Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 13:33, контрольная работа
К концу 60-х годов в головах ученых, организованных в порядке личной инициативы А. Печчеи в “Римский клуб”, стала вырисовываться угроза роду Homo sapiens не менее страшная чем атомная. Она связана с характером начавшейся в мире НТР и также грозит качественно изменить всю биосферу Земли, сделав её непригодной для существования людей.
1. Понятие глобальных проблем, их происхождение и сущность.
2. Взаимосвязь, иерархия и особенности разрешения глобальных проблем.
3. Взаимодействие цивилизаций и перспективы развития человечества.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Кафедра истории и политологии
по дисциплине «Философии»
Тема № 30. «БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
(ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)»
Направление: 180301 «Химическая технология»
Шифр: 14-190
Ф.И.О. Джурило Оксана Александровна
Проверил: к.и.н., доц.
Воронеж 2014
1. Понятие глобальных проблем, их происхождение и сущность.
2. Взаимосвязь, иерархия и особенности разрешения глобальных проблем.
3. Взаимодействие цивилизаций и перспективы развития человечества.
К концу 60-х годов в головах ученых,
организованных в порядке личной инициативы
А. Печчеи в “Римский клуб”, стала вырисовываться
угроза роду Homo sapiens не менее страшная чем атомная.
Она связана с характером начавшейся в
мире НТР и также грозит качественно изменить
всю биосферу Земли, сделав её непригодной
для существования людей.
Появившаяся в XVIII веке и быстро прогрессировавшая
в XIX веке в ширь и глубь “машинная
цивилизация” перевернула во II- ой половине, но особенно к концу XX столетия, в “постиндустриальной”
фазе, весь уклад жизни в развитых странах.
Она непомерно расширяла круг потребностей
человека, обогатила массой нужных и ненужных
вещей всё население. Но так же “машинная
цивилизация” нарушила органическую
связь человека со средой его обитания,
нанесла и наносит ей колоссальный ущерб,
загрязняя сушу и реки, моря и океаны, вызывая
опасные изменение климата на планете,
истончения высших слоёв атмосферы, отравляя
химическими отходами промышленные зоны,
а поля – пестицидами.
Но среди множества институтов,
посвятивших себя анализу Глобальных
проблем, особое место занимает Римский
клуб. Именно римскому клубу мы обязаны
самим термином “мировая (глобальная)
проблематика” и обозначением основных
характеристик “мировых затруднений”.
К таким характеристикам относятся повсеместность,
значимость для будущего всего человечества
и вместе с тем неразрешимость в рамках
отдельных государств или регионов. Происхождение и сущность глобальных
проблем
В настоящее время все большее
количество философов, социологов, историков
склоняется к мысли, что на современном
этапе развития человечества формируется
единая цивилизация на всей планете. Ускорение
этой идеи в науке и общественном сознании
способствовало осознанию глобализации
социальных и культурных процессов в современном
мире.
Что следует понимать под термином
глобализация социальных и культурных
процессов? Этимологический термин “глобализация”
связан с латинским термином “глобус”
– то есть Земля, Земной шар и означает
общепланетарный характер тех или иных
процессов. Однако глобализация процессов
– это не только их повсеместность, не
только то, что они охватывают весь земной
шар. Глобализация связана, прежде всего,
с интернационализацией всей общественной
деятельности на Земле. Эта интернационализация
означает, что в современную эпоху все
человечество входит в единую систему
социально–культурных, экономических,
политических и иных связей, взаимодействий
и отношений. Таким образом, в современную
эпоху, по сравнению с прошлыми историческими
эпохами, неизмерно возросло общепланетарное
единство человечества, которое представляет
собой принципиально новую суперсистему,
связанную общей судьбой и общей ответственностью.
Поэтому ученые и философы считают правомерным
говорить о становлении единой цивилизации
и необходимости нового планетарного
стиля мышления.
