Понятие и природа ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:16, реферат

Краткое описание

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение). Но прежде чем сложиться в её современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она сформировалась. В античной, а затем и в средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Например, для Сократа и Платона такие ценности, как благо и справедливость, являлись главными критериями истинного бытия. Кроме того, в античной философии предпринималась попытка классифицировать ценности. В частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым он относил человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и природа.docx

— 16.30 Кб (Скачать файл)

Понятие и природа ценностей

Философское учение о ценностях  и их природе называется аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение). Но прежде чем сложиться в её современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она сформировалась. В античной, а затем и в средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Например, для Сократа и Платона такие ценности, как благо и справедливость, являлись главными критериями истинного бытия. Кроме того, в античной философии предпринималась попытка классифицировать ценности. В частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым он относил человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека.

Различные исторические эпохи  и разные философские системы  накладывают свой отпечаток на понимание  ценностей. В Средние века они  связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает  на первый план ценности гуманизма. В  Новое время развитие науки и  новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений  как ценностей.

Кант впервые употребил  понятие ценности в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности – это: требования, обращённые к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделял разграничению ценностей  на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и  характеризуются со стороны их «количественной  определённости». По существу, здесь  имеется в виду абстрактная, меновая  стоимость товара.

В соответствии с основными  сферами общественной жизни обычно различают 3 группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.

Материальные ценности –  это ценностно значимые природные  объекты и предметы, т.е. средства труда и вещи непосредственного  потребления. К природным ценностям  относятся естественные блага, заключённые  в природных богатствах. А к  предметным ценностям – предметы материального мира, созданные в  результате человеческого труда, а  также предметы культурного наследия прошлого.

Социально-политические ценности – это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят  социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а  также  прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию  общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т.д.

Духовные ценности – это  нормативно-оценочная сторона явлений  общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными  ценностями принято считать  ценности науки, морали, искусства, философии, права  и т.д.

Второе основание классификации  ценностей – по субъектам. Здесь  различают ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие.

Индивидуальная, или личностная ценность – это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного  человека. Любая ценность по своей  сути индивидуальна, ведь только человек  способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются  потребностями и интересами индивида.

Групповые ценности – это  ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей. Групповые ценности имеют большое  значение для жизнедеятельности  того или иного коллектива, сплачивая  входящих в него индивидов едиными  интересами, ценностными ориентациями.

Общечеловеческие ценности – это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового общества. К общечеловеческим ценностям относятся  социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества; общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения; природные  ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют  глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.

С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни  общества и человека, их можно разделить  на три следующие группы:

Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.

Ценности повседневного  спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство  как материальных, так и духовных ценностей. Это всё то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может  функционировать и развиваться.

Высшие ценности – это  предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения  и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможно нормальная жизнь общества в целом. К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности; ценности самосохранения; ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств и др.


Информация о работе Понятие и природа ценностей