Понятие
мировоззрения, его структура и основные
типы.
Понятие мировоззрения, его
структура и основные типы. Современный
этап исторического развития характеризуется
небывалым усложнением взаимосвязей между
всеми сторонами жизни общества, между
континентами, странами, регионами. Преобразования,
происходящие во всем мире, обострение
глобальных проблем значительно усилили
интерес к общим вопросам общественного
развития. Концептуальное исследование
этих вопросов имеет важное методологическое
значение для изучения процессов, происходящих
в современном мире, связей прошлого, настоящего
и будущего в истории человечества. В этой
обстановке усиливается значение философского
осмысления человеком своего отношения
к действительности, поскольку речь идет
о способности и возможностях человека
ориентироваться в условиях, когда происходит
изменение глубинных мировоззренческих
установок, принятых в данном обществе.
Различные стороны мира, играя
существенную роль в жизнедеятельности
человека, отображаются в его сознании
и выражаются в различных формах общественного
сознания. Каждая такая форма представляет
собой не только отражение определенной
стороны действительности, но и фактор,
определяющий ориентацию человека, обусловливает
направленность его целеполагающей деятельности
в данной сфере жизни. Осваивая окружающий
мир, идя путем проб и ошибок, находок и
потерь человек накапливал необходимые
знания, обобщал их и систематизировал.
Эти знания передавались из поколения
в поколение, обогащались новыми приобретениями,
открытиями, совершенствовались, помогали
человеку выжить и осознать себя как личность.
По мере становления и развития
человека и общества росла потребность
разобраться в окружающем мире, раскрыть
его «тайны». Индивида всегда интересовали
вопросы о том, как устроен мир, каково
место в нем человека, является ли человек
творцом своей судьбы, может ли стать повелителем
тех сил, в борьбе с которыми приходится
утверждать свое существование, можно
ли достичь счастья, в чем смысл человеческого
существования и мн. др. При анализе такого
рода вопросов от общих рассуждений разум
неизбежно переходит к конкретным измерениям
человеческого бытия: как строить свое
отношение к природе, обществу, друг к
другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться?
Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение,
формирующееся в культуре.
Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек».
Мировоззрение – способ духовной ориентации
человека в окружающей действительности,
определенный взгляд на мир. Это система
наиболее общих представлений и знаний
о мире и месте человека в нем, ценностях
и убеждениях личности. Комплекс таких
представлений необходим индивиду для
организации его деятельности, поведения,
общения, для самоутверждения, определения
линии жизни и стратегии поведения.
Важнейшими компонентами мировоззрения
являются: во-первых, образ самого субъекта;
во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная
стратегия индивида.
При изучении мировоззрения
выделяют также ступени
мировоззренческого освоения мира: «мироощущение»,
«мировосприятие», «миропонимание».Мироощущение —первая ступень мировоззренческого
становления человека, представляющая
собой чувственное осознание мира, когда
мир дается человеку в форме образов, организующих
индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая
видеть мир в единстве сторон, давать ему
определенную интерпретацию. Мировосприятие
может базироваться на различных основаниях,
не обязательно теоретически обоснованных.
Мировосприятие может быть как положительно,
так и негативно окрашенным (например,
мировосприятие абсурдности, трагичности,
потрясенности существования).Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого
освоения мира; развитое мировоззрение
со сложными переплетениями многогранных
отношений к действительности, с наиболее
обобщенными синтезированными взглядами
и представлениями о мире и человеке. В
реальных измерениях мировоззрения эти
ступени неразрывно связаны друг с другом,
взаимно дополняют друг друга, образуя
целостный образ мира и своего места в
нем.
Анализируя структуру мировоззрения,
можно выделить его следующие стороны:познавательную, аксиологическую,
праксеологическую. Каждая из этих сторон
мировоззрения представляет собой сложную
подсистему, где также можно выделять
отдельные компоненты (аспекты).
