Понятие сознательного и бессознательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить структуру сознания, понятия сознательного и бессознательного.
Задачи:
1. Дать определение понятия сознание;
2. Раскрыть структуру сознания;
3. Проанализировать сознательное и бессознательное.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Философское понятие сознания…………………………………………………..5
2. Структура сознания……………………………………………………………….6
3. Сознательное и бессознательное………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 47.24 Кб (Скачать файл)

Одним из учеников З. Фрейда был К.Г. Юнг. Сохранив общее определение бессознательного как неосознаваемых и неподдающихся волевому контролю психических содержаний, К.Г. Юнг совершенно иначе ответил на вопрос о природе и функциях бессознательного. По его мнению, бессознательное имеет не биологическую, а символическую природу и структурировано в виде архетипов, которые определяют основу всех переживаний, представлений и поступков человека. Бессознательное выполняет не охранительную функцию, как утверждал З. Фрейд, а компенсаторную. Бессознательное дополняет сознание до целостности[7. C, 74-95].  
          Согласно К.Г. Юнгу, бессознательное существует в личной и коллективной формах. Личное бессознательное - все психологические приобретения личного существования - продуманное и почувствованное, а затем забытое, вытесненное или подавленное. Это личный багаж человека, формирующийся в процессе его жизни. Коллективное бессознательное имеет надличностную природу, оно никогда не было предметом сознательного восприятия или чувствования. Коллективное бессознательное проявляется в виде стабильных мифологических мотивов, сюжетов и образов, которые не зависят от исторической эпохи или культурной традиции и всюду проявляются одинаково.  
          Структура коллективного бессознательного задается архетипами. Архетипы - универсальные структуры человеческой психики. Их понимание возможно по аналогии с априорными формами И. Канта [1. C.95]. Однако если априорные формы И. Канта относятся к сознанию, то архетипы К.Г. Юнга имеют отношение только к бессознательному. Слово "архетип" происходит от греческого "arche" - начало и "typos" - образ; буквальный смысл термина "архетип" - изначальный, исконный образ.

В работах К.Г. Юнга можно обнаружить следующие определения бессознательного:

    • изначальные, исконные образы, присущие целым народам и эпохам;
    • общие мифологические мотивы всех рас и времен;
    • основная форма всегда возвращающегося душевного переживания;
    • психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа;
    • формальные образцы поведения, на основе которых формируются конкретные стереотипы поведения и переживания людей разных эпох и культур [10].

Давая столь разные определения, К.Г. Юнг, тем не менее, постоянно подчеркивает формальный характер архетипа. Именно в силу своей формальной природы архетип доступен изучению не сам по себе, а только в связи с каким-либо конкретным содержанием, обусловленным эпохой и культурой. Для иллюстрации формального характера архетипа К.Г. Юнг проводит аналогию с кристаллической решеткой. Решетка не существует сама по себе, ее можно обнаружить только в связи с каким-либо веществом, которое структурируется вдоль определенных линий, называемых кристаллической решеткой. Так же и архетип - проявляется только в связи конкретным психическим содержанием, но сам по себе, вне этого содержание существует только как потенциальная форма, как возможность. Действительностью архетип становится в идеях, символах или образах, которыми насыщено пространство культуры.  
          Архетипы лежат в основе культурной символики, задают содержание мифов и верований, опосредованным образом определяют характер философских учений и т.п. Герои мифов и сказок, по мнению К.Г. Юнга, являются персонификациями психических содержаний и в зримой форме передают глубинные программы, по которым существует как отдельный человек, так и человечество в целом. Именно с помощью понятия "архетип" К.Г. Юнг обосновывает идею психического единства человечества [9]. 
          Несмотря на принципиальную новизну и нетрадиционность некоторых идей К. Г. Юнга, его концепция получила широкое распространение в философии и психологии второй половины XX века. Идеи К. Г. Юнга оказались приемлемой основой для самопонимания западного человека конца XX века. Кроме того, они позволяют прояснить некоторые важные особенности современной культуры.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

В структуре сознания отчетливо выделяются такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается.

Высшим уровнем психического отображения, характерного только человеку как общественно-историческому существу, является сознание. Сознание – это отображение в психике человека идеальных образов действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание – не просто образ действительности, а особенная форма психической деятельности, ориентированная на отображение действительности.          

Бессознательное - вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю. Граница между сознательным и бессознательным размыта.

В заключении отметим, что бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М., 1987 – 95 с.
  2. Лейбниц Г. Монадология Соч. в 2-х томах [Текст] / Лейбниц Г. Т. - 1989. – 317 c.
  3. Зигмунд Фрейд Психология бессознательного [Текст] / Зигмунд Фрейд. - 1990г. – 132 с.
  4. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Соч. в 2-х томах,[Текст] / Ф. Ницше. - М., Мысль, 1990. – 246 с.
  5. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия [Текст] / З. Фрейд - М., Прогресс-Литера.- 1992. – 132-150 c.
  6. Хайдеггер М. Что такое философия? Вопросы философии [Текст] / М. Хайдеггер. - 1993. – 369-376 c.
  7. Хайдеггер М. Психологические типы [Текст] М. Хайдеггер. - М., Ювента-Прогресс, 1995. – 74-95 c.
  8. Философия [Текст] : Учебник для высших учебных заведений // Под ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 1998. – 36 c.
  9. Библиотека Института философии [Электронный ресурс] : Философия - Режим доступа - http://www.philosophy.ru  
  10. Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] : Философия. Сознательное и бессознательное. - Режим доступа - http://philos.msu.ru/library  

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие сознательного и бессознательного