Такой глобалистический подход
ярко обнаруживается в концепциях “пост
индустриального общества”, “технологической
эры” американских социологов Д. Белла,
З. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции
акцентирую внимание на том факте, что
всякий технологический переворот приводит
к глубоким изменениям не только в производительных
силах общества, но и во всем образе жизни
людей. Особенностью же современного технологического
переворота, связанного с информацией
общества, состоит в том, что он создает
принципиально новые предпосылки для
универсализации и глобализации человеческого
взаимодействия. Благодаря широкому развитию
средств массовой информации и коммуникаций,
углублению разделения труда и специализации,
человечество объединяется в единую социокультурную
целостность. Существование такого единства
диктует свои требования к человечеству,
в целом, и к отдельной личности.
Чем выше уровень технического
производства и всей человеческой деятельности,
тем выше должна быть степень развития
самого человека, его взаимодействия с
окружающей средой, отсюда и новые требования
к личности: в ней должны гармонически
сочетаться высокая квалификация, виртуозное
овладение техникой, предельная компетенция
в своей специальности с социальной ответственностью
и нравственными общечеловеческими ценностями.
Однако глобализация социальных,
культурных, экономических и политических
процессов в современном мире, наряду
с позитивными сторонами, породила ряд
серьезных проблем, которые получили название
“глобальных проблем современности”:
Экологических, демографических,
политических и т.п. Все эти проблемы важны
для настоящего и будущего человечества.
Конкретный анализ каждой из них входит
в компетенцию специальных наук: социологии,
демографии и т.д. Философы же концентрируют
внимание мировоззренческих смысложизненных
вопросах, рассматривают эти проблемы
под углом зрения возможностей и перспектив
выживания человечества. И в этом аспекте
на передний план выходит экологическая
проблема.
В чем сущность экологической
проблемы? Обобщенно говоря, сущность
экологической проблемы состоит в отчетливо
обнаружившемся и углубляющемся противоречии
между производительной деятельности
человечества и стабильностью природной
среды его обитания. Как отмечал основатель
международного исследовательского центра
“Римского клуба”, изучающего перспективы
человечества перед лицом современных
глобальных проблем, А. Печчеи: “Истинная
проблема человеческого вида на данной
ступени его эволюции состоит в том, что
он оказался полностью не способным в
культурном отношении идти в ногу и полностью
приспособиться к тем изменениям, которые
сам внес в этот мир”.
Эти изменения являются плодом
всей культурно-преобразовательной и,
прежде всего, производительной деятельности
человека. Из этих расчетов следует, что
уже сейчас человечество создало искусственную
среду, которая в десять раз продуктивней
естественной среды. Искусственная среда
постепенно и неотвратимо наступает на
естественную и поглощает ее и это один
из важнейших факторов, обуславливающий
постановку перед человечеством, экологической
проблемы.
В этой связи особую остроту
для людей приобретает проблема повсеместного
распространения в окружающей среде производств
и продукций, в первую очередь, радиационных
и токсичных видов. В год на каждого жителя
Земли приходится более 20 тонн промышленных
и других отходов. В атмосферу попадает
более 200 миллионов тонн окислов серы и
азота и миллионы тонн углекислого газа,
выбрасываемого в атмосферу. И это уже
в обозримом будущем может вызвать повышение
температуры атмосферы, а вслед за этим,
повышение уровня морей и затопление значительных
участков суши. В результате сотни миллионов
людей рискуют превратиться в “экологических
беженцев”.
Глобальные проблемы современности
и, прежде всего, резкое обострение экологической
проблемы, поставило перед человечеством
задачу поиска новых путей развития, перестройки
своих отношений с окружающей средой.
Глобальные проблемы
Из всех глобальных проблем
проблема войны и мира до недавнего времени
представлялась самой жгучей проблемой
современности. По некоторым подсчетам
за последние 55 веков произошло 14,5 тыс.
войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек.
За 50 с лишним послевоенных лет в мире
произошло 250 войн, в них участвовало 90
государств, чьи общие потери превысили
35 млн. человек. Это свидетельствует о
том, что мировое сообщество еще не созрело
для полного предотвращения войн, хотя
объективные условия настоятельно требуют
такой зрелости. Но усилия народов и государств
должны быть направлены, прежде всего,
на преодоление причин, порождающих войны.
