Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:25, реферат
Формационный подход, наравне с цивилизационным, являются основными при анализе различных исторических эпох; что и подтверждает актуальность данного реферата. В работе были поставлены следующие задачи:
описать основные положения теории общественно-экономических формаций;
проанализировать виды общественно-экономических формаций;
выявить достоинства и недостатки теории общественно-экономических формаций.
Работа состоит из введения, основной части и заключения.
БАШКИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
философии и социологии
РЕФЕРАТ
ПО МАРКСИЗМУ
Понятие
общественно-экономической
формации. Виды общественно-экономических
формаций.
Выполнил
студент группы 5.8Ф
Маренин
И.А.
Введение
Формационный подход, наравне с цивилизационным, являются основными при анализе различных исторических эпох; что и подтверждает актуальность данного реферата. В работе были поставлены следующие задачи:
Работа состоит из введения, основной части и заключения.
Теория общественно-
Теория
общественно-экономических
В фундаменте каждой формации лежат определённые производительные силы (т.е. предметы труда, средства производства и рабочая сила), их характер и уровень. Что касается базиса формации, то таковым является производственные отношения - это отношения которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В условиях классового общества сущностью и ядром производственных отношений становятся экономические отношения между классами. В этом базисе и вырастает всё здание формации.
Можно выделить следующие элементы формации как целостного живого организма:
Производственные отношения определяют возвышающуюся над ними надстройку. Надстройка - это совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих им отношений и учреждений. По отношению к надстройке производственные отношения выступают как экономический базис, основным законом формационного развития является закон взаимодействия базиса и надстройки. Этот закон определяет роль всей системы экономических отношений, главное - влияние собственности на средства производства по отношению к политико-юридическим идеям, учреждениям, общественным отношениям (идеологическим, моральным, религиозным, духовным). Между базисом и надстройкой существует тотальная взаимозависимость - базис всегда первичен, надстройка вторична, но в свою очередь она воздействует на базис, она развивается относительно самостоятельно. По Марксу воздействие базиса на надстройку не фатально, не механистично, не однозначно в различных условиях. Надстройка побуждает базис к его развитию.
В состав формации включаются этнические формы общности людей (род, племя, народность, нация). Эти формы детерминируются способом производства, характером производственных отношений и ступенью развития производительных сил.
И, наконец, - это тип и форма семьи. Они также на каждом этапе предопределены обеими сторонами способа производства.
Важным вопросом является вопрос о закономерностях, общих тенденциях развития конкретно-исторического общества. Теоретики формации полагают:
Обычно выделяют следующие типы общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включает две фазы – социализм и коммунизм).
ОСОВЕНИОСТИ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ
Величие родового строя, но вместе с тем и его ограниченность проявляются в том, что здесь нет места для господства н порабощения. Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как н вопрос, являются ли еда, сон, охота — правом или обязанностью? Точно так же невозможно расслоение племени и рода на различные классы. И это приводит нас к рассмотрению экономического базиса этого строя.
Население в высшей степени редко; оно гуще только в месте жительства племени; вокруг зтого места лежит широким поясом прежде всего территория для охоты, а затем нейтральная полоса леса, отделяющая племя от других племен и служащая ему защитой. Разделенпе труда — чисто естественного происхождения;
оно существует только между полами. Мужчина воюет, ходит на охоту и рыбную ловлю, добывает продукты питания в сыром виде и изготовляет необходимые для этого орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением ппщп и одежды — варит, ткет, шьет. Каждый из них — хозяин в своей области: мужчина — в лесу, женщина — в доме. Каждый является собственником изготовленных п употребляемых им орудий: мужчина — оружия, охотничьих и рыболовных принадлежностей, женщина — домашней утвари. Домашнее хозяйство ведется на коммунистических началах несколькими, часто многими семьями. То, что изготовляется и используется сообща, составляет общую собственность: дом, огород, лодка. Здесь, таким образом, и притом только здесь, на самом деле существует придуманная юристами п экономистами цивилизованного общества «собственность, добытая своим трудом»,— последнее лживое правовое основание, на которое еще опирается современная капиталистическая собственность.
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ
Рабочий, по меткому выражению древних, отличается здесь только как одаренное речью орудие от животного как одаренного голосом орудия и от неодушевленного орудия труда как от немого орудия. Но сам-то рабочий дает почувствовать животному и орудию труда, что он не подобен им, что он человек. Дурно обращаясь с ними и con amore [со сладострастием] подвергая их порче, он достигает сознания своего отличия от них. Поэтому экономический принцип такого способа производства — применять только наиболее грубые, наиболее неуклюжие орудия труда, которые как раз вследствие своей грубости и неуклюжести труднее подвергаются иорче.
Античное рабство пережило себя. Ни в крупном сельском хозяйстве, ни в городских мануфактурах оно уже не приносило дохода, оправдывавшего затраченный труд,— рынок для его продуктов исчез. А в мелком земледелии и мелком ремесле, до размеров которых сократилось огромное производство времен расцвета империи, не могло найти применение большое число рабов. Только для рабов, обслуживавших домашнее хозяйство и роскошную жизнь богачей, оставалось еще место в общес1ве. Но отмирающее рабство все еще было в состоянии поддерживать представление о всяком производительном труде, как о рабском деле, недостойном свободных римлян, а таковыми теперь были все граждане.
Результатом было, с одной стороны,— увеличение числа отпускаемых на волю рабов, излишних и ставших обузой, а с другой стороны,— увеличение числа колонов и обнищавших свободных (напоминающих poor whites1 бывших рабовладельческих штатов Америки). Христианство совершенно неповинно в постепенном отмирании античного рабства. Оно в течение целых столетий уживалось в Римской империи с рабством и впоследствии никогда не препятствовало работорговле у христиан: ни у германцев на севере, ни у венецианцев на Средиземном море, ни позднейшей торговле неграми. Рабство перестало окупать себя п потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства. Вывести из этого состояния могла только коренная революция.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.— Маркс К., Энгельс Ф. Ст., т. S1, с. 148—149
ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
...Главной
формой собственности в
КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ
...Капиталистический
процесс производства есть
Два основных факта
характеризуют
концентрация средств производства в немногих руках, вследствие чего они перестают выступать в качестве непосредственной собственности отдельного работника, а выступают как силы общественного производства, хотя вначале еще толь ко в качестве собственности неработающих капиталистов. Последние являются в буржуазном обществе их опекунами и пользуются всеми плодами этого опекунства.
Во-вторых, организация самого труда как труда общественного посредством кооперации, разделения труда и соединения труда с результатами господства общества над силами природы.
И тем и другим
путем капиталистическое
Владелец
денег лишь в том случае может
превратить свои деньги в капитал, если
найдет на товарном рынке свободного
рабочего, свободного в двояком смысле:
в том смысле, что рабочий — свободная
личность и располагает своей рабочей
силой как товаром и что, с другой стороны,
он не имеет для продажи никакого другого
товара, гол, как сокол, свободен от всех
предметов, необходимых для осуществления
своей рабочей силы.