Понятие сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.
Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к его бытию, о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

Вложенные файлы: 1 файл

готовое ФИЛОСОФИЯ. 2курс.docx

— 35.41 Кб (Скачать файл)

Введение.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, определение места и роли человека в мире, специфики взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания путем анализа сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Представители идеализма остро поставили вопрос о роли сознания в человеческой деятельности.

Люди издавна испытывали огромный интерес к сознанию, к своему разуму, считая его важнейшим достижением человека. Это действительно самый поразительный и загадочный феномен жизни, возникающий на определенном уровне развития материи. С помощью сознания, разума человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и грядущее - в то, чего уже или еще нет, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может проникнуть физически.

Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к его бытию, о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и природы, проблемы воспитания, общения людей и т. д. — все эти проблемы современной общественной практики оказываются  связанными с исследованием сознания и актуальны на сегодняшний день.

 

 

1.Понятие сознания.

 

Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности.

 Понятие сознания тесно  соприкасается с духовной жизнью. Оно конкретизирует проявления духа, дает возможность представить сферу духовной жизни во всех ее многообразных связях с окружающим миром, понять и объяснить особую форму бытия – духовную реальность, без которой немыслима действительная земная жизнь человека. Первоначальные представления о сознании и сознательной деятельности возникли в глубокой древности, что подтверждается мифологическими и религиозными воззрениями. Сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений, впервые была выделена древнегреческим философом Парменидом в поэме «О природе». Одна из наиболее распространенных современных научных гипотез о возникновении сознания исходит из признания всеобщего свойства материи – отражения. Предполагается, что каждому уровню материального мира – неорганическому, органическому, социальному – присущи специфические формы отражения. Генетически исходной формой отражения на органическом уровне (живая природа) является раздражимость, т.е. способность организма к реакциям на определенные раздражители. В результате эволюции возникает чувствительность – способность к ощущениям. Первая способность свойственна и растениям, вторая – только животному миру. Ощущения опосредствуют факторы внешней среды и ориентируют организм на ответные действия, отвечающие его потребностям. В результате длительной и противоречивой коэволюции внешнего воздействия и внутренней активности возникает развитая психика, психическое отражение. Наиболее сложной задачей является определение социальной формы отражения – сознания. Мысль «вплетена» в различные формы жизнедеятельности субъекта и не существует в отрыве от них. В силу этого выявление подлинных границ сознания, определение его как особого феномена связано со значительными теоретическими трудностями. Следует также учитывать, что человек не в состоянии охватить весь состав мыслительной деятельности. Так, непосредственно не воспринимаются структуры сознания и сложные процессы, которые в них протекают. Поэтому создается устойчивое впечатление, что мышление абсолютно свободно от какой-либо материальной основы. Трудности в изучении сознания, не очевидность его проявлений порождает различные представления о его сущности.  Появление и развитие социальной формы отражения напрямую связано с деятельностью человека по познанию и преобразованию окружающего мира. Поэтому сознание носит общественный характер: взаимодействие с природой порождает и определенные связи между людьми. По мере возникновения и совершенствования орудий труда, приемов и методов трудовой деятельности качественно изменяется и способность идеального отражения действительности. От первых проблесков сознания до вершин духа (искусство, религия, философия, наука) – дистанция огромного размера. Первобытный каменный топор и современная ЭВМ в одинаковой мере несут печать мысли, характеризуют различные исторические уровни сознания. Необходимо учитывать и творческую, практическую сторону сознания, направленную на преобразование внешнего мира в процессе труда. Эта сфера сознательной деятельности характеризуется сложной структурой и связана с планированием деятельности, актом выбора, целеполаганием в сфере материальной и духовной деятельности. Значимость этой стороны духовной деятельности трудно переоценить. Не случайно устремленность сознания к миру – интенциональность (лат. intentio – стремление) – рассматривается в экзистенциализме, аналитической философии, феноменологии и других направлениях современной  философии как одно из ключевых понятий при описании процессов сознательной деятельности.  Таким образом, сознание может быть познано и понято через рассмотрение органического единства и тесного взаимодействия трудовой деятельности, языка.  Историческое развитие сознательной деятельности ведет к формированию ее высшей формы − самосознания. В своем становлении самосознание как всего общества в целом, так и отдельного человека проходит несколько различных этапов. Вначале возникает элементарное осознание человеком своего присутствия, вписанности в мир вещей и мир людей. Затем исподволь развивается понимание своей принадлежности к той или иной социальной общности − семье, национальности, классу, государству и т.д. Завершающим актом становится осознание собственного Я. Самосознание носит общественный характер, ибо необходимым условием постижения собственного Я является признание наличия множества других, таких же неповторимых, уникальных Я. Процесс личной самоидентификации связан также с осознанием личностью своего нравственного облика, интересов, идеалов, ценностно-смысловых мотивов поведения. Развитое самосознание проявляется в конкретной личности как способность свободного выбора и ответственность за свои поступки. Напротив, инфантильная, неразвитая личность избегает саморегулирования своего поведения, стремиться жить по принципу «как все». Чем больше ответственности берет на себя человек, тем больше свободы и творчества в его действиях. Итак, рассмотрение сознания должно учитывать деятельностный, общественный, идеальный характер мыслительного процесса.  В связи с вышеизложенным феномен сознания можно определить, как духовную способность общественного человека взаимодействовать с действительностью посредством идеальных образов.