Познавательная сторона мировоззрения обязательно
включает в себя так называемые натуралистический
и гуманитарный аспекты. Натуралистический
аспектпознавательной стороны
мировоззрения – это знания и представления
о природе, космосе, универсуме, природной
сущности человека. Здесь рассматриваются
вопросы о том, как возник мир, что такое
жизнь, и в каком отношении она относится
к неживому, в каких формах жизнь существует
во Вселенной.
Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения
— это осознание своей социальной природы,
своего места в «мире людей». Он объединяет
социологические, общественно-политические,
этические и эстетические взгляды и представления
индивида. Как устроено и функционирует
общество, какова направленность исторического
процесса, в чем смысл истории, предсказуемо
ли социальное развитие – такого рода
вопросы и ответы на них составляют суть
гуманитарной проблематики.
В системе мировоззрения важное
место занимает аксиологическая
(ценностная) сторона мировоззрения[1]. Понятие «ценность» используется для указания
на человеческое, социальное и культурное
значение явлений действительности; наиболее
актуальное значение ценностная сторона
мировоззрения всегда приобретала в эпохи
крушения культурной традиции и дискредитации
мировоззренческих устоев общества.
Двумя типами ценностного отношения
человека к миру являются так называемые
предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов
человеческой деятельности, общественных
отношений и включённых в их круг природных
явлений, которые рассматриваются с точки
зрения этической проблематики.Субъектные ценности – это способы и критерии, на
основании которых производятся процедуры
оценивания соответствующих явлений.
Это установки и оценки, императивы и запреты,
цели и проекты, которые закрепляются
в общественном сознании в форме нормативных
представлений и выступают ориентирами
деятельности человека. Они формируются
в процессе социализации личности.
Таким образом, аксиологическая
сторона мировоззрения регулирует деятельность
человека и в определённой степени связана
с праксеологической стороной.
Назначение праксеологической
подсистемы — обеспечивать тесную
связь познавательного и ценностного
компонентов мировоззрения с деятельностью
человека. Это духовно-практическая сторона
мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение
осуществляет своеобразное «вписывание»
различных программ деятельности, поведения
и общения в практическую ситуацию. Таким
образом, мировоззрение включает в себя
определённые регулятивы духовной и практической деятельности
индивида. Такие регулятивы могут задаваться
через мифологические, религиозные, научные,
философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов
и принципов, праксеологическая сторона
мировоззрения включает и такой компонент
как убеждение.Убеждение — это форма углубления, укоренения
знаний и ценностей в систему мировоззрения,
это вера в правоту усвоенных идей. Знания
могут и не переходить в убеждения, но
убеждения основываются на рациональных
знаниях. Убеждения — это звено перехода
от знания к практике. Лишь тогда, когда
знания становятся убеждениями, они становятся
элементом мировоззрения (поэтому зачастую
мировоззрение определяют как совокупность
убеждений личности). Убежденность помогает
человеку в жизни, дает возможность осуществлять
выбор и разрешать сложные ситуации, которые
порой кажутся не разрешимыми.
Итак, праксеологическая сторона
мировоззрения включает в себя регулятивные
принципы деятельности, поведения, общения
и убеждения. В убеждениях синтезируются
знания и взгляды мировоззренческого
характера, вера в их истинность, социальные
ценности и идеалы, готовность человека
к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого
становления человека включает: знания, ценности,
убеждения и волю к действию.
Мировоззрение как форма осмысления
человеком окружающей реальности существует
столько, сколько существует человечество
в его современном понимании. Однако его
содержательное наполнение существенно
различается в разные исторические эпохи,
а так же у отдельных людей и социальных
групп. Условно можно выделить основные
исторические типы мировоззрения.
Исторически первым типом явилось
мировоззрение, основанное на мифологии.
Ощущение человеком бытия, эмоциональное
восприятие и доступное ему понимание
природы выражались в древних сказаниях
о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое
в метафорической, художественно-образной
форме. При всем многообразии древних
мифов (первобытное общество, древнеиндийские,
древнекитайские, древнегреческие и т.д.)
