Понятие прагматизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:33, реферат

Краткое описание

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Понятие прагматизма........................................................................................5
Проблема истины в философии и науке.......................................................11
Заключение.............................................................................................................16
Литература.............................................................................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

прагматизм и проблема истины.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение...................................................................................................................3

  1. Понятие прагматизма........................................................................................5
  2. Проблема истины в философии и науке.......................................................11

Заключение.............................................................................................................16

Литература.............................................................................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди философских школ XX века, бесспорно, одной из самых  известных является прагматизм или  инструментализм, чаще называемый философией делового человека истинно американской философией. Истоки философии прагматизма несомненно старше, чем созданная в конце XIX — начале XX века американскими исследователями С. Пирсом и У Джемсом теория, по-новому освещающая все стороны традиционного философского знания, связанные с онтологией, гносеологией, методологией, социальной философией и антропологией.

Как в прошлом, так  и в современных условиях три  великих ценности остаются высоким  мерилом деяний и самой жизни  человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.

В основании прагматизма  находится то положение кантианской  философии, которое утверждает, что подлинное знание о сущности вещей изначально недоступно человеку, т. е. принцип агностицизма. Познание неразрывно связано с субъектом и его мнением. Именно субъективное мнение субъекта определяет представление о том, что истинно, а что ложно и подтверждает эту истинность ложность успешность практических действий человека.

В качестве истины, которая  может быть принята, У. Джемс признает лишь то, что наилучшим образом  руководит нами, что лучше приспособлено  к любой части жизни и позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью нашего опыта.

Истина, — считает  У. Джемс, — это то, что помогает ассимилировать свой новый опыт с  запасом старых убеждений. Сторонники прагматизма утверждают, что истиной  является то, что лучше работает на нас. Ее добиваются только для практики, а не для самоцели. Этот подход резко отличает философию прагматизма от господствовавшей на протяжении многих десятилетий европейской философской традиции искания истины ради нее самой.

В своей работе я рассмотрю  понятие прагматизм и проблему истины в философии и науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие прагматизма

 

Прагматизм (греч. pragma —  дело, действие) — философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности.

Представителями прагматизма  являлись Пирс (автор термина), Джемс, Дьюи (версия прагматизма — инструментализм) и др.

Истоки прагматизма  восходят к 70-м годам XIX века, когда  были написаны работы американского  философа, логика, естествоиспытателя Чарльза Пирса (1839-1914).

Пирс выделяет две  доктрины:

  1. «Теория сомнения веры»
  2. «Теория значения»

«Теория сомнения веры», согласно ей — это не отражает реальность в сознании человека, а развитие врожденных инстинктов жизни, т. е. биопсихологическая функция направленная на выработку привычки реагировать на окружающие условия, — эта привычка составляет верование. А достижение устойчивого верования — есть единственная цель мышления. Движение идет не от незнания к знанию, а от сомнения к твердому мнению и устойчивому верованию, которое является основной функцией познающего мышления. Устойчивое верование достигается 3 способами и методами: упорство, которое предполагает придерживаться единожды принятого взгляда. Метод авторитета — опора на распространенные авторитетные суждения и взгляды. Метод априоризма — общие верования, обоснованные безличными доопытными началами.

«Теория сомнения веры»  обосновывает отказ от понимания  познавательной деятельности, как деятельности отражательной по существу и направленной на достижение истинного знания объективной реальности. Познавательная деятельность рассматривается Пирсом как непознавательная деятельность, которая направлена на обеспечение интеллектуального комфорта. Эта теория отрицает наличие у человека познавательного интереса. Т. о. достижение веры влечет за собой пассивность ума, но обеспечивает активность тела, ибо вера с точки зрения прагматика — это привычка действовать.

«Теория значения»- Пирс решал задачу установить значение понятий  не в словарном смысле, а в практических действиях человека, т. е. понять идею какого-то термина и сделать ее ясной, поэтому Пирс соотносит понятие с человеком. Без этого нельзя говорить о «значении» в философском смысле. Значение — это, что содержание понятия значит для человека как сообщества людей, т. е. прагматизм осуществил прагматическую трактовку понятий с практическими последствиями действий.

Понятие истины Пирс связывает  и отождествляет с успешностью. Истина, по его мнению — это будущая полезность для цели. Истина то во что мы верим, или устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым, верование должно быть всеобщим, т. е. разделяться всеми заинтересованными в нем.

Главный принцип прагматизма  провозглашает тезис о том, что  у каждого человека – своя философия  и основатель этой философии Уильям Джеймс (1842-1910), считал, что сама действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает плюралистическую картину мира. У каждого человека свои, свойственные только ему способы философствования, ибо с его точки зрения, «философствовать означает иметь индивидуальный способ восприятия и чувствования биения пульса космической жизни», а сама философская направленность обусловлена врожденным темпераментом человека. С точки зрения сторонников прагматизма, философия является методом улаживания споров философов, основанном на практических последствиях наших действий.

В основании прагматизма  находится то положение кантианской  философии, которое утверждает, что  подлинно знание о сущности вещей  изначально недоступно человеку, т.е. принцип агностицизма. Познание неразрывно связано с субъектом и его мнением. Именно субъективное мнение субъекта определяет представление о том, что истинно, а что ложно и подтверждает эту истинность-ложность успешность практический действий человека.

В качестве истины, которая  может быть принята, Джемс признает лишь то, что наилучшим образом  руководит нами, что лучше приспособлено  к любой части жизни позволяет  лучше всего слиться со всей совокупностью  нашего опыта.