Для этого требуется ограничить, а затем
и прекратить гонку вооружений – своеобразную
раковую опухоль человечества. Милитаризация
стала невыносимым бременем для всех государств,
поскольку лишает их ресурсов, необходимых
для преодоления отсталости и нищеты.
Проблема разоружения, прекращения
войн не нова. Она издавна волновала мыслителей
и гуманистов разных стран. В официальном
порядке она впервые обсуждалась на Гаагских
мирных конференциях 1899 и 1907 годов, на
многих конгрессах II интернационала, в Лиге Нации
(создана в 1919 году). В современных условиях
в ООН (создано в 1945 году), на многочисленных
международных региональных конференциях
общественности. На рубеже 80-90 годов достигнуты
определенные результаты в области практического
разоружения, о чем свидетельствует советско-американский
Договор о ликвидации ракет меньшей и
средней дальности (Вашингтон 1987 год),
Договор об обычных вооруженных силах
в Европе (Париж 1990 год), решение международной
конференцией по химическому оружию (Париж
1989 год), Договор между Россией и США по
СНВ-2 по дальнейшему сокращению стратегических
наступательных вооружений (Москва 1993
год).
Однако на пути разоружения
стоят еще многочисленные трудности и
препятствия: огромная инерционность
гонки вооружений, т.к. создана мощная
база военно-промышленного комплекса
с десятками миллионов работников; высокий
уровень военных расходов; крупные масштабы
международной торговли оружием; нерешённость
многих социальных проблем, особенно в
развивающихся странах; существенные
геополитические амбиции, территориальных
споров и т.д.
Разоружение - это острая необходимость,
но это не одномоментный акт, а тяжелый
и длительный процесс, где неприменимо
требование “все или ничего”. Решение
этой проблемы должны быть посвящены нарастающие
усилия народов и государств.
Экологическая проблема. В её
современном виде возникла в 60-х годах
текущего столетия. С того времени стали
проявляться и усиливаться симптомы экологического
кризиса, в которые в наши дни характерен
практически для всех континентов Земли,
всех государств. Экологический кризис
– это резкое ухудшение состояния естественной
среды обитания человека (биосферы) в результате
нарастающего отравления и загрязнения
земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений
системного кризиса современной цивилизации.
Составные элементы экологического
кризиса: разрушение естественного баланса
газового состава атмосферы.
Наблюдается устойчивая тенденция
повышения удельного веса углекислого
газа в атмосфере планеты. С 1860 года,
т.е. за 130 лет, доля в атмосфере выросла на 30%, причем
особенно быстрыми темпами она растет
в последние десятилетия. Последствия
нарушения газовой оболочки Земли могут
быть катастрофическими в связи с так
называемым “парниковым эффектом” и
обусловленным им потеплением климата
на Земле. Считается, что примерно через
50 лет средняя температура на планете
может повыситься на 1,5 – 4,5 , что приведет к таянию ледников,
айсбергов, горных шапок, к нарушению геологических
структур вечной мерзлоты. Уровень мирового
океана (70% земной поверхности) может подняться
на 1,5 метра, произойдет затопление огромных
территорий, в т.ч. крупных многомиллионных
городов. Будет нанесен колоссальный ущерб
промышленности, с/х, рыбному и лесному
хозяйству, природным экосистемам в целом.
Разрушение озонового слоя атмосферы
озона предохраняет все живое на планете
от губительного ультрафиолетового излучения
солнца. Разрушение этого слоя равносильно
гибели человечества, животного и растительного
мира. Согласно данным Института изучения
политики в области окружающей среды (США)
сокращение плотности слоя озона на 20%
и более можно сравнить только с прогнозируемыми
последствиями всеобщей ядерной войны.
Исследования показывают, что
за 1977-1987 гг. по всему миру слой озона стал
тоньше примерно на 3%. Есть предположение,
что к 2000 году может быть уничтожено 16%
озонового покрова Земли.
