Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:45, сочинение
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
1. Истоки сознания
Философско-реалистическое направление в понимании источников
2.Сущность, структура, функции сознания
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
1. Истоки сознания
Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.
В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание прежде всего о собственном духовном опыте.
В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверх чувственного о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит – существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд в котором уже содержится идеи и образцы того с чем предстоит столкнуться в мире.
Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:
1. Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов.
2. Социокультурная среда,
идеи, социальные идеалы, этические
и эстетические установки, правовые
нормы, знания, средства, способы и
формы познавательной
3. Духовный мир индивида,
его собственный уникальный
4. Мозг как макроструктурная природная система обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания.
5. Источником сознания
выступает, вероятно, и космическое
информационно-смысловое поле, одним
из звеньев которого является
сознание человека. Подтверждается
гипотезой в квантово-
. Сущность, структура, функции сознания
Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании ? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета «в голове» человека. Это не означает, что в голове есть реальные признаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снега не делает его холодным ), но содержит эти реальные признаки (жар и холод) как образ.
Структуру сознания можно представить в виде круга, это «поле» делится на четыре части.
1.Сфера телесно-перцептивных
способностей знания
· ощущения, восприятия, конкретные представления, с помощью которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель.
· полезность и целесообразность бытия тела человека.
2.Сфера логико-понятийных
компонентов сознания связана
с мышлением, которое выходит
за пределы чувственного
У разных людей - разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой.
К самосознанию человек приходит только через социализацию. Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.
Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:
· Познавательная
· Прогноза, предвидения, целепологания
· Доказательства истинности знания
· Ценностная
· Коммуникативная
· Регулятивная
Имеется значительное количество подходов к выделению функций сознания. Так, профессор С.-Петербургского государственного университета В. Сагатовский предложил выделить три функции: 1. Функция прогностики, проектирования, целеполагания (смыслопонима- ние, творчество). 2. Функция отражения (мира, накопления знаний). 3. Функция любознательности — самоценность жизни как высшая потребность. Таковы важнейшие функции сознания, по мнению видного отечественного философа. Все они взаимосвязаны и взаимно переплетаются. В своей совокупности они создают необходимые предпосылки социальной активности сознания. Наиболее распространен подход, в соответствии с которым выделяется шесть функций: 1. Функция адекватного отражения (единство познания, осознания, самоосознания). 2. Аккумулятивная функция — накопление знаний. 3. Аксиологическая функция — оценка и самооценка. Оценка служит нашим жизненным ориентиром. На характер оценки влияют другие ценности человека. 4.
Продуктивно-творческая функция планирования, конструирования. 5.
Функция целеполагания — человек ставит цель. 6. Функция комму- никативно-регулятивная — управление.
Количество функций сознания зависит от критериев их выделения - необходимости и достаточности. Д.И. Дубровский в монографии «Мозг и разум» (М., 1994) пишет, что в последние десятилетия выделяются три главных концептуальных подхода к проблеме «мозг и сознание» - физикалистский, бихевиоральный (от англ. behaviour — поведение) и синергатический (функционалистский).
Физикалистский подход заключается в стремлении провести принцип физикалистского монизма в объяснении явлений сознания. Мир есть не более чем совокупность физических процессов. Отсюда следует программа — дать полное описание человека в физико-химических терминах. Истоки данного подхода лежат в сциентизме, в философских воззрениях Ламетри, Кабаниса, а также у вульгарных материалистов Бюхнера, Фогта, Молешотта. Сознание выступает в крайне упрощенном виде.
Бихевиоральный подход состоит в том, что явления сознания и мозговые процессы берутся нерасчлененно, в единстве и описываются в поведенческих терминах. Поведенческий акт включает единство психического и физиологического. Поэтому бихевиоральная установка имеет смысл. В ней сознание равно поведению, сознание равно рефлексу. Здесь теория высшей нервной деятельности претендует на своеобразное решение психофизиологической проблемы. Бихевиористы считают, что клеточкой сознания выступает действие.
Синергетический подход. Идеи синергетики позволяют наметить новые подходы к деятельности мозга, решить проблемы мозг-сознание.
Синергетика проясняет роль процессов самоорганизации в живых системах, в том числе и в мозге. Явления самоорганизации в деятельности мозга основаны на том, что мозг как целое рождает, запускает свойства, кооперирующие элементы мозга в систему, способствующие кооперации элементов.