 

 

 

 

 

 

2. Природа, сущность, источники сознания.

 

Философское понятие сознания является интегрирующим ключевым понятием для анализа взаимоотношений человека с действительностью, характеристики одного из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, которое заключается в активной, творческой способности человека как социального существа отображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов, включая экзистенциально-феноменологические и психоаналитические традиции.

Таким образом, сущность философского исследования феномена сознания заключается, во-первых, в выявлении онтологического статуса сознания. С этой точки зрения, сознание - функция специфического типа взаимоотношения социально развитого человека с миром. Такая характеристика сознания предполагает выяснение онтологических истоков сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе ее эволюции.

Во-первых, сознание есть отражение действительности.

В-вторых, сознание суть идеальное, его бытие проявляется в форме идеальных образов.

В-третьих, сознание есть не только отображение деятельности, но и отношение к ней. Этим определяется ценностный и вместе с тем личностный аспект сознания, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания.

В-четвертых, сознание обозначает высший уровень психической активности человека, позволяющей благодаря идеальному предвосхищению практической деятельности человека придавать ей целенаправленный характер.

В-пятых, философское осмысление сознания предполагает анализ предпосылок развития сложнейших форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости переживания системы своих отношений к реальности, социуму, другим людям и самому себе.

В-шестых, сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

В-седьмых, философская рефлексия XX в. наряду с субстанциально-функциональной, социокультурной парадигмами выявила и другие, не менее важные измерения сознания, связанные с формированием экзистенционально-феноменологической и психоаналитической традициями, где акцент делается на описании опыта индивидуального сознания при одновременном творческом внесении личностных смыслов в действительность.

Можно выделить следующие концепции, объясняющие сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.

Объективно-идеалистическая концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.

Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому - психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции.

Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.

Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека.

Диалектический материализм рассматривает сознание в неразрывном единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека.

Основными характеристиками сознания являются соотнесенность его с миром знания, идеальность, интерсубъективность, предметность и направленность (интенциональность); сознание раскрывается в его связи с логикой и действительностью, а также с бессознательным.

Грамматическая структура слова «сознание» наводит нас на мысль о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понятна многим (совместное знание). Это есть часть фиксированного человеческого опыта. И отметим, такая часть, без которой непосредственного практического опыта быть не может.

Одной из важнейших характеристик сознания является его идеальность. Эта характеристика основана на гносеологическом противопоставлении сознания как идеального материальному. Идеальное - философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, отраженного, представленного в психическом мире и жизнедеятельности сознания человека. Сознание есть субъективный образ объективного мира. 

Поскольку сознание связано с областью знаний человека, а существенной частью этой области является наука, представляющая собою объективное знание, то возникает вопрос, каким образом идея может быть объективной. Идея может быть объективной, когда она понятна многим носителям сознания. А именно тогда, когда она становится интерсубъективной, доступной для всех. Такая доступность для понимания должна иметь достаточное основание. В науке этим основанием может служить теоретическое доказательство или эмпирическая (опытная) проверяемость.

