Гоббса // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2003. - № 4, С. 28.
5 Локк Дж. Сочинения. - М.: Мысль, 1988. - Т. 3, С.
6 Локк Дж. Сочинения. - М.: Мысль, 1988. - Т. 3, С. 344.
7 Локк Дж. Сочинения. - М.: Мысль, 1988. - Т. 3. С. 368.
8 Рассел Б. История западной философии: Кн.3. – Ч.2: От Руссо до наших дней. – М.: Мысль, 1992.Современная западная социология: Словарь. - М., 1990, С. 78.
9 Рассел Б. История западной философии: Кн.3. – Ч.2: От Руссо до наших дней. – М.: Мысль, 1992.Современная западная социология: Словарь. - М., 1990, С. 122.
10 Рассел Б. История западной философии: Кн.3. – Ч.2: От Руссо до наших дней. – М.: Мысль, 1992.Современная западная социология: Словарь. - М., 1990, С. 155.
Информация о работе Политические модели Гоббса, Локка и Руссо