Мировое сообщество, озабоченное
данной проблемой, приступило к разработке
мер по её совместному разрешению. В 1985
году подписана Венская конвенция об охране
озонового слоя, 1987 году – Монреальский
протокол по веществам, разрушающий озоновый
слой.
Состояние живой и неживой природы.
Оно весьма негармонично и внушает серьёзные
опасения ввиду неблагоприятных тенденций
дальнейшей эволюции. Председатель президиума
Сибирского отделения РАН, ныне покойный
академик В.А. Коптюг (один из авторов концепции
устойчивого развития) отмечает, что ежегодно
выводится из строя и превращается в бесплодную
пустыню 6 млн. га плодородных земель.
Сейчас приобрела взрывоопасный
характер демографическая ситуация на
Земле. На переломе XIX – XX веков население удваивалось
за 75 лет и возросло с 1 до 2 млрд. Третий
млрд. прибавился к началу 60-х годов –
за половину этого срока. К 1975 году – уже
через 13 лет население планеты возросло
до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь каждое десятилетие
почти на млрд., население превысило цифру
5,5 млрд. и грозит через три-четыре десятилетия
дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд.
человек)
При этом крайне неблагоприятным
фактором является то, что рост населения
наблюдается прежде всего в развивающихся
странах, где проживает до 80% жителей планеты,
а многие государства вообще не обладают
средствами для поддержания прожиточного
уровня своих граждан. Для характеристики
того разрыва бедности и богатства, которое
существует между разными регионами Земли,
экологи приводят следующие данные: каждый
ребенок, родившийся в стране развитой
части мира, потребляет в 20-30 раз больше
ресурсов планеты, чем ребенок в стране
“третьего мира”.
Гуманизм как ценностная основа
решения глобальных проблем современности.
Решение глобальных проблем
современности – это общее дело всего
человечества. Человечество должно выработать
эффективные формы сотрудничества, которые
позволил бы всем странам действовать
сообща, несмотря на различия социально
– политических, религиозных, этнических
и иных мировоззренческих ориентаций.
А для этого оно должно опираться на определенные
базисные ценностные ориентации. Многие
современные философы считают, что такими
базисными ориентациями могут быть ценности
гуманизма.
Гуманизм как определенная система
ценностных ориентаций и установок, доведения
до логического конца, получает значение
общего идеала. При таком подходе человек
рассматривается как высшая цель общественного развития,
в процессе которого обеспечивается создание
необходимых условий для полной реализации
всех его потенций, достижения гармонии
в социально-экономической и духовной
сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной
человеческой личности. Другими словами,
высшая цель человечества заключается,
очевидно, в достижении полного осуществления
принципов гуманизма как торжества человеческого
начала. Гуманизм в этом смысле не следует
понимать односторонне, только как полную
реализацию человеческого начала в духовной
сфере, морально-нравственных отношениях.
Гуманистическое начало неразрывно связано
со всеми сферами жизни людей, в том числе
и с общественным производством, и с системой
производственных отношений, поскольку
без удовлетворения материальных потребностей
общества и человека, ни о каком духовно-нравственном
развитии личности не может быть и речи.
Наряду с этими подходами, в
современной философской литературе чаще
всего подчеркивается, что реализация
принципов гуманизма означает проявление
общечеловеческого начала. Гуманизм, в
соответствии с таким подходом, определяется
как система идей и ценностей, утверждающих
универсальную значимость человеческого
бытия в целом и отдельной личности в частности.
Общечеловеческое в таком подходе рассматривается
как нечто значимое не для какого-то ограниченного
круга людей, а как-то, что имеет значение
для всего человечества. Это могут быть
те или иные конкретные ценности и материальные
объекты, от достаточного количества,
которое зависит существование человечества.
Или, наоборот, избыток таких объектов,
отсутствие должностного контроля над
ними составляют угрозу человечеству.
