Понятие "материя"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:30, реферат

Краткое описание

Конкретизация понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя». Ясно, что проблемы материи, в том числе и ее понятие, разрабатывались прежде всего философами-материалистами от древних до современных. Наиболее полная и глубокая разработка данных проблем содержится в трудах современных материалистов. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира; разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по ФИЛОСОФИИ.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

     Введение 

     Исходной  категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». В  этой категории фиксируется убеждение  человека в существовании окружающего  мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.

     Категория бытия, выступая предельно общей  абстракцией, объединяет  по  признаку  существования   самые    различные явления,  предметы  и  процессы:  природные объекты,    их свойства,  связи  и  отношения,  человеческие  коллективы  и отдельных    людей,    социальные    институты,    состояния человеческого сознания и т.д. Все существующее – это и  есть мир, к которому мы принадлежим.

     Из  всех многообразных форм бытия в  центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная. И  тому есть простое объяснение. Для  философов самый интересный предмет  исследования – это человек, строй  и смысл его жизни. А вопрос «что такое человек?» подразумевает выделение специфики человеческого существования, то есть таких качеств, которые отличают человека от всего остального мира. И первое, самоочевидное такое качество – это, конечно, наш разум, сознание. Здесь и лежат истоки знаменитой философской антитезы материального и идеального. Философы показывают специфику человеческого бытия через противопоставление идеального (разума, сознания) материальному (всему остальному). Поэтому категории «материя» и «сознание» неизбежно выдвигаются на первый план, образуют своеобразную ось философских размышлений независимо от того, признается ли этот факт открыто или нет.

Выделяя  главные  сферы  бытия   (природу,    общество, сознание), мы неявно  полагаем,  что  многообразие  явлений, событий,  процессов,  включенных  в  эти  сферы,  объединено некоторой общей основой.  Вместе  с  тем  возникает  вопрос: имеется ли нечто  объединяющее  сами  эти  сферы,  можно  ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? Идея такого единства приводит к представлению об  общей основе  всего существующего,  для обозначения которой   в философии была   выработана    категория    «материя».

     Конкретизация понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя». Ясно, что проблемы материи, в том числе и ее понятие, разрабатывались прежде всего философами-материалистами от древних до современных. Наиболее полная и глубокая разработка данных проблем содержится в трудах современных материалистов. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира; разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

     Мир, в котором мы живем и частью которого являемся, -   это материальный  мир.  Он  состоит  из  различных  предметов  и процессов, которые превращаются друг в  друга,  возникают  и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя  независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по  себе,  не может быть отождествлен с материей, но все их  многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность. 

 

       Философское понятие  «материи» 

      Понятие «материя», по-видимому, родилось из стремления выявить изначальное единство всего  существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некой общей, исходной основе, то есть у всех без исключения предметов и явлений есть какая-то единая основа, некий первичный «материал», из чего все «состоит».

     На  роль такой первоосновы мира у  античных греков последовательно претендовали вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), а то и все эти стихии разом (Эмпедокл). Не менее значимы были попытки приписать искомому первоначалу идеальный характер («эйдосы» у Платона, «нус», то есть ум, у Анаксагора). Одной из самых удачных концепций в этом плане стала атомистическая гипотеза Демокрита, основная идея которой входит и в современное мировоззрение.

     Чуть  позже для обозначения предполагаемой изначальной общности всего существующего  стали применять понятие «субстанция» (от латинского substantia – то, что лежит в основе). Категория субстанции в философии обозначает исходное внутреннее единство разнообразных вещей, процессов и явлений, их умопостигаемую сущность. Конкретные вещи возникают и исчезают, их существование обусловлено другими вещами. Базовая же их основа – субстанция – несотворима и неуничтожима, она ничем другим, кроме самой себя, в принципе не может быть обусловлена.

     Весьма  важную попытку дать определение  материи сделал французский материалист XVIII века Гольбах, который в работе "Система природы" писал, что "по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".

