Понятие общественно-экономической формации. Виды общественно-экономических формаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:25, реферат

Краткое описание

Формационный подход, наравне с цивилизационным, являются основными при анализе различных исторических эпох; что и подтверждает актуальность данного реферата. В работе были поставлены следующие задачи:
описать основные положения теории общественно-экономических формаций;
проанализировать виды общественно-экономических формаций;
выявить достоинства и недостатки теории общественно-экономических формаций.
Работа состоит из введения, основной части и заключения.

Вложенные файлы: 1 файл

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

     БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

     Факультет философии и социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     ПО  МАРКСИЗМУ

    Понятие общественно-экономической  формации. Виды общественно-экономических  формаций.  
     

     Выполнил  студент группы 5.8Ф 

     Маренин И.А. 
 
 
 

                                                           Уфа 2011 
 

     Введение 

     Формационный  подход, наравне с цивилизационным, являются основными при анализе различных исторических эпох; что и подтверждает актуальность данного реферата. В работе были поставлены следующие задачи:

  • описать основные положения теории общественно-экономических формаций;
  • проанализировать виды общественно-экономических формаций;
  • выявить достоинства и недостатки теории общественно-экономических формаций.

     Работа  состоит из введения, основной части  и заключения.

 

      Теория общественно-экономических  формаций 

     Теория  общественно-экономических формаций является краеугольным камнем материалистического понимания истории. В качестве вторичных базовых отношений в этой теории использованы отношения материальные, а внутри них, прежде всего, экономические и производственные. Все многообразие обществ, несмотря на очевидные различия между ними, относятся к одной и той же ступени исторического развития, если в качестве экономической основы имеют один и тот же тип производственных отношений. В результате всё многообразие и множество социальных систем в истории было сведено к нескольким основным типам, эти типы получили название – «общественно-экономические формации». Маркс в «Капитале» проанализировал законы становления, развития капиталистической формации, показал её исторически приходящий характер, неизбежность новой формации – коммунистической. Термин «формация» был взят из геологии, в геологии «формация» обозначает – напластование геологических отложений определённого периода. У Маркса термины «формация», «общественно-экономическая формация», «экономическая формация», «общественная формация» употребляются в идентичном смысле. Ленин же характеризовал формацию как единый, цельный социальный организм. Формация это - не агрегат индивидов, не механическая совокупность разрозненных общественных явлений, это целостная социальная система, каждый компонент которой должен рассматриваться не изолированно, а в связи с другими социальными явлениями, со всем обществом в целом.

     В фундаменте каждой формации лежат определённые производительные силы (т.е. предметы труда, средства производства и рабочая сила), их характер и уровень. Что касается базиса формации, то таковым является производственные отношения - это отношения которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В условиях классового общества сущностью и ядром производственных отношений становятся экономические отношения между классами. В этом базисе и вырастает всё здание формации.

     Можно выделить следующие элементы формации как целостного живого организма:

     Производственные  отношения определяют возвышающуюся  над ними надстройку. Надстройка - это совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих им отношений и учреждений. По отношению к надстройке производственные отношения выступают как экономический базис, основным законом формационного развития является закон взаимодействия базиса и надстройки. Этот закон определяет роль всей системы экономических отношений, главное - влияние собственности на средства производства по отношению к политико-юридическим идеям, учреждениям, общественным отношениям (идеологическим, моральным, религиозным, духовным). Между базисом и надстройкой существует тотальная взаимозависимость - базис всегда первичен, надстройка вторична, но в свою очередь она воздействует на базис, она развивается относительно самостоятельно. По Марксу воздействие базиса на надстройку не фатально, не механистично, не однозначно в различных условиях. Надстройка побуждает базис к его развитию.

     В состав формации включаются этнические формы общности людей (род, племя, народность, нация). Эти формы детерминируются  способом производства, характером производственных отношений и ступенью развития производительных сил.

     И, наконец, - это тип и форма семьи. Они также на каждом этапе предопределены обеими сторонами способа производства.

