Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 11:12, контрольная работа
Слово «миф» - греческое и буквально означает предание, сказание.
Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.
Слово «миф» - греческое и буквально
означает предание, сказание.
Обычно подразумеваются сказания о богах,
духах, обожествлённых или связанных с
богами своим происхождением героях, о
первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших
прямо или косвенно в создании самого
мира, его элементов как природных, так
и культурных. Мифология есть совокупность
подобных сказаний о богах и героях и,
в то же время, система фантастических
представлений о мире. Мифологией называют
и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается
как важнейшее явление в культурной истории
человечества. В первобытном обществе
мифология представляла основной способ
понимания мира, а миф выражал мироощущение
и миропонимание эпохи его создания. «Миф
как первоначальная форма духовной культуры
человечества представляет природу и
сами общественные формы, уже переработанные
бессознательно-художественным образом
народной фантазией» (Маркс К., см. Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, стр. 737).
Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе - создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.
Миф - это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме.[8, 496 с.]
В мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение всегда выливается в предписание действий. Как отмечал известный английский этнограф Б. Малиновский, миф, как он существовал в первобытной общине, - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы просто дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.
Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Однако этим не исчерпывалась стабилизирующая роль мифологии.
1.2 Понятие мифологии
Мифология - исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.
Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, "предтеатральными" и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами (не говоря уже о широком оперировании мифологическими темами и мотивами). [6, 320 с.]
С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики.
Термин "миф" имеет индоевропейский корень meudh-, mudh-, в древности обозначавший "заботиться о чем-то", "страстно желать чего-то" и др. В ранней древнегреческой культуре этот термин имел широкий спектр значений: от мысли, предписания и совета, до обмана и лжи. В дальнейшем происходит сужение спектра. В Средневековье термин "миф" сводится лишь к обозначению языческих верований или форм фольклорного творчества и наделяется сугубо отрицательными оттенками. В Новое время и эпоху Просвещения - это произвольная выдумка, воображение, субъективная фантазия, обычно включающая в себя сверхъестественные образы, действия и события. Такое словоупотребление сохранялось до конца XIX в. В XX в. возродилась тенденция полисемантизация термина. Миф - это:
-любое ложное знание,
несущее в себе момент условнос
-преднамеренный обман, ложное,
искаженное представление о
-легенды, предания, сказки, фольклор и др.;
-определенный тип философских воззрений
-используемые в искусстве фантастические образы, продукты нереалистического художественно-образного преломления действительности, часто являющиеся продуктами функциональной и идейной переработки древних мифов и т.д.
Термин "мифология" имеет два значения. В первом значении - это мифы в их совокупности, определенной системой связанности (например, античная мифология). Во втором, "наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности".
Место мифотворчества в культурно-историческом процессе разные философы определяли по-разному. Так например, Гегель и Маркс считали, что миф, мифотворчество - это давно пройденный этап культуры. С их точки зрения миф и философия были непосредственно связаны в истории лишь один раз - в момент возникновения философии из мифологии; в последствии их пути разошлись, они стали антиподами.
Другую точку зрения выражали Дж. Вико и Ф. Ницше. Они придерживались идеи циклического возвращения мифотворчества в культурно-исторический процесс. Миф был действительностью, и может быть опять будет, когда все интеллектуальные возможности будут исчерпаны.
Кроме того, имеет место концепция идущая от философов конца XVIII - начала XIX в. о том, что миф является неотъемлемым моментом деятельности сознания. С позиции этой концепции правомерно ставить вопрос о возможности не только философии мифологии, но и мифологии философии.
За всем этим многообразием значений термина "миф", "мифологическое" и существованием взаимоисключающих трактовок места мифотворчества кроется не только обстоятельство, что миф как проблема науки недостаточно прояснен. Дело в том, что "миф все еще является не только проблемой науки, но и философской тайной.
Основа мифа и понятие «мифологическая тайна
Миф как тайна
Вокруг мифа, мифологического никогда не исчезал ореол таинственности. Вместе с тем, всякая тайна содержит мифологический компонент.
К концу XX в. накопилось огромное количество знаний, разработано и используется множество производственных технологий, но при этом таинственность мира нисколько не уменьшилась, а наоборот, скорее увеличилась. С развитием науки и техники человечество рассчитывало избавиться от зависимости от природы. Но приходит ощущение мистичной зависимости человека от бытия. Исчезли чудеса, остались тайны. Такое настроение особенно усиливается по мере нарастания глобальных проблем современности, прежде всего непредсказуемости экологической ситуации.
