Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 10:14, реферат
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Введение..................................................................................................................3
I.Основной вопрос философии..............................................................................5
II.Функции философии.....................................................................................11
Ш.Понятие научно-философского мировоззрения............................................14
Заключение............................................................................................................19
Литература.............................................................................................................20
Содержание:
Введение......................
I.Основной вопрос философии.....................
II.Функции философии.....................
Ш.Понятие
научно-философского мировоззрения.................
Заключение....................
Литература....................
Введение.
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.
Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии, в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVI века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.
Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.
Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас.
I. Основной вопрос философии.
Основным в философии традиционно считается вопрос, что первично - материя или сознание, познаваем ли мир.
От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество и на самого человека.
Материя и сознание (дух)- две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны одного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: сто первично материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической или гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
При рассмотрении основного вопроса философии важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным - идеальное или материальное? Быть первичным - значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления, верно, отражать объективную действительность.
Решая основной вопрос философии, философы разделились на два лагеря, в зависимости от того, что они берут за исходное - материальное или идеальное.
Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным - сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим.
Материализм (так называемая «линия Демокрита») - от лат. вещественный.
Мир един
и многообразен – в мире нет ничего, кроме
движущейся материи. Не существует никакого
другого мира, кроме мира бесконечной
материи, движущейся во времени и пространстве.
Материальный мир, природа – это бесконечное
разнообразие предметов, тел, явлений
и процессов. Это неорганическая природа,
органический мир, общество во всем их
неисчерпаемом богатстве и многообразии.
Многообразие мира заключается в качественном
различии материальных вещей и процессов,
в многообразии форм движения материи.
Вместе с тем качественное разнообразие
мира, многообразие форм материального
движения существует в единстве. Действительное
единство мира состоит в его материальности.
Единство мира и его разнообразие находятся
в диалектическом соотношении, они внутренне
и неразрывно связаны между собой, единая
материя не существует иначе, как в качественно
многообразных формах, все многообразие
мира – это многообразие форм единой материи,
единого материального мира. Все данные
науки и практики убедительно подтверждают
единство материального мира.
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы( Фалес, Анаксимандр); Эпикур, Бэкон, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.
Достоинство материализма - опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и др.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление - вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики, химии, ее механической стороной, игнорируя самосознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинских государствах, Англии периода буржуазной революции(XVII в.), Франции XVIIIв., СССР и социалистических странах в XX в.
В
философии существует и
Идеализм («линия Платона»)- от греч. идея, направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)-в отличие от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало (идея, мировой разум);
субъективный идеализм (Беркли, Юм)- в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
Согласно концепции объективного идеализма- реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»; «мир идей» изначально существует в Мировом Разуме; «мир вещей»- материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»; каждая единичная вещь- воплощение идеи данной вещи(например, дом- идеи дома); большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец; отдельные идеи объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность
объективным идеалистам субъективные
идеалисты считали, что все существует
только в сознании познающего субъекта
(человека); идеи существуют в разуме человека;
образы (идеи) материальных вещей также
существуют только в разуме человека через
чувственные ощущения; вне сознания отдельного
человека ни материи, ни духа не существует.
Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная субстанция (обладающая свойством притяжения) и духовная(обладающая свойством мышления) существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей; все в мире производно либо тот одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи -от материальной, идеи- от духовной); в человеке соединяются две субстанции- и материальная , и духовная; материя и сознание(дух)-две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; основного вопроса философии (что первично- материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Дуализм как философское направление был основан Декартом.
Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону – вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.
Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону – вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.
Первый вопрос, с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути, он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.
Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время. К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.
В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции отдельных наук.
Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение "мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно - такова природа философии.
II. Функции философии.
Созданное Марксом материалистическое учение об обществе внесло существенные изменения в ранее сложившееся понимание философии. Суть этого изменения состояла в рассмотрении философии как особой формы общественного, исторического знания. Всякое сознание, в том числе философское, предстало как выражение исторически изменяющегося бытия, само вплетенное в исторический процесс и подверженное различным его воздействиям. Вековым представлениям о философии был противопоставлен совсем иной взгляд: импульсы для теоретического мышления дает жизнь, практика; философия же должна осмысливать опыт исторического развития и указывать пути, идеальные цели на основе анализа этого опыта. В новом видении Маркса философия предстала как форма социально0исторического знания. Это относилось, прежде всего, к предмету философского осмысления. Общественное сознание было понято как выражение общественного бытия.
Общественное бытие – совокупность условий материальной жизни общества, прежде всего способ производства материальных благ и экономический строй. Общественное бытие определяет собой общественное сознание людей. Под общественным сознанием понимаются философские, политические, религиозные взгляды и т. п. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания – основной вопрос философии применительно к общественным явлениям. Общественное бытие является первичным, определяет общественное сознание, духовную жизнь общества. Каким является бытие общества, какими являются условия материальной жизни общества, такими являются и идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения общества.
Предложенное ранее описание отношений человека к миру можно конкретизировать следующим образом: человек не вынесен за рамки мира, он - внутри него; ближайшим бытием для людей выступает общественное бытие, их отношение к природе опосредовано общественным бытием – трудом, знанием; границы в системе «человек – общество – природа» подвижны.
Общественные отношения – отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет основу существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех общественных отношений важнейшими являются производственные, экономические отношения. Производственные отношения определяют характер всех других общественных отношений – политических, правовых и т.д. Понимание зависимости всех общественных отношений от производственных, впервые позволило объяснить действительный ход человеческой истории.
Информация о работе Понятие научно-философского мировоззрения