     Важным  вопросом является вопрос о закономерностях, общих тенденциях развития конкретно-исторического общества. Теоретики формации полагают:

  1. Что формации саморазвиваются.
  2. Существует преемственность в их развитии, преемственность на основе технико-технологического базиса и отношений собственности.
  3. Закономерностью являются полнота развития формации. Маркс считал, что «Не одна формация не погибает раньше, чем разобьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора».1
  4. Движение и развитие формаций осуществляется ступенчато - от менее совершенного состояния к более совершенному.
  5. Страны высокого формационного уровня играют ведущую роль в развитии, они оказывают воздействие на менее развитые.

     Обычно  выделяют следующие типы общественно-экономических  формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включает две фазы – социализм и коммунизм).

   ОСОВЕНИОСТИ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО  СТРОЯ

   Величие родового строя, но вместе с тем и  его ограниченность проявляются  в том, что здесь нет места  для господства н порабощения. Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как н вопрос, являются ли еда, сон, охота — правом или обязанностью? Точно так же невозможно расслоение племени и рода на различные классы. И это приводит нас к рассмотрению экономического базиса этого строя.

   Население в высшей степени редко; оно гуще только в месте жительства племени; вокруг зтого места лежит широким поясом прежде всего территория для охоты, а затем нейтральная полоса леса, отделяющая племя от других племен и служащая ему защитой. Разделенпе труда — чисто естественного происхождения;

   оно существует только между полами. Мужчина воюет, ходит на охоту и рыбную ловлю, добывает продукты питания в сыром  виде и изготовляет необходимые  для этого орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением ппщп и одежды — варит, ткет, шьет. Каждый из них — хозяин в своей области: мужчина — в лесу, женщина — в доме. Каждый является собственником изготовленных п употребляемых им орудий: мужчина — оружия, охотничьих и рыболовных принадлежностей, женщина — домашней утвари. Домашнее хозяйство ведется на коммунистических началах несколькими, часто многими семьями. То, что изготовляется и используется сообща, составляет общую собственность: дом, огород, лодка. Здесь, таким образом, и притом только здесь, на самом деле существует придуманная юристами п экономистами цивилизованного общества «собственность, добытая своим трудом»,— последнее лживое правовое основание, на которое еще опирается современная капиталистическая собственность.

   РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ФОРМАЦИЯ

   Рабочий, по меткому выражению древних, отличается здесь только как одаренное речью  орудие от животного как одаренного голосом орудия и от неодушевленного орудия труда как от немого орудия. Но сам-то рабочий дает почувствовать животному и орудию труда, что он не подобен им, что он человек. Дурно обращаясь с ними и con amore [со сладострастием] подвергая их порче, он достигает сознания своего отличия от них. Поэтому экономический принцип такого способа производства — применять только наиболее грубые, наиболее неуклюжие орудия труда, которые как раз вследствие своей грубости и неуклюжести труднее подвергаются иорче.

Античное рабство  пережило себя. Ни в крупном сельском хозяйстве, ни в городских мануфактурах оно уже не приносило дохода, оправдывавшего затраченный труд,— рынок для его продуктов исчез. А в мелком земледелии и мелком ремесле, до размеров которых сократилось огромное производство времен расцвета империи, не могло найти применение большое число рабов. Только для рабов, обслуживавших домашнее хозяйство и роскошную жизнь богачей, оставалось еще место в общес1ве. Но отмирающее рабство все еще было в состоянии поддерживать представление о всяком производительном труде, как о рабском деле, недостойном свободных римлян, а таковыми теперь были все граждане.

   Результатом было, с одной стороны,— увеличение числа отпускаемых на волю рабов, излишних и ставших обузой, а с другой стороны,— увеличение числа колонов и обнищавших свободных (напоминающих poor whites1 бывших рабовладельческих штатов Америки). Христианство совершенно неповинно в постепенном отмирании античного рабства. Оно в течение целых столетий уживалось в Римской империи с рабством и впоследствии никогда не препятствовало работорговле у христиан: ни у германцев на севере, ни у венецианцев на Средиземном море, ни позднейшей торговле неграми. Рабство перестало окупать себя п потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства. Вывести из этого состояния могла только коренная революция.

   Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной  собственности и государства.—  Маркс К., Энгельс Ф. Ст., т. S1, с. 148—149

   ФЕОДАЛЬНОЕ  ОБЩЕСТВО

   ...Главной  формой собственности в феодальную  эпоху была, с одной стороны,  земельная собственность, вместе  с прикованным к ней трудом крепостных, а с другой — собственный труд при наличии мелкого капитала, господствующего над трудом подмастерьев. Структура обоих этих видов собственности обусловливалась ограниченными отношениями производства — слабой и примитивной обработкой земли и ремесленным типом промышленности. В эпоху расцвета феодализма разделение труда было незначительно. В каждой стране существовала противоположность между городом и деревней; сословная структура имела, правда, резко выраженный характер, по, помимо разделения на князей, дворянство, духовенство и крестьян в деревне и на мастеров, подмастерьев, учеников, а вскоре также и плебеев-поденщиков в городах, не было сколько-нибудь значительного, разделения труда. Земледелие и скотоводство были решающими отраслями производства. Обладание землей и се продуктами составляло самую большую часть тогдашнего богатства. Всякое богатство, состоявшее из движимости, в то время, естественно, зависело от обладания землей и все больше и больше скоплялось в тех же самых руках, что и земельная собственность. Промышленность и торговля были подорваны уже в эпоху римского упадка; германским нашествием они были почти совершенно уничтожены. То, что из отого еще уцелело, было большей частью в руках несвободных и чужестранцев и продолжало считаться презренным занятием. Господствующим классом, который постепенно складывался здесь с ростом имущественного неравенства, мог быть лишь класс крупных землевладельцев, формой его политического господства — аристократический строй.

   КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

   ...Капиталистический  процесс производства есть исторически  определенная форма общественного  процесса производства вообще. Этот последний есть одновременно и процесс производства материальных условий существования человеческой жизни, и протекающий в специфических историко-экономических отношениях производства процесс производства и воспроизводства самих производственных отношений, а тем самым, и носителей этого процесса, материальных условий их существования и взаимных их отношений, то есть определенной общественно-экономической формы последних. Ибо совокупность этих отношений, в которых носители этого производства находятся к природе и друг к другу и при которых они производят,— эта совокупность как раз и есть общество, рассматриваемое с точки зрения его экономической структуры. Капиталистический процесс производства, подобно всем его предшественникам, протекает в определенных материальных условиях, являющихся, однако, в то же время носителями определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы в процессе воспроизводства своей жизни. Как те условия, так и эти отношения являются, с одной стороны, предпосылками, с другой стороны — результатами и продуктами капиталистического процесса производства; они производятся и воспроизводятся последним.

Два основных факта  характеризуют капиталистическое  производство:

концентрация  средств производства в немногих руках, вследствие чего они перестают  выступать в качестве непосредственной собственности отдельного работника, а выступают как силы общественного производства, хотя вначале еще толь ко в качестве собственности неработающих капиталистов. Последние являются в буржуазном обществе их опекунами и пользуются всеми плодами этого опекунства.

Во-вторых, организация самого труда как труда общественного посредством кооперации, разделения труда и соединения труда с результатами господства общества над силами природы.

И тем и другим путем капиталистическое производство уничтожает частную собственность и частный труд, хотя еще только в антагонистических формах. 

   Владелец  денег лишь в том случае может  превратить свои деньги в капитал, если найдет на товарном рынке свободного рабочего, свободного в двояком смысле: в том смысле, что рабочий — свободная личность и располагает своей рабочей силой как товаром и что, с другой стороны, он не имеет для продажи никакого другого товара, гол, как сокол, свободен от всех предметов, необходимых для осуществления своей рабочей силы. 

Информация о работе Понятие общественно-экономической формации. Виды общественно-экономических формаций