Таким образом, глобальные проблемы современности
– осознание трагических перспектив человечества
перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной
смерти и экологической катастрофы - вынуждают
человечество преодолевать узкий горизонт
локальных, партикулярных, относительных
ценностей и обратиться к поиску ценностей
общечеловеческих. К этому человечество
побуждает не только стремление к выживанию,
инстинкт самосохранения, но и глубокая
потребность человека в органической
связи с другими людьми, которое стало
ныне более осознанной и более настоятельной,
что выражается в таком, еще очень мало
исследованном явлении как рост планетарного
сознания. На неизменно более высоком
уровне, при сохранении богатства индивидуального
самовыражения, человечество как бы обращается
к времени, когда в индивиде видели не
только представителя рода, племени, общины,
а представителя всего рода человеческого.
Данный круг общечеловеческих ценностей
является следствием исторической необходимости,
он носит приземлённый характер и способствует
лишь внешнему объединению людей в борьбе
за выживание. Однако наряду с данным значением
термин “общечеловеческие ценности”
имеет более широкий характер. Понятие
Каждая из стран боролась со
своими трудностями, не осознавая того
факта, что мир вступил в полосу гигантского
всеобщего кризиса, выйти из которого
вообще нельзя, не поняв глобальный характер
опасности, не мобилизовав людей Земли
на преодоление её “затруднений”. Только
качественный сдвиг во всем человеческом
мышлении и поведении могло бы разорвать
этот порочный круг проблем.
Так остается ли у человека хоть
проблеск надежды на то, что оно когда-нибудь
распрощается с Глобальными проблемами?
Представитель “Римского клуба”
А. Печчеи ещё в 70-х годах уповал на некую
“человеческую революцию”, которая должна
была приобщить всех людей Земли к глобальному
видению проблем, мобилизовать их силы
на борьбу за свое “выживание”. Но можно
ли рассчитывать на подобную просветительскую
утопию в мире, где насчитывается свыше
1 млрд. неграмотных и голодающих, где политики,
озабочены сохранением собственной власти,
не слушают ученых, а “массы” заняты своими
заботами?
Таким образом, глобальные проблемы
современности являются комплексными
и всеобъемлющими. Они тесно переплетены
между собой, с региональными и национально-государственными
проблемами. В их основе – противоречия
глобального масштаба, затрагивающие
основы существования современной цивилизации.
Обострение этих противоречий в одном
звене ведет к деструктивным процессам
в целом, порождает новые проблемы. Разрешение
глобальных проблем осложняется также
и тем, что пока еще низок уровень управления
глобальными процессами со стороны международных
организаций, их осознания и финансирования
со стороны суверенных государств. Стратегия
выживания человека на основе решения
глобальных проблем современности должна
вывести народы на новые рубежи цивилизованного
развития.
Итак, понятие индивидуальности акцентирует
внимание на том особенном, специфическом,
своеобразном, что отличает данного конкретного
человека от других людей. Оно может рассматриваться
как антитеза по отношению к понятию среднетипичного.
С представлением о развитой индивидуальности
связывается наличие многообразных социальных
качеств, сообщающих человеку подлинную
неповторимость.
Чтобы сделать это утверждение
более понятным, обратимся к такому наглядному
примеру социальных качеств человека,
как способности. Уметь многое, не быть
профессионально ограниченным, соединять
в своем занятии различные дарования и
обладать способностью в случае необходимости
быстро овладевать другими видами деятельности
- таково, пожалуй, наиболее емкое выражение
индивидуальной развитости. Не случайно
в течение более двух веков философы и
историки, поясняя, что они разумеют под
индивидуальностью, указывают на выдающихся
деятелей эпохи Возрождения.
Понятие индивидуальности можно
назвать ренессансным по своему происхождению
и духу. Не в том смысле, что эпоха Возрождения
выработала это понятие (оно появилось
значительно позже), а в том, что деятели
Возрождения реально явили миру его содержание,
хотя, конечно, многосторонне одаренные
люди жили и прежде. Самобытность каждого
из тогдашних мастеров (а она удивительна)
была интегральным выражением многосторонности.
