Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 15:18, лекция
Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.
ЦЕННОСТИ
Каковы ценности, таковы и общество, и
личность. Не случайно, что проблема ценностей
всегда выступает на первое место в переходные
периоды общественного развития. Именно
такое время переживает сегодня наше общество,
с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами. Все это находит
свое выражение в процессе переоценки
ценностей. При этом следует иметь в виду,
что за отрицанием старых ценностей скрывается
отрицание старых форм жизни общества
и личности.
§1. Понятие ценностей, их природа
Философское учение о ценностях и их природе называется
аксиологией (от греч. axios — ценность и
logos — учение). Но прежде чем сложиться
в ее современном виде, эта теория прошла
исторический путь развития, равный становлению
самой философии, в рамках которой она
и формировалась.
В античной, а затем и средневековой философии
ценности отождествлялись с самим бытием,
а ценностные характеристики включались
в его понятие. Ценности, таким образом,
не отделялись от бытия, а рассматривались
как находящиеся в самом бытии. Начиная
уже с Сократа и Платона основными вопросами
были: Что есть благо? Что есть справедливость?
Они же являлись и главными критериями
истинного бытия. Не случайно Платон в
учении об идеальном государстве положил
в основу такого государства принцип справедливости.
Уже в античной философии наблюдаются
разные подходы к вопросу об абсолютном
и относительном характере ценностей.
Если, например, по мнению Платона, высшие
ценности носят абсолютный характер, то
с точки зрения софистов, все ценности
индивидуальны и относительны. Это вытекало
из их основного тезиса: «человек есть
мера всех вещей». Попытка дифференцированного
подхода к ценностям содержится в философии
Аристотеля, который, с одной стороны,
признает самодостаточные ценности, или
«самоценности», к которым, в частности,
относятся человек, счастье, справедливость
и т. д. Но вместе с тем он утверждает и
относительный характер большинства ценностей,
ибо разные вещи кажутся ценными детям
и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость
состоит как раз в «постижении умом вещей
по природе наиболее ценных».
Различные исторические эпохи и разные
философские системы накладывают свой
отпечаток на понимание ценностей. В Средние
века они связываются с божественной сущностью,
приобретают религиозный характер. Эпоха
Возрождения выдвигает на первый план
ценности гуманизма. В Новое время развитие
науки и новых общественных отношений
во многом определяют и основной подход
к рассмотрению предметов и явлений как
ценностей.
И. Кант впервые употребляет понятие ценности
в специальном, узком смысле. Предпосылкой
аксиологии у него является разведение
сущего и должного, реальности и идеала.
Ценности — это: требования, обращенные
к воле; цели, стоящие перед человеком;
значимость тех или иных факторов для
личности. Гегель особое внимание уделяет
разграничению ценностей на экономические
(утилитарные) и духовные. Первые выступают
как товары и характеризуются со стороны
их «количественной определенности».
По существу, здесь имеется в виду абстрактная,
меновая стоимость товара.
Поскольку вещи имеют ценность, — пишет
он, — мы рассматриваем их как товары.
Их значимость состоит в ценности, и только
в ценности, не в их специфических качествах.
Эти ценности всегда относительны, т.е.
зависят от спроса, «от продажи, от вкуса
публики». Во втором смысле ценности связываются
со свободой духа, и все, «что имеет ценность
и значимость, — духовно по своей природе».
После выделения аксиологии в самостоятельную
область философских исследований сформировалось
несколько типов теорий ценностей. Отметим
лишь некоторые из них.
Натуралистический психологизм (представлен
трудами Дж. Дьюи, 1859—1952) рассматривает
ценности как объективные факторы реальности,
которые эмпирически наблюдаемы, а их
источник связывает с биологическими
и психологическими потребностями человека.
С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий
какую-либо потребность людей, является
ценностью.
Аксиологический трансцендентализм (В.
Винделъбанд, Г. Риккерт). Здесь ценность
— не объективная реальность, а идеальное
бытие. Ценности рассматриваются как не
зависимые от человеческих желаний. Это
добро, истина, красота, которые имеют
самодостаточное значение, являются целями
сами по себе и не могут служить средством
для каких-то иных целей. Ценность, таким
образом, — это не реальность, а идеал,
носителем которого является «сознание
вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний,
запредельный) субъект. Кроме того, ценности
рассматриваются в этой концепции как
нормы, которые не зависят от человека
и образуют общую основу конкретных ценностей
и культуры.