       Здесь мы видим стремление  выделить то общее в различных  формах материи, а именно: что  они вызывают у нас ощущения. В этом определении Гольбах уже отвлекается от конкретных свойств предметов и дает представление о материи как абстракции. Вместе с тем определение Гольбаха было ограниченным. Оно не раскрывало до конца сущности всего того , что воздействует на наши органы чувств, оно не раскрывало специфики того, что не может воздействовать на наши чувства. Эта незавершенность предложенного Гольбахом определения материи создавала возможности как для материалистической, так и идеалистической ее трактовки.

       К концу прошлого века естествознание, и в частности физика, достигло  достаточно высокого уровня своего  развития. Были открыты общие  и, казалось, незыблемые принципы  строения мира. Была открыта клетка, сформулирован закон сохранения  и превращения энергии, установлен Дарвиным эволюционный путь развития живой природы, Менделеевым создана периодическая система элементов. Основой бытия всех людей, предметов признавались атомы - мельчайшие, с точки зрения того времени, неделимые частицы вещества. Понятие материи отождествлялось, таким образом, с понятием вещества, масса характеризовалась как мера количества вещества или мера количества материи. Материя рассматривалась вне связи с пространством и временем. Благодаря работам Фарадея, а затем Максвелла, были установлены законы движения электромагнитного поля и электромагнитная природа света. При этом распространение электромагнитных волн связывалось с механическими колебаниями гипотетической среды - эфира. Физики с удовлетворением отмечали: наконец-то, картина мира создана, окружающие нас явления укладываются в предначертанные им рамки.

       Оценивая в целом представления  классической физики XIX в. о строении  и свойствах материи, отметим,  что они страдали теми же  недостатками, что и учения древних.  Точка зрения на материю как на первичную, неизменную субстанцию и отождествление ее при этом с веществом содержали в себе предпосылки возможности критических ситуаций в физике. И это не замедлило сказаться.

       На благополучном, казалось, фоне "стройной теории" вдруг последовала целая серия необъяснимых в рамках классической физики научных открытий. В 1896 г. были открыты рентгеновские лучи. В 1896 г. Беккерель случайно обнаружил радиоактивность урана, в этом же году супруги Кюри открывают радий. Томсоном в 1897 г. открыт электрон, а в 1901 г. Кауфманом показана изменчивость массы электрона при его движении в электромагнитном поле. Наш соотечественник Лебедев обнаруживает световое давление, тем самым окончательно утверждая материальность электромагнитного поля. В начале ХХ в. Планком, Лоренцом, Пуанкаре и др. закладываются основы квантовой механики, и, наконец, в 1905 г. Эйнштейном создается специальная теория относительности.

       Многие физики того периода,  мыслящие метафизически, не смогли  понять сути этих открытий. Вера  в незыблемость основных принципов классической физики привела их к скатыванию с материалистических позиций в сторону идеализма. Логика их рассуждений была такова. Атом - мельчайшая частица вещества. Атом обладает свойствами неделимости, непроницаемости, постоянства массы, нейтральности в отношении заряда. И вдруг оказывается, что атом распадается на какие-то частицы, которые по своим свойствам противоположны свойствам атома. Так, например, электрон имеет изменчивую массу, заряд и т.д. Это коренное отличие свойств электрона и атома привело к мысли, что электрон нематериален. А поскольку с понятием атома, вещества отождествлялось понятие материи, а атом исчезал, то отсюда следовал вывод: "материя исчезла". С другой стороны, изменчивость массы электрона, под которой понималось количество вещества, стала трактоваться как превращение материи в «ничто». Таким образом, рушился один из главнейших принципов материализма - принцип неуничтожимости и несотворимости материи.

     Наиболее  удачное определение материи  было в ту пору сформулировано В.И. Лениным. Анализируя данную ситуацию, Ленин по-новому подошел к определению понятия материи:

     «Материя  есть философская категория для  обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.»

