Понятие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принад-лежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Личность происходит от слова личина - маска. Человек всегда и вез¬де играет некоторую роль. Мы познаем друг дру¬га в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что ма¬ска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной са¬мости — той самости, которую мы желаем иметь. Исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности.

Содержание

Введение. 3

Понятие личности 3

Социализация личности. 5
Понятие социолизации. 5
Теории социолизации. 8

Личность в системе общественных отношений 17
Марксистская теория. 17
Деятельный подход. 18

Ролевая концепция личности 21
Роли как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. 21
Функционалистский подход. 22
Социальный статус. 23

Заключение. 25

Список литературы: 28

Вложенные файлы: 1 файл

философия СРС.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принад­лежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и спо­собности ребенка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (один—три года) ребенок примеряет на себя всевоз­можные роли. На второй стадии (три—четыре года), называемой ста­дией коллективной игры, ребенок вместе с другими начинает осуще­ствлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого Я служит способность принять на себя роль «обобщенного другого» — с наступ­лением третьей стадии (от четырех—пяти лет и далее).

Мид подчеркивал значение отношений со сверстниками для фор­мирования самостоятельной и ответственной личности.

Одним из первых выделил механизмы социализации ребенка ос­нователь психоанализа Фрейд. По Фрейду, личность состоит из трех основных компонентов: Оно, Я, Сверх-Я. Оно — примитивный компо­нент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция Я осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. Сверх-Я— носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции. Со­циализация понимается Фрейдом как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит ста­новление трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет пять стадий, связанных с определенными участками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э.Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого Я коренят­ся в социальной организации общества. Каждой стадии развития лич­ности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, кото­рые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Эти идеи Эриксона легли в основу двух важных понятий его кон­цепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благода­ря тому что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая иден­тичность. Параллельно с групповой идентичностью формируется эго-идентичность, которая создает у субъекта чувство устойчивости и не­прерывности своего Я, несмотря на изменения, которые происходят с ним в процессе роста и развития.

Эриксон выдвинул три новых и важных положения.

Во-первых, он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется на­правленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, сущест­вуют и психологические стадии развития Я, в процессе которого ин­дивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растя­гивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте.

И, в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.

В теории Фрейда первая стадия развития человека соответствует оральной фазе и охватывает первый год жизни. В этот период разви­вается параметр социального взаимодействия, положительным полю­сом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие. Если младенец не получает должного ухода, любви, то вырабатывающееся у него недоверие к миру он перенесет в другие стадии своего развития. Вопрос о том, какое начало одержит верх, будет возникать заново на каждой последующей стадии развития.

По Фрейду, вторая стадия, совпадая с анальной фазой, охватывает второй и третий годы жизни. На этой фазе устанавливается соотноше­ние между самостоятельностью, с одной стороны, и стыдливостью и неуверенностью — с другой. Ребенок, вынесший из этой стадии го­раздо больше самостоятельности, чем стыда (если родители предо­ставляют ему делать то, на что он способен), окажется хорошо подго­товлен к развитию самостоятельности в дальнейшем.

Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Социальный параметр этой стадии, по мнению Эриксона, разви­вается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как на этой стадии реагируют родители на игры и забавы ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.

Возраст от шести до одиннадцати лет — четвертая стадия, соответ­ствующая латентной фазе в психоанализе. Здесь Эриксон расширяет рамки психоанализа и указывает, что развитие ребенка в этот период зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. У ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм, регламентированным занятиям, а социальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством не­полноценности — с другой.

При переходе в пятую стадию (двенадцать — восемнадцать лет) па­раметр связи с окружающим колеблется между положительным по­люсом идентификации Я и отрицательным полюсом путаницы ролей, т.е. подросток, который приобрел способность к обобщениям, должен объединить все, что он знает о себе как о сыне, школьнике, друге, спортсмене и т.д. Все эти роли он должен собрать в одно целое, ос­мыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если моло­дой человек успешно справится с такой психосоциальной идентифи­кацией, у него появится ощущение того, кто он есть и куда идет. В отличие от предыдущих стадий, влияние родителей теперь стано­вится гораздо более косвенным.