Наиболее видный представитель этого
направления М. Шелер утверждал объективный
характер ценностей. По его мнению, они
образуют онтологическую основу личности.
Но ценности, находящиеся в предметах,
не следует отождествлять с их эмпирической
природой. Так же, как, например, цвет существует
независимо от предметов, которым он принадлежит,
так и ценности (приятное, величественное,
доброе) могут созерцаться вне зависимости
от тех вещей, свойствами которых они являются.
Познание ценностей и их созерцание основано
в конечном счете на чувстве любви или
ненависти. Ценности тем выше, чем они
долговечнее и чем выше удовлетворение,
которое мы от них получаем. В этом смысле
наименее долговечными являются ценности,
связанные с удовлетворением чувственных
желаний и с материальными благами. Более
высокие ценности — это ценности «прекрасного»
и «познавательные» ценности. Высшей ценностью
является ценность «святого», идея Бога,
а любовь к Богу рассматривается как высшая
форма любви. Все ценности имеют поэтому
свою основу в ценности божественной личности.
Основатель этой концепции М. Вебер ввел
проблему ценностей в социологию. С его
точки зрения, ценность — это норма, которая
имеет определенную значимость для социального
субъекта. В этой связи он особо подчеркивал
роль этических и религиозных ценностей
в развитии общества.
В современной литературе также существуют
разные точки зрения по вопросу о природе
ценностей и их понятии. В частности, ценность
рассматривается как предмет, имеющий
какую-либо пользу и способный удовлетворить
ту или иную потребность человека; как
идеал; как норма; как значимость чего-либо
вообще для человека или социальной группы
и т.д. Все эти понимания отражают определенную,
реальную сторону ценностей, и их надо
рассматривать не как взаимоисключающие,
а как взаимодополняющие общую концепцию
ценностей. Они имеют разные основания
и связаны с разными субъектами ценностного
отношения. Поэтому каждый из подходов
имеет право на существование, ибо он отражает
то или иное реально существующее в социальной
действительности ценностное отношение.
В этом плане даже религиозные ценности,
связанные с верой в сверхъестественное,
являются также реальными ценностями,
которые служат ориентиром в жизни верующих,
обусловливают нормы и мотивы их поведения
и поступков.
Если иметь в виду самое общее понимание
ценностей, то можно сказать, что ценность
— это понятие, указывающее на культурное,
обшественное или личностное значение
(значимость) явлений и фактов действительности.
Все многообразие мира может выступать
в качестве «предметных ценностей», т.е.
оцениваться с точки зрения добра и зла,
истины и лжи, прекрасного и безобразного,
справедливого и несправедливого и т.
д. К таким ценностям относятся предметы
материальной и духовной деятельности
людей, общественные отношения и включенные
в их круг природные явления, имеющие для
человека положительное значение и способные
удовлетворять их многообразные потребности.
Другим видом ценностей являются «субъектные
ценности», к которым относятся установки,
оценки, требования, запреты и т.д., выраженные
в форме норм. Они выступают ориентирами
и критериями деятельности людей. Таким
образом, в центре понимания ценностей
находится ценностное отношение человека
к миру, сторонами которого и являются
«предметные ценности» и «субъектные
ценности».
Ценности всегда являются человеческими
ценностями и носят социальный характер.
Они формируются на основе общественной
практики, индивидуальной деятельности
человека и в рамках определенных конкретно-исторических
общественных отношений и форм общения
людей.
На ценностное восприятие и процесс формирования
ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь
значимые факторы человеческого существования
— биологические, социальные, психические
и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает
личностный характер ценностей человека,
который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих
ценностей. Не следует только думать, что
общечеловеческие ценности существуют
наряду с индивидуальными ценностями.
Общечеловеческие ценности — это в то
же самое время и индивидуальные, личностные
ценности. И каждая личность по-своему
их воспринимает и осознает.
На базе человеческой практики, потребностей
и социальных отношений возникают интересы
людей, которые непосредственно обусловливают
заинтересованность человека в чем-то.
Поэтому если говорить коротко, что же
такое ценность, то можно воспользоваться
формулировкой Т. Шибутани: «Об объекте
можно сказать, что он обладает ценностью,
если к нему проявляют какой-то особый
интерес».