     Смысл данного определения сводится к  тому, что материя есть объективная  реальность, данная нам в ощущениях. Несмотря на кажущуюся простоту, это  определение достаточно необычно. Своеобразие его заключается в том, что оно дается диалектически, то есть – через противоположность.

     Понимание материи в этом случае не привязывается  ни к какому конкретному ее виду или состоянию (веществу, полю, плазме, вакууму). И поэтому, сколько бы ни было впредь открыто таких видов материи, ее общее определение не должно быть поколеблено. Уровень общности ленинского определения материи – предельный. 

     Атрибутивные  свойства материи 

     «Материя» - одна из самых общих категорий  нашего мышления, наиболее абстрактная  и «пустая». Она содержит лишь минимальное количество признаков обозначаемого предмета – быть объективной реальностью и быть доступным ощущениям.

     Такая содержательная бедность понятия –  вовсе не свидетельство его никчемности. Это всего лишь показатель уровня обобщения реальности. В таких предельно общих понятиях реальность как бы «свенута» до неразличимости, но она все наличествует в «потенциальном» виде. «Развертывание» такого общего понятия означает его конкретизацию, наделение пусть и весьма общими, но уже многими признаками.

     Первым  шагом в конкретизации понятия  материи является признание сложной  организации объективной реальности, в составе которой различимы  собственно материальные объекты (вещи), а также их свойства и отношения. Какой предмет или явление  в известном нам мире ни возьми, это обязательно будет либо вещь, либо ее свойство, либо отношение.

     Следующий шаг в конкретизации понятия  «материи» - приписывание всем материальным объектам некоторых общих атрибутивных свойств.

     Кратко  перечислим наиболее общие из них. К их числу относятся, в первую очередь, движение, пространство и время, являющиеся атрибутами материи, т.е. тем, что обеспечивает их бытие.

     Материя вечна и бесконечна. Это означает, что она никогда не имела начала во времени и пространстве и не будет иметь конца. Принцип неуничтожимости и несотворимости материи и движения является следующим свойством материи. Этот принцип конкретно реализуется в многочисленных законах сохранения. Важным свойством материи является способность к взаимопревращению различных видов материи друг в друга. Отсюда следует, что отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот процесс бесконечен.

     Наконец, материя характеризуется противоречивостью, единством прерывного и непрерывного, единством конечного и бесконечного, абсолютностью и относительностью и т.д.

       Изучая свойства материи, можно  заметить их неразрывную диалектическую  взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают  другие ее свойства.

       Материя имеет и сложное структурное строение. На основе достижений современной науки мы можем указать некоторые ее виды и структурные уровни. Известно, что до конца XIX в. естествознание не шло дальше молекул и атомов. С открытием радиоактивности электронов начался прорыв физики в более глубокие области материи. Причем, подчеркнем еще раз, принципиально новым при этом является отказ от абсолютизации каких-то первокирпичиков, неизменной сущности вещей. В настоящее время физикой открыто множество различных элементарных частиц. Оказалось, что каждая частица имеет свой антипод - античастицу, имеющую с ней одинаковую массу, но противоположный заряд, спин и т.д. Нейтральные частицы также имеют свои античастицы, отличающиеся противоположностью спина и других характеристик. Частицы и античастицы, взаимодействуя, "аннигилируют", т.е. исчезают, превращаясь в другие частицы. Например, электрон и позитрон, аннигилируя, превращаются в два фотона.

       Симметричность элементарных частиц  позволяет высказать предположение  о возможности существования антимира, состоящего из античастиц, антиатомов и антивещества. Причем все законы, действующие в антимире, должны быть аналогичными законам нашего мира.

       Общее количество частиц, включая  и так называемые "резонансы", временной промежуток жизни которой чрезвычайно мал, достигает сейчас приблизительно цифры 300. Предсказывается существование гипотетических частиц - кварков, имеющих дробный заряд. Кварки пока не открыты, но без них невозможно удовлетворительно объяснить некоторые квантово-механические явления. Не исключено, что в недалеком будущем это теоретическое предсказание найдет экспериментальное подтверждение.

Информация о работе Понятие "материя"