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Спе­цифический для этой стадии параметр заключен между положительным полюсом близости (в браке, дружбе) и отрицательным — одиночества.

Седьмая стадия — зрелый возраст. На этой стадии появляется новый параметр личности — общечеловечность. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пре­делами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений. Тот, у кого такое чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и собственном комфорте.

Восьмой, последний, параметр классификации Эриксона — пси­хосоциальный, он заключен между целостностью и безнадежностью. Таковы основные стадии жизненного цикла в классификации Эриксона. Распространяя период формирования личности на весь жизненный цикл, ученый утверждает, что каждому возрасту присущи свои эмоциональные кризисы. Эриксон считает, что у каждой стадии есть свои сильные стороны и неудача на одной стадии может быть ис­правлена в последующем удачами на других. Кроме того, теория Эриксона перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.

Латентная и генитальная стадии для Эриксона — это периоды, когда у индивида развивается чувство идентичности либо противопо­ложное ему чувство ролевой диффузности. Для Эриксона решающая задача подросткового периода заключается в становлении чувства Я - идентичности, растущей уверенности, что сегодняшнее восприятие индивидом самого себя является продолжением его прошлого Я и со­гласуется с восприятием его другими людьми. По сравнению с людь­ми, у которых развилось чувство идентичности, человек с диффузией ролей не вполне уверен в том, кем он является на самом деле, он не знает, соответствует ли то, что думает о себе он сам, тому, что думают о нем окружающие, и он не отдает себе отчета в. том, как он стал тем, кто он есть, и кем он станет в будущем. В поздний подростковый пе­риод и студенческие годы стремление решить задачу идентичности может привести к вступлению в самые разные группы и к мучитель­ным переживаниям по поводу выбора карьеры.

В своем исследовании процесса формирования идентичности аме­риканский социальный ученый Д. Марсиа выделяет четыре позиции, которые могут иметь индивиды в ходе этого процесса. Позицию до­стигнутой идентичности человек приобретает, если он устанавливает свою идентичность после поиска и изучения себя. Такие индивиды функционируют на высоком психологическом уровне, будучи спо­собны к независимому мышлению, к близости в межличностных от­ношениях, к сложным моральным рассуждениям, они с их чувством самоуважения обладают устойчивостью к групповому давлению и к групповым манипуляциям. Позицию идентификационного моратория индивид имеет, если он находится в разгаре кризиса идентичности. Такие люди способны к деятельности высокого психологического уровня, что выражается в сложных умозаключениях и моральных рас­суждениях: они также ценят близость в отношениях с другими людь­ми. Однако они все еще продолжают решать проблему, кто же они та­кие и что о них думают другие, и менее готовы к тому, чтобы сделать ответственный выбор в разных сферах жизни, чем достигшие иден­тичности. В случае неоплаченной идентичности индивид принимает определенную идентичность, минуя процесс исследования себя. Та­кие индивиды склонны к ригидности, сильно подвержены группово­му давлению и чувствительны к манипуляциям. Они склонны к со­блюдению условностей и отказываются отступать от принятых ими стандартов добра и зла. И, наконец, индивид, достигший диффузной идентичности, лишен какого-либо сильного чувства идентичности или обязательств перед кем-либо. Подобные индивиды легко уязвимы в случае ударов по их самоуважению, их мышление часто дезорга­низовано, у них есть проблемы с установлением близких отношений с людьми. Таким образом, считает Марсиа, индивиды различаются по тому, как они справляются с процессом формирования идентичности, причем данные различия проявляются в их ощущении себя, в мысли­тельных процессах и межличностных отношениях. Хотя то, как про­текает процесс формирования идентичности, и не предопределяет жестко структуру будущей жизни, этот процесс имеет, согласно взгля­дам Марсиа, большое значение для дальнейшего развития личности. Швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя различные стадии в развитии личности, делает акцент на интеллектуальном развитии ре­бенка и подростка в зависимости от опыта и социального взаимодей­ствия. В интеллектуальном развитии Пиаже выделяет несколько больших этапов, сменяющих друг друга в определенной последова­тельности.

