Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 01:51, доклад
Ценности являются одним из основных структурных элементов морали. Моральными ценностями считаются ценности добра и зла, как то: благо, справедливость, свобода, насилие, достоинство, честь, любовь, ненависть и др. Ценности изучает особая философская дисциплина аксиология. Несмотря на то, что понятие ценности применялось в обыденном и в научном языках с древности, оно стало философской категорией только во второй половине XIX века благодаря работам Германа Лотце, а на рубеже XIX-XX веков оформляется уже отдельная научная, философская дисциплина - аксиология. В XIX веке развилось такое социальное явление, как отчуждение человека, и это сделало актуальной проблему «переоценки ценностей»
Федеральное агентство Российской Федерации по связи и информатизации
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Доклад на тему:
«Понятие ценности. Оценка. Цели ».
Выполнил:
Щур И.К.
Воробьёва Н.П.
Новосибирск
2013 г.
Понятия ценности и оценки
Ценности являются
одним из основных структурных элементов
морали. Моральными ценностями считаются
ценности добра и зла, как то: благо, справедливость,
свобода, насилие, достоинство, честь,
любовь, ненависть и др. Ценности изучает
особая философская дисциплина аксиология.
Несмотря на то, что понятие ценности применялось
в обыденном и в научном языках с древности,
оно стало философской категорией только
во второй половине XIX века благодаря работам
Германа Лотце, а на рубеже XIX-XX веков оформляется
уже отдельная научная, философская дисциплина
- аксиология. В XIX веке развилось такое
социальное явление, как отчуждение человека,
и это сделало актуальной проблему «переоценки
ценностей». Появился нигилизм, принявший
интернациональный характер, который
отрицает какие-либо общие моральные ценности,
нормы. Получил небывалое в истории развитие
атеизм, когда «Бог умер» для многих людей,
а с Ним порушилась и вся традиционная
система ценностей. Возникли системы новой,
«более прогрессивной» морали, наибольшее
признание из которых получили «пролетарско-классовая»
мораль Маркса и мораль «белокурой бестии»
Ницше. Всё это потребовало новых средств
осмысления духовно-нравственного бытия
и его защиты, чем и занимается аксиология.
Развитие аксиологии сдерживалось также
философией эмпиризма Нового времени,
её влиянием, которая в лице своих представителей
Дж. Локка, Д. Юма и др. утверждала, что в
мире нет ничего, кроме фиксируемых в чувственном
опыте сущностей, качеств и отношений,
в число коих не входят никакие ценности.
И лишь после Канта, его учения о трансцендентных
и трансцендентальных ноуменах и принципах,
стала возможной теория ценностей, ибо
ценность по своей природе трансцендентна.
И не случайно аксиология формируется
именно у неокантианцев Баденской школы
(В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.).
Неокантианцы Баденской школы были первыми
из философов, которые создали систематическое
теоретическое учение о ценностях, у которых
понятие ценности стало важнейшей философской
категорией. Учение о ценностях у баденцев
предстаёт итогом их философских исследований,
определённым логическим допущением в
целях устранения возникших в их гносеологии
«внутренних» противоречий, хотя сами
ценности являются, такой они сделают
позднее вывод, основанием важнейших мировоззренческих
и гносеологических положений. Аксиология
и в настоящее время предстаёт определённым
логическим завершением той или иной философской
системы.
Рассматривая понятие ценности как философскую
категорию, неокантианцы всё же считали,
что оно является трудно определимым.
«Мы употребляем это, обозначающее понятие,
которое, подобно бытию, не допускает уже
никакого дальнейшего определения».
Согласно неокантианцам, и здесь надо
с ними согласиться, ценности обладают
такими свойствами, как единство и единственность.
Г. Риккерт, объясняя эти свойства ценностей,
приводит пример с алмазом. Почему стоимость
цельного алмаза больше, чем стоимость
суммы его кусков, если разделить алмаз
на части? - Именно потому, что целое и часть
обладают разными ценностями. Ценности
также трансцендентны и трансцендентальны
и потому общи для всех людей, и именно
эта всеобщность ценностей позволяет
иметь научное, общепринятое знание об
индивидуальных явлениях, когда к ним
применяется ценностный подход.
Следующий этап в развитии аксиологии
связан с персоналистско-
Ценности и оценка. Переоценка ценностей. Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения, собственной оценки и рекомендаций к отбору того, что признается ценностью. Тот, кто оценивает, формулирует суждение о полезности или вредности, необходимости или ненужности того, что оценивается. Оценка связана с практикой в широком смысле этого слова (как общественно-исторической практикой человека). Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка, таким образом, организует практическую деятельность.
Оценки одного
и того же явления у разных индивидов,
социальных групп и наций, государств
бывают различными. Вспомним, к примеру,
оценку атомных взрывов в Индии
и Пакистане весной 1998 года: лидеры
этих стран не скрывали своего восторга
по поводу произведенных взрывов, в
то время как подавляющее
Це́нность — важность, значимость, польза, полезность
ОЦЕНКА
— высказывание, устанавливающее абсолютную
или сравнительную ценность какого-