Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:55, реферат
Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества.
Внутренний, духовный мир человека называют «микрокосмом» - в отличие от «большого мира».
Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты,
Все эти признаки взаимосвязаны. Их выделение целесообразно только с точки зрения более полного раскрытия содержания веры как особого феномена духовного мира и его роли в жизнедеятельности личности
Убеждение, как и вера, характеризуется признанием истинности воспринимаемых знаний, которые становятся способом понимания человеком явлений действительности, руководством к действию. Отличается убеждение от веры, прежде всего, тем что истинность воспринимаемых знаний подтверждается непосредственно практикой жизни, достаточной логической аргументацией, опирающейся на конкретные факты и теоретические обоснования. Кроме того, убеждение может быть связано с осознанием истинности и желаемого и не желаемого.
Вера и убеждение играют важную роль в формировании мировоззрения личности. Под мировоззрением понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.
Роль мировоззрения в
жизнедеятельности человека огромна,
без него невозможно осуществление
целеполагающей деятельности. Человек
вообще невозможен без мировоззрения,
пусть самого примитивного. Исходя
из мировоззрения человек
Эта роль проявляется в трех основных аспектах:
- во-первых, они представляют собой предпосылки формирования мировоззрения. Без веры и убеждений мировоззрение, как целостное выражение духовного мира, практически невозможно;
- во-вторых, вера и убеждение представляют собой формы проявления, функционирования мировоззрения.
Причем мировоззрение
может формироваться
Носителями того или иного
мировоззрения выступают
Выделяют несколько типов мировоззрения:
1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;
2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
3) научное, которое опирается
на достижения современной
4) гуманистическое, объединяющее
лучшие стороны научного
Мировоззрение формируется на основе всех структурных элементов духовного мира личности и всего содержания общественного сознания, но не сводится к их сумме. Оно приобретает в духовном мире относительную самостоятельность и выступает по отношению к личности как своеобразный внутренний императив, регулятор, определяющий сам способ видения человеком мира и себя в нем.
Сердцевину мировоззрения составляет понимание человеком целей и смысла жизни, ориентирует его на деятельность, которая находит свое выражение в стремлении личности к достижению счастья, под которым следует понимать чувственно-эмоциональное состояние удовлетворенности от реализации или стремления к реализации понимаемых человеком целей и смысла жизни. Счастлив может быть каждый человек, безотносительно к тому, каков уровень его социальной зрелости, уровень интеллектуального развития, независимо от возраста, мировоззренческих установок, т.к достижение человеком счастья зависит, прежде всего, от того, в чем он видит смысл своего бытия.
Проходя проверку жизненным
опытом, мировоззрение трансформируется
в жизненную позицию личности.
Жизненная позиция представляет
собой основанную на мировоззренческих
установках и на жизненном опыте
готовность к действию. Позиция может
быть активной и пассивной. Реализация
жизненной позиции в
Сферой и способом реализации духовного мира личности, мировоззренческих установок и жизненной позиции является социальная активность.
Социальная активность - способ самореализации личностью понимаемых ею целей и смысла жизни. Социальная активность - это также показатель степени социальной зрелости личности, ее гражданственности.
Человечество перешагнуло порог нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будут некие неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно, что никакое заранее уготованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует. Даже апокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножать силы зла или активно созидать добро.
Общественное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществятся на практике? Каким станет наше Отечество через несколько лет? В конечном счете, это зависит от сознательной и активной деятельности людей.
Современное общество предоставляет человеку широкий выбор сфер приложения своих сил, найти свое место в мире, определить пути решения возникающих сложных проблем, увидеть возможности наиболее полной реализации своих способностей, утвердить себя как личность.
Список литературы
1) Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности / - Омск: ОГУ, 2002. - 296 с.
2) Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности / - М.: Изд-во "Научная книга", 2003. - 235 с.
3) Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Человек и общество: Учебное пособие для учащихся / - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 400 с.
4) http://bibliofond.ru/detail.