Впервые действия ребенка отражаются в форме мысли на втором году жизни. С этого возраста и примерно до двух лет ребенок проходит дооперациональную стадию мышления, которая характеризуется Пиа­же как стадия эгоцентризма. На этом этапе ребенок использует скорее образы, чем понятия, и концентрируется на настоящем моменте.

В возрасте семи лет мышление ребенка «децентрируется», проис­ходит переход на стадию конкретных операций. Ребенок начинает по­нимать, что существуют разные точки зрения — эгоцентризм уступа­ет место социоцентризму. После одиннадцати лет мышление ребенка переходит на стадию формальных операций, которая завершается к пятнадцати годам и характеризует «зрелый ум», способный к дедук­тивным умозаключениям и построению гипотез.

Социализацией Пиаже называет социальные отношения между са­мими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения). Ребенок социален с самого рождения., но далее социализируется только постепенно, по мере формирования со­ответствующего интеллектуального аппарата и моральных принципов.

Уже несколько поколений ученых разрабатывают концепции «со­циального научения» (Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Б. Скиннер, А. Бандура и др.). Согласно концепции социального научения, соци­ализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое мес­то в обществе в результате научения. Существуют разные концепции научения. По Скиннеру, поведение формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных вари­антов, с помощью награды или наказания. Бандура считал, что дети приобретают новое поведение благодаря имитации. Еще одна форма научения — научение через наблюдение, имитацию и идентифика­цию. В теории социального научения рассматривается удовлетворе­ние биологических потребностей ребенка матерью, имитация детьми поведения сильных личностей, подкрепление их социального поведе­ния и другие воздействия внешнего окружения.

Т. Парсонс применил понятие имитации и идентификации, вве­денные еще Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Он определял имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. Идентификация для Парсонса означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Согласно его взглядам, индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Основным органом пер­вичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные установки личности.

С момента рождения и на протяжении всей жизни человек контак­тирует с окружающими, включаясь в различные виды деятельности. В отечественной социологии процесс социализации принято разде­лять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Многие авторы подчеркивают, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается.

Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек, напри­мер, мигрирует в другую страну, переходит на новую работу, вступает в религиозную секту, уходит из дома, разводится и т.д. На каждой ста­дии социализации в действие вступают определенные социальные институты: семья, группы сверстников, школа, средства массовой коммуникации, трудовые коллективы, различные ассоциации и т.д.

Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация производна от первичной. Каждый индивид рождается в объективной со­циальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т.е. интернализирует (усваивает) их и делает своими собственными. Усваивая социальные значения, учась пони­мать других людей, человек обретает способность жить в обществе.

На каждом этапе социализации личность обретает новую для себя социальную определенность. Особенно важны изменения, происхо­дящие в сознании личности. Усвоение новых норм поведения — это не просто внешнее изменение, происходящее с индивидом, но и вну­тренняя трансформация сознания, новый взгляд на свою идентич­ность. Объективно личность входит в новое социальное поле, субъек­тивно же она усваивает новый взгляд на мир.

С другой стороны, процесс социализации личности, каким бы он ни был индивидуализированным, происходит в широком контексте социальной структуры. Индивид всегда встречает определенную про­грамму поведения, принятую в обществе, некий социально-структур­ный порядок. Сможет человек вписаться в существующий порядок — значит социализация прошла успешно. Бывают и такие ситуации, когда личность не только соответствует социальному порядку, но и са­ма существенно влияет на него.

 

Личность в системе общественных отношений

 

Марксистская теория.

Личность предстает как целостность социальных качеств человека, «определенным обра­зом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», как «продукт исторического развития», результат включения индивида в социум через деятельность и общение.

К. Маркс осознавал, что мир человека — это исторически возникш­ая и социально заданная объективная действительность. Человек творит, преобразует ее, ставит перед собой цели и идеалы, формирует и обогащает свою сущность, раскрывающуюся в его личности. Этот предметный мир предстает в качестве «внешнего отношения полезности», «которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью человека», а, напротив, как опредмеченные сущностные силы человека. Поэтому сущность «особой личности составляет ее социальное качество». Решающими для формирования и развития личности, по Марксу, являются экономические отношения, составляющие реаль­ный базис общества, и уже над ними надстраиваются социальные, по­литические, социокультурные, семейно бытовые отношения.

Информация о работе Понятие личности