Истина помогает ассимилировать свой новый опыт с запасом старых убеждений. Сторонники прагматизма утверждают, что истиной является то, что лучше работает на нас. Ее добиваются только для практики, а не для самоцели. Этот подход резко отличает философию прагматизма от господствовавшей на протяжении многих десятилетий европейской философской традиции искания истины ради нее самой.

Крылатая фраза Джемса: «Истина – это кредитный билет, который имеет силу только в определенных условиях», заставила по-новому увидеть  многие философские традиции и заново переоценит их.

Отношение прагматизма  к практике как к совокупности чувственных последствий, вытекающих из нашего понимания, позволило историкам  философии сближать теории познания прагматизма и марксизма. Единственное различие между этими двумя гносеологиями они видели только в том, что марксизм признавал критерием истины общественно-историческую практику, а прагматизм – индивидуальный опыт, успешность действий познающего субъекта.

Исследуя проблемы познания, другой представитель прагматизма Джон Дьюи (1859-1952) разрабатывает центральное понятие прагматизма – опыт, который он понимает как все формы как все формы жизнедеятельности людей и все проявления их жизни. Прагматизм не интересуется проблемами онтологии, утверждает Дьюи, т.к. философия должна быть связана с разрешение реальных потребностей людей, их интересов, тех напряжений, которые и заставляют их философствовать.

Центром философии, по мнению Дьюи, является гносеология. Начало философии  – это всегда затруднение в  деятельности и философская методология подчинена обеспечению успешности действий человека. Именно поэтому каждому человеку необходимо иметь ни один единственный, а множество методов или способов познания мира, тех инструментов, которые способствуют эффективности действия и его успешности.

Исходя из этого принципа, прагматизм обращает внимание на то, что  любая истина – условна и неоднозначна. Этот принцип был подхвачен и  распространен представителями  естествознания XX века, объявившими о конвенциалистской (договорно-условной) концепции истины как основополагающей особенности естествознания и философской гносеологии.

Исследуя проблемы познания, Дьюи подчеркивал, что мышление начинается тогда, когда ситуации оказалась  проблематической, когда мы находимся  в затруднении и не можем придумать ничего лучшего. Мышление целиком подчинено потребности в непосредственном действии и сама наука призвана помочь человеку сделать что-либо. Возникшая проблемная ситуация, побуждающая человека начать познание, по мнению Дьюи, проходит пять этапов своего решения:

  1. ощущение затруднения, тревожности, вызванное затруднениями в действиях, заставляет человека искать источник затруднений и сформулировать проблему;
  2. неопределенность в последующих действиях уточняет формулировку проблемы, иногда первый и второй этапы проходят вместе, особенно в случае опытного познающего субъекта;
  3. формирование гипотезы решения проблемы, этот этап зависит от собственного мышления человека, а также от знаний которыми он обладает;
  4. критическое рассмотрение гипотезы и ее теоретических основ с предвидением успехов и неудач, связанных с реализацией гипотезы;
  5. экспериментальная проверка гипотезы – наиглавнейшая часть прагматистской теории познания, которая позволяет определять эту философию как разновидность эмпиризма и позитивизма, близкого материализму.

Прагматистская философия  способствовала созданию самокорректирующего  метода познания, характерного для  современной науки. С точки зрения людей науки, именно прагматизм учит действовать, а не рассуждать втуне, именно прагматизм позволяет правильно понимать вечную проблему философии – что есть истина? – как пользу и как успех в действиях.

По мнению Дьюи, познаваемые  вещи всегда и везде неотделимы от познающего субъекта, те и другие всего  лишь два аспекта одного и того же.

Субъект и объект означает не реальные порядки или виды существования, а самое большее – некоторые различия, устанавливаемые для определенной цели внутри опыта.

В этом смысле вещь становиться делом  нашего произвола, опираясь на который  мы делим потоки чувственного опыта на вещи. Опыт является исходным понятием философии, поэтому Дьюи называет свою философию радикальным эмпиризмом, т.к. опыт охватывает все сферы жизни человека и все виды его деятельности

Дьюи справедливо называют создателем принципиально новой педагогики, которую сам автор называл прогрессирующим образованием, а практики школьной работы называли ее школой действия Джона Дьюи.

Главная идея Дьюи – школа не подготовка к жизни, а сама жизнь в ее особой форме. Задача школы – не набить голову ребенка какими-либо знаниями, а пробудить и развить те собственные задатки и способности, которыми уже располагает ребенок.

Прагматики распространяют утилитарный  подход на науку, понятия и категории  которой отождествляются с инструментами  действия в зависимости от ситуации. Помимо социальной реконструкции наука считается ключевым средством совершенствования опыта с использованием совершенных методов и высоких технологий.

При определении истины прагматики делают акцент на аксиологию, на ценностные характеристики. Истиной объявляется всё, что приносит выгоду, служит действию, она в их понятиях — «полезность».

Философия прагматизма проявляет  повышенный интерес к изучению поведения  человека. С их точки зрения оно  детерминировано верой, привычкой  или убеждением. Универсальным способом изменения социума и человека является изменение привычек.

Прагматизм оказал огромное влияние на общественное сознание. Но он ограничивает кругозор человеческими нуждами текущего момента, не позволяя заглянуть в будущее, мешая понять настоящее. Прагматизм, сблизившись с неопозитивизмом, уводил людей от реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема истины в философии и науке

Информация о работе Понятие прагматизма