Итак, "тайны в прошлом, настоящем и будущем; тайны в - природе, в обществе, в человеке; тайны были, есть и будут. Так в чем же тайна тайны? Ответ лежит в сфере философии мифологии.
Историческим развитием философии мифологии были подготовлены решения многих великих тайн бытия. Среди них - сущность мистицизма как культурно-исторического феномена, роль фольклора в системе сознания как в прошлом, так и в настоящее время, проблемы этномифологии, природа современных квазинаучных форм культуры и др.
Предмет философии мифологии
Предмет философии мифологии, развивается параллельно с развитием общества от первобытного до более сложно организованного. Как объект познания мифотворчество имеет комплексный и междисциплинарный характер. Различные аспекты мифотворчества попали в поле зрения самых разнообразных отраслей научного познания.
На эмпирическом уровне накоплен грандиозный массив данных о мифологиях разных времен и народов, о производных от мифа структурах, накопленных в истории изобразительного искусства, литературы, в истории культуры, этнографии, и других отраслях науки.
Теоретический уровень представлен большим количеством концепций и теорий мифотворчества, которые были сформулированы в основном в XIX и XX вв., концепциями, которые сложились в русле развития гносеологии, психологии (например, теории творчества), этнологии, эстетики и др. Однако пока вся совокупность понятий, концепций, образов представляет собой во многом мозаичный характер. Эта область знаний еще во многом гетерогенна, в ней мало внутренней целостности и единства.
Например, не имеет общепризнанного решения вопрос о статусе мифологии как науки: является ли такая наука некоторой самостоятельной областью познания или это всего лишь раздел какой-то другой науки (или ряда наук). Мифологию рассматривают как раздел либо фольклористики, либо этнологии, либо языкознания.
Важнейшим же условием достижения в исследованиях мифотворчества целостности, единства, внутренней организованности, систематичности и, в конце концов, высокой теоретичности является более детальная разработка комплекса философско-методологических предпосылок и установок исследования мифотворчества. Общий, стержневой ориентир в этом поле философских исследований - глубинная переработка проблематики оснований мифотворчества. "Основания мифотворчества, закономерности их исторического развития составляют предмет философии мифологии. На базе полученных представлений о содержании, структуре и функциях таких оснований философия мифологии вырабатывает мировоззренческие и методологические установки понимания и исследования мифотворчества во всех его конкретно-исторических формах и результатах.
Философия мифологии находится в одном ряду с такими отраслями философского познания, как философия религии, философия морали, философия истории и другими, которые возникают на границе между философией и нефилософскими формами духовного освоения мира.
В силу единства и целостности человеческой культуры каждая отрасль духовной деятельности неизбежно ориентирована не только на освоение своего специфического предмета, но и на то, чтобы быть рационально вписанной в единый компонент духовной культуры, т.е. осознанно занять в нем определенное место, ясно понимать свои функции в культуре, быть ценностно сопряженной с другими компонентами духовной культуры. Сопряжение достигается же в сфере оснований форм деятельности. Ни одна отрасль духовной культуры не может собственными силами выполнить эту задачу. Сделать это можно только в теснейшем союзе с философией. Философия способна взять на себя миссию рационально-теоретического анализа оснований форм духовного освоения мира, выявления специфики их содержаний и структуры, создания почвы для их познавательного и ценностного сопряжения, согласования, для установления между ними понятийных, образных, символических и других каналов взаимодействия.
В полной мере все это относится и к мифотворческой деятельности.
Античная философия мифологии
Среди культурных форм, из которой "соткано" сознание человека, миф занимает исключительное место, т.к. исторически первой формой человеческого познания был миф. Для первобытного общества миф являлся способом мировосприятия, мировоззрения.
Первобытный уровень требует развитие классификации и схематизации предметов природного и социального миров. Следствием этого явилось возникновение тотемизма - представление о сверхъестественном родстве между людьми и животных, растений или неодушевленными предметами; погребальных и религиозных обрядов, культурной дифференциации, и др.
Высшим слоем архаичного сознания являлась мифология как особый до(вне)теоретический способ обобщения, систематизации знаний. В качестве оснований, связывающих наглядные образы, выступали аналогии с самим человеком. Человек переносил на окружающую действительность собственные черты. В его сознании мир мыслился как одушевленное существо.
Своеобразие мифологии в том, что она не нацелена на выявления объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию связи человека с природой. Неразделенность реальности и сверхъестественного позволяет достраивать реальные родовые отношения в общине идеальными мифологическими образами, заполняя "пропасть" человеком и природой.