в них проявились сходные представления
человека о мире, его устройстве и человеке.
Мир здесь, как правило, представлялся
в виде хаоса, столкновения случайностей
и действий демонических сил. Мифологическое
сознание не фиксировало различий между
естественным и сверхъестественным, между
реальностью и воображением. Существенным
является и то, что сознание людей первобытного
общества было полностью равнодушно к
обнаруживающимся в сказаниях противоречиям.
В мифе слиты воедино мышление и действие,
нравы и поэзия, знания и верования. Подобная
целостность, синкретичность (нерасчлененность)
мифологического сознания была исторически
необходимым способом духовного освоения
реальности. Обобщая сказанное, можно
сделать вывод о том, что мифологическое
мировоззрениеесть совокупность
представлений о мире, основанных на фантазии
и вере в сверхъестественные силы, их сходстве
с проявлениями человеческой активности
и человеческими отношениями. Такое уподобление
природного мира миру человеческому получило
название «антропоморфизма».
По мере дальнейшего развития
общества мифологическое мировидение
утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые
его элементы могут воспроизводиться
в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация
вызвала к жизни новые типы мировоззрения
- религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные
силы и существование двух миров (высшего
- совершенного, горнего и низшего - несовершенного,
земного). В отличие от мифологического,
религиозное мировоззрение только частично
опирается на антропоморфные представления,
ориентируя человека на осмысление своих
отличий от природного мира и осознание
своего единства с человеческим родом.
На всех вышеназванных уровнях
в различной степени присутствует обыденное (житейское)
мировоззрение, которое представляет
собой совокупность воззрений на природную
и социальную реальность, нормы и эталоны
поведения человека, основанные на здравом
смысле и повседневном опыте многих поколений
в различных сферах своей жизнедеятельности.
В отличие от мифологического и религиозного
мировоззрения оно ограниченно, несистемно
и неоднородно. Содержание обыденного
мировоззрения варьируется в довольно
широком диапазоне, отражая специфику
образа жизни, опыта и интересов определенных
социальных групп.
Параллельно с обыденным формируется
и научное
мировоззрение[2], которое представляет
собой систему представлений о мире, его
структурной организации, месте и роли
в нем человека; эта система строится на
основе научных данных и развивается вместе
с развитием науки. Научное мировоззрение
создает наиболее надежную общую основу
для правильной ориентации человека в
мире, в выборе направлений и средств его
познания и преобразования.
Все типы мировоззрений имеют
свои плюсы и минусы. Мифологическое и
религиозное мировоззрение по-своему,
зачастую стихийно, осуществляют связь
поколений, закрепляют и передают систему
социальных ценностей, идеалов и норм
поведения. Вместе с тем, действительность
воспринимается в них в иллюзорном, искаженном
виде, противореча данным науки. Научное
мировоззрение опирается на рациональное
осмысление мира, не допуская интуитвного,
иррационального понимания мира, и оно
также не в полной мере может отразить
и описать существующую реальность и рассмотреть
все проблемы, связанные с пониманием
человеком мира.
На основе мифологического
и религиозного мировоззрений, а так же
основ научных знаний складываются культурно-исторические
предпосылки генезиса философского мышления. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального
и иррационального объяснения мира. Оно
является исторически первой формой теоретического
мышления. Объединяет и дополняет все
недостающие моменты предшествующих типов
мировоззрений. Философское мировоззрение
является наиболее общим: оно касается
отношения человека к миру, а все явления
рассматривает с точки зрения не столько
содержательных характеристик, сколько
с позиции ценности их непосредственно
для человека. Для данного типа мировоззрения
характерно стремление выработать универсальные
теоретические понятия (категории) и принципы
и на их основе дать сущностный анализ
действительности, выявить предельные,
всеобщие основания, закономерности существования
и развития человеческой культуры.
Источник: http://kgmuhelp.ru/content/bilet-1-ponyatie-mirovozzreniya-ego-struktura-i-osnovnye-tipy