Понятие материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 07:56, реферат

Краткое описание

Понятие материи является одним из фундаментальных философских понятий, прошедших эволюцию с тремя основными этапами: - первый этап (с античности до 17 века) представлял материю как некий вещественный субстрат, некую вещь, строительный материал, из которого построен весь мир. Подобное представление о материи было характерно для стихийного материализма, который всё качественное многообразие существующих вещей свёл к понятию единой основы мира - первоматерии.
В качестве такой первоматерии у Фалеса выступала вода, у Анаксимена воздух, у Анаксимандра апейрон, у Гераклита огонь.

Содержание

1) Введение
2) Строение материи
3) Свойства материи
4) Атрибуты материи
5) Вывод о материи
6) Введение. Научная картина мира
7) Функции
8) Структура
9) Вывод о научной картине мира
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

материя.docx

— 34.90 Кб (Скачать файл)

 

                                               

Содержание:

1) Введение

2) Строение материи

3) Свойства материи

4) Атрибуты материи

5) Вывод о материи

6) Введение. Научная картина мира

7)  Функции

8)  Структура 

9) Вывод о научной картине  мира

Список литературы 

1.  Понятие материи является одним из фундаментальных философских понятий, прошедших эволюцию с тремя основными этапами:

- первый этап (с античности до 17 века) представлял материю как  некий вещественный субстрат, некую  вещь, строительный материал, из  которого построен весь мир. Подобное представление о материи было характерно для стихийного материализма, который всё качественное многообразие существующих вещей свёл к понятию единой основы мира - первоматерии.

В качестве такой первоматерии у Фалеса выступала вода, у Анаксимена воздух, у Анаксимандра апейрон, у Гераклита огонь. Однако, чуть позже, Демокрит выдвинул идею атомарного строения мира, посчитав, что одного определённого вещества недостаточно, чтобы объяснить качественное многообразие всего существующего.Аристотель под материей понимал некую физическую субстанцию, которая лежит в основе любой вещи. Она бесконечно делима и по сути выступает лишь возможностью (потенцией) любого образования, которое может быть превращено в нечто действительное лишь при соединении материи с формой (с сущностью вещи). У человека, например, материей выступает его тело, а формой душа;

- второй этап (XVII — сер.XIX века) характеризовался влиянием естественнонаучных знаний на представление о материи. Развитие математики и механики способствовало тому, что материя отождествлялась с веществом (атомами), которому приписывались такие свойства как протяжённость в пространстве, движение, воздействие на органы чувств, вес, масса.

На основе механистического понимания  материи природа и общество представлялись в виде сложной механической системы, элементами которой являются атомы, источником движения которых выступает  некая внешняя сила (первотолчок). Недостатком подобного взгляда на мир, именуемого в философии механистическим материализмом, являлась неспособность объяснить особенности развития общественных и духовных процессов, понять процесс развития материи до возникновения сознания;

- третий этап (сер.XIX века) разрушил представление о материи как о веществе, поскольку открытие поля в естествознании привело к выводу о том, что возможно существование некоей самостоятельной физической реальности, которая способна существовать и распространяться в пространстве независимо от вещественного объекта, а также расшатало представления классической механики о неизменности массы тела и т.д.

Кризис в физике привёл к новому пониманию связи материи, движения, пространства и времени и возникновению диалектического материализма, давшего новое универсальное определение понятию материи. Такое определение было дано В.И.Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

2. Отсюда вытекают следующие свойства материи:

а) объективность, т.е. существование независимо от нашего сознания (признаётся первичность материи по отношению к сознанию);

б) неисчерпаемость, т.е. способность существовать в многообразии конкретных объектов (поскольку человек постоянно открывает новые свойства природных тел и процессов, а также производит бесконечное множество не существующих в природе вещей);

в) познаваемость (это свойство материи означает согласование между собой законов мышления и законов объективного мира, поскольку мышление является продуктом объективной реальности (мозга));

г) несотворимость и неуничтожимость;

в) вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

г) материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

д) детерминированность всех явлений

е) причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

ж) отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления

 

Отсюда следует, что материя  как объективная реальность существует не как некий материал, из которого строятся все конкретные вещи, а  отражает бесчисленное множество вещей, их свойств и отношений, что предполагает существование многообразных видов материи, которые в современной науке трактуются как уровни её структурной организации.

3. Строение материи. Можно говорить о строении материи на уровне неживой и живой природы. Неживая природа состоит из:

- элементарных частиц (протонов, нейтронов  и т.д.) и вакуума (особое состояние  материи, где происходит непрерывное  появление и исчезновение элементарных частиц);

- атомов (строятся из элементарных  частиц); в свою очередь, элементарные частицы, ядра атомов и ионы образуют плазму, из которой состоят звёзды, в недрах которых протекают ядерные реакции;

- молекул (формируются в результате  взаимодействия атомов);

- макротел (формируются в результате  взаимодействия молекул, образуя жидкие, твёрдые и газообразные тела);

- планет (особого типа макротел, состоящих из ядра, литосферы,  иногда атмосферы и гидросферы);

- планетных систем (планеты и  звёзды);

- галактик (планетные системы, межзвёздная  пыль и газ);

- систем галактик (скопление галактик  разных типов);

- метагалактики (система взаимодействующих  скоплений галактик, удаляющихся  друг от друга с большими  скоростями);

Живая природа состоит из двух полууровней: биологического и социального. Биологический включает в себя:

- доклеточный уровень (белки и нуклеиновые кислоты);

- клетки и одноклеточные организмы;

- многоклеточные организмы (растения  и животные);

- надорганизменные структуры (виды, популяции, биоценозы, биосфера);

Социальный уровень (возникает  на определённом этапе развития материи и является особой популяцией живых существ, благодаря труду переходящей с биологического уровня существования на социальный).