В итальянских, южнофранцузских и немецких
городах XV - первой трети XVI столетия родилась
культура, деятели которой ярко продемонстрировали,
чем вообще может быть человек, какие универсальные
задатки кроются в каждом из людей.
Сообщество деятелей ренессансной
культуры было как бы наброском, провозвестием того, чем должно стать
в отдаленном будущем все человечество:
бесконечным многообразием многогранно
одаренных индивидуальностей.
Конечно, культуру Возрождения
неправильно было бы идеализировать. Нельзя
забывать, что она еще во многих отношениях
была элитарным духовным образованием,
нуждалась в опеке богатых меценатов,
а с конца XVI столетия вступила в фазу аристократического
перерождения. И все-таки для большинства
западных мыслителей, размышлявших над
проблемой индивидуальности, Ренессанс
был общекультурной мерой, с которой они
соотносили и свои идеалы, и свои упреки
по адресу развивающегося разделения
труда.
Индивидуальность не только
обладает различными способностями, но
еще и представляет некую их целостность.
Богато одаренный человек обладает не
просто набором, совокупностью, но ансамблем
различных задатков. При этом одно из его
дарований, как правило, возвышается над
всеми другими, определяя оригинальный
способ их сочетания. Это обстоятельство
было акцентировано эстетической теорией
XIX века. Размышляя над загадкой художественного
творчества, И. В. Гёте и философы-романтики
(Ф. Шлегель, Новалис, Ф. Шлейермахер) приходили
к выводу, что гармоническое многообразие
способностей достигается путем реализации
какого-то главного призвания-дарования,
или "гения", отличающего отдельного
конкретного индивида.
Процесс самореализации должен
носить совершенно свободный характер.
Призвание - не роль, не задача, которую
человек может перед собой поставить,
а затем планомерно и методично осуществлять.
Вся его преднамеренность и воля должны
быть как раз направлены на то, чтобы "не
препятствовать гению", чтобы дарование-призвание
"само в нем заговорило". Напряженная
целенаправленная работа совершенно необходима
для творчества, но сама по себе она лишь
подготовляет момент вдохновения, озарения,
открытия. Работая, мастер как бы просто
разминает глину, ваять же из нее будет
не он, а его разбуженный дар. Только так
рождается на свет подлинный шедевр - произведение,
которое поражает своей слаженностью,
естественностью и непринужденностью.
Не иначе обстоит дело и с индивидуальной
целостностью человека. Чтобы эта целостность
образовалась, нужны многообразные целенаправленные
усилия. Но не они строят индивидуальность:
она сама строится, а точнее - сбывается,
вырастает из зерна дарования в почве,
которая разрыхлена работой.
Наблюдения Гёте и романтиков
содержали, возможно, самое яркое описание
индивидуальности, позволяющее раскрыть
данное понятие. Но они же выявили, что
понятие это еще далеко не исчерпывает
человеческой активности. Они указывали
(или по крайней мере намекали) на какую-то
иную структуру этой активности, с помощью
и под эгидой которой сама индивидуальность
зреет, развертывается и гармонизируется.
Речь идет о личностной структуре, определяющими
характеристиками которой являются как
раз преднамеренность, целенаправленность,
проективность.
Высшую ступень развития способностей
называют талантом. Талант - это сочетание
способностей, дающее человеку возможность
успешно, самостоятельно и оригинально выполнять
какую-либо сложную трудовую деятельность.
Так же как и способности, талант
представляет собой лишь возможность
приобретения высокого мастерства и значительных
успехов в творчестве. В конечном счете,
творческие достижения зависят от общественно-исторических
условий существования людей. Если общество
испытывает необходимость в талантливых
людях, если подготовлены условия для
их развития, то появление таких людей
становится возможным.
Вот почему нельзя ставить знак
равенства между талантом как потенциальной
возможностью создания значительных ценностей
в науке, искусстве и социальной жизни
и реализацией этих возможностей в продуктах
материальной и духовной культуры общества.
