Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 08:10, контрольная работа
Аристотель является основателем перипатетической школы, основоположником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах «Политика» и «Никомахова этика». К ним примыкает сочинение «Афинская полития», содержащее исторический очерк развития государственного устройства Афин.
Введение
1 Политическое и правовое учение Аристотеля
2 Учение Аристотеля о государстве
2.1 Происхождение государства
2.2 Формы правления государства
3 Учение Аристотеля о праве
3.1 Понимание права в трактатах Аристотеля
3.2 Виды права
Заключение
Содержание
Введение
1 Политическое и правовое учение Аристотеля
2 Учение Аристотеля о государстве
2.1 Происхождение государства
2.2 Формы правления государства
3 Учение Аристотеля о праве
3.1 Понимание права в трактатах Аристотеля
3.2 Виды права
Заключение
Введение
«Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все»
Перикл, V в. до н.э.
«Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону»
Аристотель, IV в. до н.э.
В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.
В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.
История правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т.д.
По мере того как остается позади все более значительный пласт культурного прошлого и увеличивается совокупный объем приобретенного человечеством опыта и знаний, возрастают также роль и значимость истории для современности. Это познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное, духовно дисциплинирующее и общекультурное значение истории в полной мере относится и к истории правовых учений.
Уже в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.
Значительный вклад в историю правовых учений внесли прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли (Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и др.) являются одновременно выдающимися фигурами в истории правовых учений.
Впервые слово «полития» использовал Аристотель. Уже в древние времена появляются политические учения и представления о государстве и власти.
Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания.
Разработку идеологии полисной землевладельческой знати, предложенную Платоном, продолжил великий древнегреческий философ и ученый-энциклопедист Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) Халкида, остров Эвбея.
Аристотель происходит из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 до н.э. Аристотель почти 14 лет проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского.
Аристотель является основателем перипатетической школы, основоположником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах «Политика» и «Никомахова этика». К ним примыкает сочинение «Афинская полития», содержащее исторический очерк развития государственного устройства Афин.
Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей, или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизики.
Положение о предустановленных в природе целях составило методологическую основу правовой теории Аристотеля. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. Уже самой методологией исследования государства и права эта концепция была направлена против демократических учений Протагора и других софистов о возникновении общества.
"Государством же мы и называем совокупность таких граждан, достаточную, вообще говоря, для самодовлеющего существования", - пишет Аристотель, не разделяя понятий общества и государства.
Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель исходил из того, что люди стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть - это продолжение и развитие отцовской власти. Отождествляя государственную природу человека с патриархальной властью главы семьи, Аристотель приходит к выводу, что государство – продукт естественного развития и одновременно высшая форма общения между людьми.
Философ был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Подвергнув критике учение Платона о совершенном государстве, он предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Аристотель считал, что общность имущества, жён и детей, предлагаемая Платоном, приведёт к уничтожению государства.
Аристотель осуществил обобщение социального и политического опыта эллинов, разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду». Наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов. Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.
Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи - муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Таким образом, возникло государство. Оно создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. По Аристотелю государство возникает только тогда, когда появляется общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит – кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Хотя Аристотель и пытается подойти к государству исторически, будучи идеалистом, он неспособен понять причины возникновения государства. Для Аристотеля государство существует естественно. Философ не может найти специфические законы общественного развития, он даже не подозревает об их существовании, поэтому историзм Аристотеля мнимый.
Семья в изображении Аристотеля имеет три двойные части и соответствующие им три формы отношений: "первые и самомалейшие части семьи суть: господин и раб, муж и жена, отец и дети", а потому "в семье имеют место отношения троякого рода: господские, супружеские и родительские".
Аристотель считает, что несколько семей со временем образуют селение. По его мнению, селение – это разросшаяся семья, интересы которой уже превосходят обыденные нужды. Из нескольких селений как их энтелехия возникает государство (полис).
Такова патриархальная теория происхождения государства Аристотеля. А так как власть домохозяина по отношению к жене и детям, как отмечалось, монархическая, то и первой формой политического устройства была патриархальная монархия.
Элементы государства.
Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру).
Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти).
Единый культ.
Армия.
Общий запас.
Единые представления о справедливости.
2.2 Формы правления
государством
Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются тем, в чьих руках власть - у одного лица, у меньшинства или у большинства. Таков количественный критерий.
Однако и одно лицо, и меньшинство, и большинство могут править "правильно" и "неправильно". Это качественный критерий, Кроме того, меньшинство и большинство может быть богатым и бедным. Но так как обычно бедные в большинстве, а богатые в меньшинстве, то деление по имущественному признаку совпадает с количественным делением. Поэтому получается всего шесть форм политических устройств: три правильных - царство, аристократия и полития; три неправильных - тирания, олигархия и демократия.
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства.
Правильный строй – это строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит один, немногие или многие:
- монархия (от греч. Monarchia – единовластие) – форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху. Монархия – древнейшая форма политического устройства, первая и самая божественная форма, особенно абсолютная монархия, которая допустима при наличии в государстве превосходнейшего человека. Аристотель утверждает, что человек, превосходящий всех людей, как бы поднимается над законом, он бог между людьми, он сам закон и пытаться подчинить его закону смешно. Аристотель утверждает, что "такие люди в государствах (если они, конечно, окажутся, что случается редко) суть вечные цари их", что если такой человек окажется в государстве, то "остается только повиноваться такому человеку".
- аристократия (греч. Aristokratia – власть лучших) – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Аристократия, по мнению Аристотеля, предпочтительнее монархии, ибо при аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личным достоинством. Аристократия возможна там, где личное достоинство ценится народом, а так как личное достоинство обычно присуще благородным, то они и правят при аристократии. При политии (республике) государство управляется большинством, но у большинства, утверждает философ, единственная общая им всем добродетель – воинская, поэтому "республика состоит из людей, носящих оружие". Другого народовластия он не знает.
- полития - Аристотель считал
эту форму наилучшей. Она встречается
крайне «редко и у немногих».
Обсуждая возможность
Неправильный строй – строй, при котором преследуются частные цели правителей:
- тирания – монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя;
- олигархия – она блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство;
- демократия – выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей. Он считал её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие составляют большинство и имеют верховную власть в своих руках.
В основе всех общественных потрясений по мнению Аристотеля, лежит имущественное неравенство. Олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов.
Общим правилом при любом государственном строе должно быть следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Необходимо наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Отступление от права – это отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права».