Сознание связано с пониманием, их нельзя представить друг без друга. Что мы понимаем в идее? Во-первых, то, что идея, а вместе с ней и сознание направлены на определенный предмет. Мы мыслим идеи для того, чтобы говорить с их помощью о предметах мысли. Следовательно, сознание всегда направлено на определенный предмет, оно всегда предметно содержательно. Не бывает беспредметного сознания. Предметность и направленность сознания вместе составляют такое его свойство, которое принято называть интенциональностью.

Сознание и мышление.

Различие содержаний понятий "сознание" и "мышление" философы могут осуществлять на основе различения разных режимов работы сознания; стихийного и автономного, то есть дающего себе собственные основания и правила работы.

Сознание человека в его повседневном существовании непосредственно, стихийно включено в мир и в процессы индивидуальной жизнедеятельности.

Мышление оказывается трудом, заданием сознания самому себе, если оно, конечно, хочет научиться мыслить, то есть понимать мир и себя самого объективно, действовать автономно и разумно. А это предполагает проработку сознанием самого себя по некоторым специальным правилам.

Живое переживание всех содержаний и значений своего опыта - одно из условий мышления и существования у философов разных эпох. Освободившись от всего унаследованного в силу воспитания, традиции, привычки и прочего, мысль стремится отыскать в себе самой некие исходные истины, на которые она могла бы уверенно опереться и сделать их фундаментом знания. Исходя из этих интуитивно открываемых в самом себе достоверностей, работая по собственным правилам и контролируя все свои шаги, мышление стремится выстроить систему достоверного знания о мире, о человеке и самом себе.

Одним словом, сознание, которое хочет быть полноправным, самосознательным, и ответственным участником определения наших способов быть и действовать в мире, а для этого оно хочет знать Истину, то есть стремится стать мышлением в строгом смысле слова, спрашивает себя: как я знаю то, что я знаю? Откуда во мне это знание? На основании чего я могу считать свое знание достоверным и истинным? Строгая философская рефлексия предполагает, что знаем мы только то, происхождение и способы получения чего мы можем удостоверить собственным сознанием.

Сознание и мировоззрение.

Исследование «мировоззрения» и «сознания» как феноменов является предметом философии, которая, по Сократу, исцеляет души, просвещая их, формируя целостную картину мира в сознании адресата коммуникации.

«Мировоззрение - целостная система представлений и знаний о мире в целом, о совершающихся  в нем природных, социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности, находящем выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение определяется как «единство теоретического (как формы  самосознания человека) и духовно-практического освоения мира, «определенный синтез разума и чувства, сущностью которого выступает конструктивное отношение к миру, созидающее мир в его целостности. Данные точки зрения объединены идеей того, что мировоззрение человека синтезирует в себе движения разума и чувства, рождающие в результате конструктивное отношение к миру, созидание мира в его целостности.  
Мировоззрение складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания, по сути, являясь его ядром.

Важная характеристика мировоззрения – развитие. Оно связано с ростом сознания человека, включением нового в структуру мировоззрения.  
Научность, представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, определяющий мнение человека о мире, понимание законов его функционирования, т.е. способствующий формированию сознания. 
т

 

уиция мышление

3. Сознание, самосознание и бессознательное.

 

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание — динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса — возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность.

С проблемой самосознания тесно связана проблема рефлексии. Рефлексия есть обращение сознания к самому себе, его направленность на свои собственные состояния, акты и содержания. Рефлексия вторичная позиция сознания. Первичной же является дорефлексивное состояние: непосредственная направленность сознания на свой объект.

Сознание и самосознание, обеспечивая возможность самоконтроля, свободы, вменяемости и ответственности человека, являются условием возможности специфически человеческого существования в мире, возможности культурного, нравственного порядка в бытии, отличного от естественного, природного порядка, от животного существования. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или недовольства собой.

Информация о работе Понятие сознания