История общественных формаций, основанных
на эксплуатации человека человеком, свидетельствует
о том, что бесчисленное множество дарований
не развивалось из-за отсутствия социально-экономических
условий, необходимых для их формирования.
Капиталистическое общество (точно так
же, как до него феодальное и рабовладельческое)
закрывает пути для развития талантов
у подавляющего большинства представителей
угнетенных классов.
Пробуждение талантов общественно
обусловлено. То, какие дарования получат
наиболее благоприятные условия для полноценного
развития, зависит от потребностей эпохи
и особенностей конкретных задач, которые
стоят перед государством. В период войн
бурно развиваются полководческие таланты,
в мирное время - инженерные, конструкторские
и т.д .
Талант - это сочетание способностей,
их совокупность. Отдельно взятая, изолированная
способность не может быть аналогом таланта,
даже если она достигла очень высокого
уровня развития и ярко выражена. Об этом,
в частности, свидетельствуют обследования
людей, обладавших феноменальной памятью.
Между тем именно в памяти, ее прочности
и емкости многие готовы видеть эквивалент
таланта. Конечно, хорошо развитая память
- важная способность, отвечающая требованиям
многих видов деятельности. Число замечательных
писателей, художников, композиторов,
политических деятелей, обладавших редкой
памятью, весьма велико: А.С. Пушкин, А.Н.
Толстой, И.И. Левитан, Н.Н. Ге, С.В. Рахманинов,
М.А. Балакирев, А.В. Суворов, Г. Доре, В.
Моцарт и др. Но можно назвать во много
раз большее число людей не менее известных
и талантливых, которые не обладали сколько-нибудь
выдающейся памятью. Самых обычных объемов
и прочности памяти достаточно для того,
чтобы творчески, успешно и оригинально
(т.е. талантливо) выполнять какую-нибудь
общественно полезную деятельность.
Талант настолько сложное сочетание
психических качеств личности, что он
не может быть определен какой-либо одной-единственной
способностью, пусть это даже будет такая
ценная способность, как высокая продуктивность
памяти. Скорее, наоборот, отсутствие или,
точнее, слабое развитие какой-либо даже
важной способности, как об этом свидетельствуют
психологические исследования, может
быть с успехом компенсировано интенсивным
развитием других способностей, входящих
в сложный ансамбль качеств таланта.
Структура таланта определяется
в конечном счете характером требований,
которые предъявляет личности данная
деятельность (политическая, научная,
художественная, производственная, спортивная,
военная и т. д.). Поэтому составляющие
талант способности будут далеко не идентичны,
если сравнивать, например, между собой
талантливого композитора и талантливого
авиаконструктора.
В результате изучения ряда
одаренных детей удалось выявить некоторые
существенно важные способности, которые
в совокупности образуют структуру умственной
одаренности. Первая особенность личности,
которая может быть выделена таким образом,
- это внимательность, собранность, постоянная
готовность к напряженной работе. На уроке
ученик не отвлекается, ничего не пропускает,
постоянно готов к ответу. Он отдает себя
целиком тому, что его заинтересовало.
Вторая особенность личности высокоодаренного
ребенка, неразрывно связанная с первой,
заключается в том, что готовность к труду
у него перерастает в склонность к труду,
в трудолюбие, в неуемную потребность
трудиться. Третья группа особенностей
связана непосредственно с интеллектуальной
деятельностью: это особенности мышления,
быстрота мыслительных процессов, систематичность
ума, повышенные возможности анализа и
обобщения, высокая продуктивность умственной
деятельности.
Указанные способности, которые
в целом образуют структуру умственной
одарённости, по свидетельству многочисленных
психологических наблюдений над одаренными
детьми, проявляются у подавляющею большинства
таких ребят и отличаются лишь степенью
выраженности каждой из этих способностей,
взятой в отдельности. Если же говорить
о специфических различиях в одаренности,
то они обнаруживаются главным образом
в направленности и интересов. Один ребенок
после какою-либо периода исканий останавливается
на математике, другой - на биологии, третий
увлекается художественно-литературным
творчеством, четвёртый - историей и археологией
и т. п.
