Понятие мировоззрения и исторического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 23:15, контрольная работа

Краткое описание

Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики. Философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, выявление различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение: 1. Системность 2. Теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 37.22 Кб (Скачать файл)

1) Понятие мировоззрения и исторического развития. Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое - символическое мировоззрение, мир одушевленный (гора одушевлена итд), ритуал- миф, воспроизвод. через символ. действия. 10-ки т.лет. д.н.э.; религиозное - 1-е тысячелетие д.н.э. два мира: небесный и земной, очень различны, сокращается кол-во богов.; научное, философское - стержень не вера, а разум. появилось с философией тогда же когда и религиозное. требует мышление, творческое, личностное, нет посредников, нет разделения мира.

В мировоззрении  выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики. Философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, выявление различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение: 1. Системность 2. Теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку.

Мировоззрение исторически конкретно, оно вырастает  на почве культуре и вместе с ней  претерпевает изменения. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантах. Мировоззрение как система включает в себя : знания( имеющих своей опорой истину), а наряду с этим и ценности. Мировоззрение выработано не только разумом, но и чувствами. Это значит, что мировоззрение состоит как бы из двух частей – Интеллектуальный и Эмоциональный. Эмоциональная сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием. Интеллектуальная- миропониманием. Соотношение интеллектуальной и эмоциональной сторон мировоззрения зависит от эпохи, от самого индивидуума. Так же бывает разная окраска понимания мира, что выражается в чувствах. Второй уровень мировоззрения – миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто так рядом друг с другом: они, как правило едины. Мировоззрение включает в свою структуру уверенность и веру. Мировоззрение делится на жизненно-повседневное и теоретическое. Жизненно-повседневное складывается повседневно. Страдает:

1) недостаточной широтой

2) своеобразным переплетением положений и установок с примитивными, мистическими, предрассудками

3) большой эмоциональностью. Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне мировоззрения.

Это философский  уровень мировоззрения, когда человек  подходит к миру с позиции разума, действует, опираясь на логику, обосновывая  свои выводы и утверждения.

Философии как  особому типу мировоззрения предшествуют мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Миф как особая форма сознания и мировоззрения  представляет собой своеобразный сплав  знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных  видов искусств.

Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально-аффективное восприятие среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени).

Миф - это не только образ окружающего мира, но и образ действия. Миф вплетает человеческую жизнь в игру мировых  стихий. И люди буквально проигрывают  мифы. В ходе магических обрядов, воспроизводя миф, «пропевая» и «вытанцовывая» его, люди сами становятся как бы участниками борьбы мировых сил и получают возможность воздействовать на них. Жизнь рода и жизнь Космоса сливаются в мифологическом мировоззрении в одно целое. Благодаря этому миф выполняет не только познавательную, но и ценностную функцию, становится программой, обеспечивающей организацию человеческого поведения.

Миф всегда чрезвычайно  практичен, насущен, эмоционален, аффективен, жизнен. И даже такое наивное (с  позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось  не только наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением природных явлений  человеку, гилозоизмом — оживлением всего, анимизмом — одушевлением

Дальнейшее  развитие миропонимания пошло по двум линиям – по линии религии и по линии философии.

Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный . При этом в отличии от науки , тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании , а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах. Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.

Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в мир сверхъестественный. Теперь никто не удивится отсутствию богов на реальном Олимпе. Верующему  человеку вообще не страшны эмпирические опровержения его верований. Ведь никакая  эмпирия (опыт) неспособна и близко подойти к запредельному сверхчувственному  миру.

Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

Философия занимается рациональным описанием и толкованием  действительности. Она стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований, опираясь при этом на силу логического, аргументированного рассуждения и веру в силы самого человека, в Человека с большой буквы.

Экзистенциально-личностный тип мировоззрения

Характерными  чертами стихийного мировоззрения  являются несистематичность знаний, разрозненность взглядов, оно некритично и мало рефлексивно. То есть человек  еще не осознает, что у него есть определенное (одно из многих) мировоззрение, что могут быть какие-то другие взгляды на мир.

