Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 00:18, реферат
Проблема «природа и общество» сложна, ее изучают многие естественные, гуманитарные, социально-экономические науки: биология, медицина, философия, экономика и т.д. Взаимоотношения общества и природы во всей их многогранности и целостности являются предметом глубокого философского осмысления, становясь одной из важнейших проблем социальной философии, к которой обращались многие мыслители, пытаясь определить место и роль человека в мире. Природа является основанием жизни человека, его духовного и физического развития. Таким образом, данная проблемная область лежит в рамках осмысления человека, как био социального, деятельного, исторического существа в специфике его взаи
Понятие природы и географической среды.
Проблема «природа и общество» сложна, ее изучают многие естественные, гуманитарные, социально-экономические науки: биология, медицина, философия, экономика и т.д. Взаимоотношения общества и природы во всей их многогранности и целостности являются предметом глубокого философского осмысления, становясь одной из важнейших проблем социальной философии, к которой обращались многие мыслители, пытаясь определить место и роль человека в мире. Природа является основанием жизни человека, его духовного и физического развития. Таким образом, данная проблемная область лежит в рамках осмысления человека, как био социального, деятельного, исторического существа в специфике его взаимодействия с естественной, природной средой.
Термин «природа» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, природа понимается как сущность или причина того или иного явления (например, природа болезни, природа электричества). Во-вторых, в самом широком смысле, как синоним понятий «мир», «бытие», «вселенная», «материя». В таком случае общество само выступает как часть природы, мира, вселенной. В-третьих, в более узком понимании понятие «природа» рассматривается как непосредственная среда обитания человека (т.е. находящейся в непосредственном с ним контакте) или географическая среда, включающая в себя атмосферу, литосферу, гидросферу, биосферу. Термин «географическая среда» берет свое начало от французского географа Реклю, в материалистическую социологическую литературу был введен Г.В. Плехановым. В последнее время понятие «географическая среда», по существу, было вытеснено понятиями «природная среда», «экологическая среда», которые в более полной мере отражают субъектно-объектные связи «общество - природа», так как человек давно уже вышел за пределы Земли.
В-четвертых, природа понимается как среда обитания человека, сфера проявления его сущностных сил, относительно противостоящая обществу. Здесь мы можем рассматривать в качестве природы и космосферу, «ближний космос», как, пусть опосредованно, но вовлеченные в сферу человеческой деятельности, миллиарды километров вокруг Солнца, и микромир. В дальнейшем мы будем употреблять понятие «природа» именно в этом смысле - как совокупность естественных условий жизни человека и общества.
Природа
– необходимая среда и источник
ресурсов существования общества. Процесс
взаимодействия общества и природы
характеризуется, прежде всего, понятием
«материальное производство», суть
которого мы как раз и понимаем,
как преобразование людьми вещества
и энергии природы с целью
удовлетворения индивидуальных и коллективных
потребностей, контролируемый и регулируемый
обмен веществ между обществом
и природой. Основа этого процесса
– труд, т.е. уникальный тип связи
человека с окружающим миром, в результате
которого этот мир осознанно и
целенаправленно преобразуется
с помощью специально, систематически
создаваемых и
Основа материального бытия – «первая природа» - неживая, неорганическая, неодухотворенная – естественная природная среда, неосвоенная человеком. Наряду с ней материальное бытие представлено искусственной неживой и неодухотворенной «второй природой», техносферой: оболочкой, которую человек помещает между собой и внешним миром. Что касается фауны и флоры (биосферы), то в настоящее время они, в большей или меньшей степени, вовлечены человеком в процессы его жизнедеятельности.
Первое и главное, что следует отметить в характеристике взаимодействия общества и природы, - это зависимость общества от природы. Какие же аспекты взаимосвязей общества и природы выделяются в философии? Во-первых, генетическая связь, т.е. связь порождения. Человек и общество, с точки зрения материалистической традиции, - результат эволюции природы.
Основой выделения человека и общества из природы был переход от присущей животным деятельности, присваивающей материалы природы, от приспособления животных к среде, к предметной, орудийной деятельности человека, изменяющей природу в соответствии со своими потребностями.
Во-вторых, онтологическая связь, т.е. связь существования. Природа - основа бытия человека и общества, источник необходимых для него продуктов, предметов, веществ. Общество на всех этапах своего развития может существовать лишь в совокупности с природой, через использование и преобразование вещества природы. Т.е. природа - условие существования человека и общества и поле его преобразовательной деятельности. Онтологический аспект взаимодействия общества и природы связан также с влиянием биологической, телесной природы самого человека на социальную жизнь, которое концентрированно выражено в понятии «народонаселение». Народонаселение, его численность, рост, плотность, расселение рассматриваются как одно из необходимых материальных условий жизни людей, источник трудовых ресурсов, субъект потребления.
