Постановка проблемы сознания в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:45, доклад

Краткое описание

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Вложенные файлы: 1 файл

Постановка проблемы сознания в философии.docx

— 17.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

    Постановка проблемы сознания в философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Асриян Гаянэ

1 курс 1 группа

Сознание

1. Постановка проблемы сознания в философии

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его  взаимоотношений с окружающей его  действительностью предполагает выяснение  природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна  и потому, что те или иные подходы  к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения  к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти  бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и  управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма  характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Такое понимание природы  сознания предполагает очень широкий  спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и  естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее  время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных  аспектов сознания в рамках этих дисциплин  всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую  позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных  научных исследований стимулирует  разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание «думающих» машин, связанный  с этим процесс компьютеризации  человеческой деятельности заставили  по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной  компьютерной техникой. Острые и актуальные вопросы современного общественного  развития, взаимодействия человека и  техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т. д. — короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его  бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о  тех возможностях, которые предоставляет  человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Известно, что практически-преобразовательная деятельность как специфическая  форма человеческого отношения  к миру с необходимостью предполагает в качестве своей предпосылки  создание «идеального плана» этой реальной деятельности. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано»  им, короче говоря, не существует человеческого  бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью  выступают как более широкая  система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему  бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы  сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность  человеческого сознания по отношению  к человеческому бытию выступает  как вторичность элемента по отношению  к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые  сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые «незапрограммированные» слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение «бытийного горизонта» осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их «обслуживающих механизмов» возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания — нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела — головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание — не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Если учитывать эту  предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно  возникает и развивается в  совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в  эти процессы, люди вырабатывают соответствующие  представления, установки, нормы, которые  вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как  специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в  их индивидуальной психике.

С сознанием в широком  смысле слова, конечно, следует связывать  и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную  самостоятельность. Однако понять его  происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

Сознание выступает, таким  образом, как ключевое, исходное философское  понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни  человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции  его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.


Информация о работе Постановка проблемы сознания в философии