Догматическое мировоззрение. Слово «догма» означает учение, как правило, глубоко продуманное  и всесторонне разработанное  специалистами. Такое учение дает ответы на самые разные вопросы. Оно систематизировано. В этом его безусловные достоинства  по сравнению со стихийным мировоззрением.

Но догматический  тип мировоззрения не является самокритичным. Человеку оно преподносится как  некоторая безусловная ценность. Отступление от нее часто вызывает санкции со стороны общества: политические репрессии, социальные гонения, отлучение  от церкви и тому подобное. Носитель догматического мировоззрения и  сам становится нетерпимым к инакомыслию, оказывается неспособным воспринять взгляды, выходящие за пределы принятой догмы.

Тип мировоззрения, который формируется собственными усилиями человека, называется рефлексивным. Рефлексия - это способность человека как субъекта познания делать своим  предметом не только явления и  события внешнего мира, но и самого себя, свой внутренний мир. Это размышление  не только о чем-то, но и о том, как происходит, как разворачивается данное размышление.

Рефлексивное  мировоззрение нельзя почерпнуть в  готовом виде из книг, фильмов или  средств массовой информации. Оно  вырабатывается только самим человеком. Конечно, любой человек свободен не абсолютно, при формировании мировоззрения  он опирается на накопленный человечеством  культурный и мировоззренческий  опыт. Но приобщаясь к идеям выдающихся мыслителей (философов, поэтов, ученых и религиозных деятелей), человек  делает самостоятельные шаги и в  своем духовном развитии. В формировании рефлексивного (культурно и исторически  детерминированного, но свободного по сути, по духу своему) мировоззрения, незаменимую роль играет философия в ее личностно-жизненном преломлении.

Именно в  философии находим мы концентрированное  выражение рефлексивной способности  человеческого мышления. Философия  анализирует сами средства постановки и решения мировоззренческих  проблем.

Обыденное мировоззрение  опирается на здравый смысл и  житейский опыт. Такое мировоззрение  оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как  правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение  основано на объективных знаниях  и представляет собой современный  этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука  все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь  точного знания. Однако в итоге  она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом  научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового  поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании  ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

 

2) Философия (с греческого любомудрие, видение истины) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества, и человеческого мышления. Предмет философии - вышеуказанные законы. Функции философии - мировоззренческая, гносеологическая (теоретика познания), методологическая (философия предлагает свои методы теоретико-познавательной и практической деятельности человека), идеологическая, интегративная.

Понятие мировоззрения  и исторического развития. Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное, философское). Мировоззрение включает в себя как бы два среза- интеллектуальный и эмоциональный. Эмоциональная сторона представлена мироощущением (эмоции), интеллектуальная— миропониманием (знание). В мировоззрении выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики. Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, выявление различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение: 1. Системность 2. Теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку.

Философия ориентирована  на раскрытие следующих основных проблем:

1.Отношение мира и человека

2.Место человека в этом мире

3. Его предназначение.

Отношение человека и мира пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что  есть наше знание? Задана ли истина вещами или она есть продукт произвола  субъекта? Что есть ценность? Отсюда следует, что вопрос о соотношении  материи и сознания есть по сути основной вопрос философии. Ни одно учение не может его обойти. Он определяет водораздел между направлениями философии.

 Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

1. Что первично: сознание или материя?

2. Познаваем ли мир?

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного  вопроса философии в системе  общефилософских знаний выделяют следующие  направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.

С точки зрения раскрытия 2-й стороны философы делятся  на признающих познаваемость мира и  агностиков.

Основной  вопрос философии и его две  стороны. Материализм и идеализм.

Вопрос о  соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного  вопроса философии в системе  общефилософских знаний выделяют следующие  направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.

Информация о работе Понятие мировоззрения и исторического развития