В-третьих,
духовная связь, связь познания. Природа
- предмет познавательной активности
человека, а также условие его
эмоционально-психологической
Понятия "природа" и "географическая среда общества" не тождественны, хотя и в социальной философии, и в географической науке в течение столетий господствовало чисто природное понимание "географической среды" и в связи с этим представление об ее медленном развитии во времени. При этом подразумевалось, что практически неизменная природа может оказывать лишь весьма ограниченное влияние на процесс общественного развития.
В действительности же географическая среда общества есть та часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном историческом этапе. Для обозначения сферы взаимодействия природы и общества в научной литературе применяются различные термины - антропосфера, техносфера, социосфера, ноосфера , но суть каждого из них вполне вписывается в данное выше определение географической среды общества. Поскольку это не вся природа, а именно географическая среда общества, то она и испытывает на себе определяющее воздействие социального. В природе процессы образования новых видов животных и растений идут стихийно и, как правило, медленно, растягиваясь порой на столетия и тысячелетия. В условиях географической среды общества эти процессы идут не только целенаправленно, но и во многих случаях в десятки раз быстрее. То же самое надо сказать об образовании новых водных артерий: там, где природа затрачивает века, обществу требуются лишь годы, причем артерии эти создаются в целесообразном для общества направлении.
Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.
С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропогенное влияние (то есть влияние человека и его деятельности).
Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.
По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.
Начиная с XVI — XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.
В
ХХ столетии, когда планомерный научно-
В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.
Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.
В связи с этим возникает экологическая проблема — проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.
Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:
• истощение недр — на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет);
•
загрязнение Земли, особенно водоемов,
атмосферы промышленными
• уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;
• вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы);
• применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.
Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.
Социальная экология и проблема народонаселения.
В
последнее время среди
Современный человек (который биологически почти не изменился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники:
• современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием средств массовой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компьютерные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);
•
растет урбанизация - большинство людей
в настоящее время проживает
в городах-мегаполисах, зачастую в
очень больших, насчитывающих от
10 до 25 миллионов населения и
• человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства — мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного высокоорганизованного и техногенного общества, рискует потерять себя и превратиться в "песчинку", "винтик".
Задача социальной экологии — максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса.
К
основополагающим факторам развития общества
относится и народонаселение, олицетворяющее
естественный процесс воспроизводства
и развития человеческого рода. Данный
процесс осуществляется прежде всего
в рамках семьи, представляющей собой
одновременно биологическую и социальную
ячейку общества. Воспроизводство народонаселения
генетически базируется на функционировании
семьи и также имеет биосоциальное содержание.
Важное значение
имеют динамика роста народонаселения,
его плотность в той или иной стране и
т.п. Следует отметить достаточно быстрый
рост населения земного шара в XX столетии.
В начале века население Земли насчитывало
1 млрд. 608 млн. человек, в 1930 г. оно составило
уже два миллиарда, в 1976 г. – четыре миллиарда,
в 1987 г. – пять миллиардов. В 2011 году население
Земли насчитывает уже 7 миллиардов
человек.
Наличие необходимого
количества населения – это благоприятный
фактор развития общества. Ведь люди выступают
в качестве его основной производительной
силы, носителей знаний, навыков, умений,
а также
нравственных
и эстетических качеств, позволяющих
решать проблемы общественной жизни. В
то, же время при избытке населения
возникают проблемы безработицы, нехватки
продовольствия и т.п. Решать эти
проблемы бывает очень сложно.
В свое время английский
экономист и священник Т. Мальтус (1766–1834)
сформулировал закон динамики народонаселения,
в котором попытался выразить соотношение
роста населения и возможностей его обеспечения
средствами питания. Он исходил из того,
что народонаселение растет в геометрической
прогрессии, а производство продуктов
питания – в арифметической прогрессии,
т.е. существенно отстает от роста народонаселения.
Отсюда делались выводы о возможном мировом
голоде и гибели человечества вследствие
перенаселения планеты.
Хотя Мальтус поставил
вполне реальную проблему возможностей
обеспечения питанием быстро растущего
населения Земли, которую решает и современное
человечество, он решал ее слишком прямолинейно,
без учета многих факторов общественной
жизни. Речь идет, прежде всего, о развитии
материального производства, существенно
расширяющего возможности решения проблем
продовольствия путем более рационального
использования природы. Не учитывались
и возможности науки, способной помочь
в решении указанной проблемы. Наконец,
нельзя не учитывать культурно-этическую
сторону развития потребления, ограничения
последнего до разумного уровня. Важное
значение имеет формирование разумных
потребностей людей, в чем проявляется
их подлинная культура. Эти стороны проблемы
потребления и возможности сознательного
воздействия на него не учитывались Мальтусом
и его единомышленниками. Не учитываются
они и современными мальтузианцами.