4. Материя обладает многочисленными свойствами, но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами, ими являются движение, пространство и время.

Фридрих Энгельс выделил  пять форм движения материи:

1)физическая;

2)химическая;

3)механическая;

4)биологическая;

5)социальная.

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения.

  1. в неорганической природе,

а) пространственное перемещение;

б) движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;

в) движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;

г) изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;

д) геологические процессы;

е) изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;

  1. в живой природе,

а) обмен веществ,

б) саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;

в) взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;

г) внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;

д) надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;

  1. в обществе,

а) многообразные проявления сознательной деятельности людей;

б) все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

 Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним.

5. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

6. В структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который, в свою очередь состоит из двух подуровней:  
 
1)общенаучные знания; 2) философские основания науки. 
 
В этой связи, раскрывая первый вопрос: научная картина мира, ее структура и основные функции важно знать, что общенаучная и частнонаучная картины мира входят в общенаучные знания. Кроме того, научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках и зависит от частнонаучной картины мира. Раскрывая понятие научной картины мира, необходимо подчеркнуть, что оно выражает эволюцию обыденных, научных и философских представлений о природе, обществе, человеке и его познании в зависимости от конкретно-исторических способов и форм познавательной деятельности и социальной практики в целом. Важно отметить, что научная картина мира имеет методологическую и мировоззренческую функции. В данном вопросе можно также выделить онтологические, гносеологические и аксиологические принципы научной картины мира. 

НКМ - системное видение  мироздания, его основ возникновения, организации и ее структуры, динамики во времени и пространстве. Различают общую (системное знание не только о природе, но и обществе) и естественнонаучную картины мира.  
 
Научная картина мира - широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззрения. 

 

7. Функции НКМ: 
 
1) интегративная: НКМ опирается на достоверные знания и это не просто сумма или набор фрагментов отдельных дисциплин. Назначение НКМ заключается в обеспечении синтеза новых знаний; 
 
2) системная: построение представления о любой части мира на основе данных, известных на текущий момент, какими бы скромными они ни были; 
 
3) нормативная: НКМ не просто описывает мироздание, но задает системы установок и принципов освоения действительности, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования. 
 
4) парадигмальная. Парадигма — модель (образ) постановки и решения научных проблем. Допарадигмальный период — хаотичное накопление фактов. В парадигмальном периоде установлены стандарты научной практики, теоретические постулаты, точная НКМ, соединение теории и метода. 
 
Составляющие НКМ: интеллектуальная (охватывается понятием миропонимания) и эмоциональная (через мироощущение и мировосприятие) область.  
 
Поскольку философия претендует на выражение фундаментальных принципов бытия и мышления, то научное философское мировоззрение правомерно определять как высший, теоретический уровень мировоззрений вообще. Оно представлено стройной, научно обоснованной совокупностью воззрений, дающих представление о закономерностях развивающегося универсума и определяющих жизненные позиции, программы поведения людей. 
 
Современной научной картине мира свойственна строгость, достоверность, обоснованность, доказательность. Она представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий и процессов, охватываемых закономерностью. 

8. Структура картины мира  включает  
 
1)центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью,  
 
2)фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые,  
 
3)частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.  
 
Научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение данного концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопление знания.  
 
Неклассическая картина мира - отсутствие жесткой детерминированности на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Неклассическое сознание постоянно ощущало свою предельную зависимость от социальных обстоятельств и одновременно питало надежды на участие в формировании «созвездия» возможностей. 
 
Постнеклассической картины мира — древовидная ветвящаяся графика. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. 

9. Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Со временем картина мира видоизменяется, дополняется представлениями обыденного, религиозного, философского, эстетического  сознания. Для верующего мир —  воплощение божественной гармонии, для  ученого – система логически  взаимосвязанных законов, для философа — первосущее. Исходя из этого, различают религиозную, философскую и научную картину мира. У каждой есть смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной. Их принципиальные различия: основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира; основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы.

Религиозная картина мира делает главным  предметом своего внимания соотношение  повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, сфера человеческого  и сфера Божественного - вот что  является смыслом религиозных размышлений. Постороннее и трансцендентное  всегда сложно и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как понятную человеческому уму, однако подразумевает интуитивное постижение.

Научная картина мира строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния  наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир таким как он есть, потому ее ядро - обесчеловеченная реальность. Исключительное – именно так можно характеризовать влияние науки на мировоззрение современного человека.

Информация о работе Понятие материи