Способности ощущения, механической
памяти, эмоциональной возбудимости, психомоторики,
темперамента развиваются на основе врожденных
задатков. Задатки - это обусловленные
наследственными генами возможности развития
анатомо-физиологических и ими определяющихся
некоторых психических свойств, действительное
развитие которых зависит от их взаимодействия
со средой.
Моральные качества личности,
как все свойства направленности, не имеют
задатков совсем и формируются только
в процессе воспитания. Но и способности,
имеющие задатки, развиваются из них далеко
не непосредственно. Из задатков хорошего
слуха могут в процессе развития личности
в зависимости от условий жизни сформироваться
и музыкальные способности, и способности
радиоакустика. Задатки хорошего зрения
могут превратиться в художест¬венные
способности и в способности часовщика
или прибориста .
Талант - это своего рода мера
генетически и опытно предопределенных
возможностей человека адаптироваться
к жизни. Основные функции таланта - максимальное
приспособление к миру, окружению, нахождение
решения во всех случаях, когда создаются
новые, непредвиденные проблемы, требующие
именно творческого подхода. 3. Понятие свободы. Свобода,
необходимость и ответственность личности
в обществе. «Свобода» — одна из основных
философских категорий, характеризующих
сущность человека и его существование.
Свобода — это возможность личности мыслить
и поступать в соответствии со своими
представлениями и желаниями, Поэтому
стремление к свободе — естественное
состояние человека. Однако решить вопрос
о том, что есть свобода, оказалось не так
просто. И диапазон понимания этого показался
чрезвычайно широк. В категории философии
предлагались различные варианты понимания
свободы от отрицательной свободы до положительной
(свободы «для»), и даже «бегства свободы».
Оказалось также, что то или иное понимание
свободы соотносится с такими понятиями,
как произвол, воля, необходимость и т.
д.
Для человека характерно стремление к так называемой уютной свободе, которая никем и ничем не ограниченна.
Волюнтаризм рассматривает волю в качестве основного принципа жизни человека. Свобода воли означает возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач. Волюнтаризм — это признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни. Корни волюнтаризма уходят в христианскую догматику, учения Канта, Фихте, Шеллинга Шопенгауэра, Ницше. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с объективными законами бытия, произвольно решать вопросы жизни общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость.
Под необходимостью часто понимается предопределение, Божий промысел, судьба, рок. Именно необходимость становится точкой отсчета для всех представителей фатализма, для которого характерно представление о мире как о некоем механизме, работа которого подчиняется объективным, т. е. независимым от сознания человека законам, которые и выступают как необходимость. Фаталисты, таким образом, напротив предопределяют изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это судьбой, волей Бога, детерминизмом, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущим. При таком подходе не остается места свободе выбора человека". В мире господствует жесткая необходимость, предсказуемость основных этапов жизни человека и общества.
В XVIII в. Бенедикт Спиноза стремился разрешит противоречие между свободой и необходимостью. Именно он сформулировал известный тезис «свобода — есть познанная необходимость». Логика его рассуждений сводилась к следующему. В природе все подчинено необходимости, здесь нет свободы (и случайности). Человек — часть природы и, следовательно, также подчинен необходимости. Однако естественным состоянием человека остается стремление к свободе. Не желая лишать человека состояния свободы, Спиноза утверждал, что свободен человек, только когда познает. При этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность, тем самым, превратившись из «раба» действительного мира, в его «господина».
Точку зрения Спинозы разделяли впоследствии Гегель и Маркс. В марксизме необходимость выступает как выражение закономерного, объективно обусловленного для развития событий. Однако в своих произведениях Маркс полагал, что задача заключается не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и преобразовать его. И хотя и Гегель, и основоположники марксизма не исключали случайных явлений, способных повлиять на объективные процессы, но им все же отводилась второстепенная роль.
Информация о работе Понятие глобальных проблем, их происхождение и сущность