Разумеется, далеко
не все мыслители разделяют взгляды мальтузианцев.
Многие ученые говорят о далеко не использованных
ресурсах планеты, в том числе находящихся
на Земле и в Мировом океане. Обосновывается
вывод о том, что при современной технике
можно использовать в хозяйственных целях
13,4 млрд. гектаров доступной для обработки
земли. Пока что в этих целях используется
только 1,5 млрд. гектаров земли (10,8%). Резервы
очевидны.
В среднем на каждого
жителя планеты приходится сегодня 1 гектар
земли, однако эта величина снижается
в связи с ростом народонаселения и с тем,
что часть земли выпадает из сельскохозяйственного
оборота, поскольку используется на нужды
промышленности, строительства и т.д. Это
вызывает тревогу. И все-таки, по данным
экспертов ООН, человечество уже сегодня
может ввести в оборот столько же пахотной
земли, сколько ее имеется на данный момент.
Огромные резервы имеются в освоении пустынь,
гор, северной части планеты, Мирового
океана. Сегодня продукты Мирового океана
составляют не более двух процентов потребляемой
человечеством пищи. В основном это рыба.
Другие его продукты добываются и потребляются
пока в ничтожном количестве.
Таким образом,
человечество еще имеет возможности более
или менее успешно решать продовольственную
проблему за счет рационального потребления
и воспроизводства природных продуктов.
Эти возможности, однако, далеко не одинаковы
в разных регионах и странах. Все зависит
от природных богатств страны, уровня
развития ее производительных сил, а также
от количества населения и его структуры,
скажем, от соотношения работоспособных
и неработоспособных слоев населения.
При этом проблема
оптимальной структуры населения (половозрастной,
профессиональной и т.д.) должна решаться
в тесной связи с использованием возможностей
современного производства. Население
не будет лишним, если оно занято в производстве,
а уровень последнего позволит полностью
удовлетворить основные потребности людей.
Если же этого не происходит, появляется
«лишнее» население, которое называют
также избыточным.
С другой стороны, населения станет не
хватать, если из-за отсутствия трудовых
ресурсов нельзя будет привести в движение
все возможные производительные силы
общества, в том числе его научный потенциал,
станочный парк, энергоресурсы и т.д. Ведь
прежде чем подготовить население как
главную производительную силу общества
(обучить профессиям, развить творческие
способности и т.п.), оно должно существовать.
В ряде стран проводится так называемая
популяционистская политика, направленная
на поощрение рождаемости. Такая политика
осуществляется в США. во многих странах
Европы. Проблема рождаемости и роста
народонаселения чрезвычайно остро стоит
в современной России. Требуются большие
усилия по подъему экономики страны и
уровня жизни народа, чтобы изменить тенденцию
спада рождаемости и сокращения численности
населения.
Для других стран,
в том числе Китая, Японии, многих стран
Латинской Америки, характерна тенденция
быстрого увеличения рождаемости и роста
численности населения. Ситуацию в некоторых
из них иногда характеризуют как «демографический
взрыв». Здесь возникает не менее серьезная
проблема сокращения рождаемости и сознательного
регулирования темпов роста населения.
Определенных успехов в решении этой проблемы
добилась Япония, где в последние годы
рождаемость поддерживается на оптимальном
для этой страны уровне.
Необходимо учитывать,
что демографические процессы в своем
развитии обладают значительной самостоятельностью
и подчиняются присущим им объективным
закономерностям. Они в большой степени
зависят от половозрастной структуры
населения, прежде всего от соотношения
в том или ином регионе женщин и мужчин,
молодых и пожилых людей. Надо учитывать
и то, что демографические процессы связаны
с определенными традициями. Так, например,
в азиатских, африканских и латиноамериканских
странах существуют традиции многодетности
семей, подкрепляемые религиозными взглядами.
Во многих странах Европы, в том числе
и в России, складываются немногодетные
семьи.
Все говорит о
том, что единого способа решения проблемы
народонаселения нет и не может быть. Эта
проблема решается под влиянием целого
ряда природных и социальных факторов,
которые отнюдь не одинаковы в Европе
и на Ближнем Востоке, Африке и Северной
Америке. Неодинаковы они даже в странах
одного континента.