Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 19:02, реферат
Речь шла о необходимости восстановления классической функции разума, место которого занял исчисляющий и препарирующий рассудок. В определенном смысле эта идея явилась методологическим основанием для следующих конструкций постмодернистского мышления. Тем более что все же основным направлением его явилось не столько новые факты реальности, сколько уже существующие культуры и стандарты и стереотипы их объяснений. Поэтому новое мышление прежде всего стремится избавить собственную мысль от ограничений, накладываемых на нее эпохой - онтотеология, по Жаку Деррида. Философия присутствия, то есть собственно философия, с тем чтобы за словами и явлениями открылось сокрытое ею - красочный и противоречивый многоразличный плюралистический мир означаемого.
Постмодернизм в философии
Сравнительно целостная
Речь шла о необходимости
восстановления классической функции
разума, место которого занял исчисляющий
и препарирующий рассудок. В определенном
смысле эта идея явилась методологическим
основанием для следующих конструкций
постмодернистского мышления. Тем более
что все же основным направлением его
явилось не столько новые факты реальности,
сколько уже существующие культуры и стандарты
и стереотипы их объяснений. Поэтому новое
мышление прежде всего стремится избавить
собственную мысль от ограничений, накладываемых
на нее эпохой - онтотеология, по Жаку Деррида.
Философия присутствия, то есть собственно
философия, с тем чтобы за словами и явлениями
открылось сокрытое ею - красочный и противоречивый
многоразличный плюралистический мир
означаемого. В этих же целях деконструируются
такие составные компоненты мировоззрения,
как Бог, я, цель, смысл, реальный мир, истина
как соответствие. С целью формирования
постсовременного мироощущения, способного
к новому единству научных, эстетических,
религиозных, философских интуиций. Иначе
говоря, деконструкция, отвергающая классическую
проблему истины, одновременно предлагала
и реконструкцию открытой неформируемой
бесконечно продолжающейся окончательно
незавершенной истины как прямой противоположности
прежней субстанциональной истине. Первое
условие настоящего философствования
для таких разнохарактерных мыслителей,
как Умберто Эко, Мишель Фуко, Жак Деррида,
Роллан Барт, Жиль Делёз, Жан Лиотар, - это
вера в разум. Этот достаточно парадоксальный
для традиционной точки зрения факт означает
ни что иное, как требование антидогматизма,
отказ от жесткого доктринального монологизма,
разрушение системы символических противоположностей,
отказ от двоичного исчисления мира, то
есть от бинарных оппозиций, типа рациональное
- иррациональное, конечное - бесконечное,
старое - новое, дух - материя, материализм
- идеализм и так далее. В связи с тем, что
пространство культуры стало многомерной
структурой, идея Разума означала переход
с позиций классического антропоцентрического
гуманизма на позиции гуманизма универсального,
экологическое измерение которого обнимает
все человечество, природу, космос и вселенную.
Второе условие возрождения идеи истины,
которое противоположно истине как соответствию.
Речь идет о перестройке мышления, приписывающего
миру статус быть иррациональным. Постмодернизм
отказывается от логицизма, ведущего к
абсолютной истине, таким путем теория
релятивизируется. Благодаря такой процедуре
традиционные проблемы познания, овладения
миром теперь сопровождаются взаимодействием
с ним. По мере овладения миром мы не только
о нем узнаем все больше, но растет и наше
незнание о нем. В постмодернизме знание
не просто кумулятивно, но основано на
все расширяющемся незнании. В таком рафинированном
знании речи не может быть о раз и навсегда
данных истинах или о диалектике относительного
и абсолютного. Постмодернистский взгляд
на динамику науки словно иллюстрирует
мысль Николая Кузанского об ученом незнании
еще XV века: "Чем больше мы знаем, тем
больше мы становимся осведомлены о том,
что мы не знаем". Весьма привлекательная
идея постмодерна в плане создания единой
универсальной культуры, единой науки,
истории и новых форм, универсальных для
науки и искусства, идея сближения религий
вовсе не означает, что речь идет здесь
о каком-то всеедином мировоззрении. Скорее
постмодернизм ставит задачу каждому
и говорит о необходимости принятия к
сведению других культурных традиций,
мировоззренческих ориентиров, духовных
миров других людей. Сам принцип культурной
автономности и взаимной дополнительности
духовных традиций здесь понимается как
необходимость взаимного ученичества.
Но для этого надо было восполнить исходные
требования, отделить идеологию от всех
форм духовной культуры, с нового времени,
вплетенного в нее и являющегося ее регулятивом.
Представления постмодернизма о мысли
и знании культуры как идеологизирование
тотальности текстов и лингвистических
конструкций является важным условием
для существования и развития новой философии.
Поясним: рождаясь, человек осваивает
мир не непосредственно сам, не деятельностно
- это невозможно, - но с помощью языка,
слов, текстов, которые достались ему по
наследству. Мышление, не наученное мыслить
самостоятельно, пользуется словом, текстами,
ограничивая спектр значений заданными
транслируемыми смыслами. Так человек,
идя на поводу средств массовой коммуникации,
создает удобный для себя мир, в котором
вместо действительных чувств и мыслей
подставлены подменные образования, в
результате чего он начинает жить в фантомном
мире псевдомыслей, псевдочувств, псевдодействий.
Так появляется серое большинство, слепо
верящее в одно-единственную, специально
транслируемую для него истину. По этому
поводу Умберто Эко иронично заметил:
"Дьявол - это высокомерие духа. Это
верование без улыбки. Это истина, никогда
не подвергающаяся сомнению."
Задача состоит в том, чтобы прорваться
в зазеркалье языка, а точнее текстов,
с целью постижения сокрытого означаемого.
Пространство культуры духовных форм
деятельности - это пространство Ризомы.
Потенциально такая структура безгранична,
хотя на самом деле еще не достроена до
конца.
Постмодернистское мышление постоянно занимается двумя взаимоисключающими вещами. Оно осуществляет одновременную процедуру разборки и конструкции традиционных культурных форм и их же реконструкцию, то есть процедуру, связанную с отрицанием первосмыслов и одновременно сборку новых смыслов, необходимых для дальнейшей динамики культуры и самого человека. Один из центральных моментов концепции Жака Деррида - критика понятия центра, или первоначала, субстанции, сущности, как некого организующего начала классической логоцентрической философии. Мир культуры и сам человек рассматривается Деррида как бесконечный текст. Бесконечный слой интертекстуальных связей неизбежно ведет к принципиальной полисемантичности любого текста, его смысловой текучести, неопределенности. Отсюда Деррида выводит утверждение о принципиальной метафоричности, художественности всякого мышления, в том числе и философского. Деконструкция, по Деррида, является разблокированием процесса понимания, выяснением внутренней противоречивости текста, столкновения остаточных смыслов прошлого и современных смысловых стереотипов. Одно из важных понятий его философии - понятие следа. Оставляя следы друг на друге, различные тексты уничтожают причинно-следственную направленность, порождая смысловые движения. Смысловая неисчерпаемость любого текста, невозможность окончательного синтеза требует при его анализе включения игровой установки. Отсюда внимание Деррида к случайным смысловым совпадениям, которые тем не менее всегда что-то значат. Это позволяет ему разрушать бинарные оппозиции истины-лжи, добра-зла. Но только разрушение принципов классического философствования, по мнению Деррида, неспособно к созданию принципиально новой концепции. Цель интриги деконструкции - помочь лучшему видению, более панорамному прочтению тех, кого мы вроде бы знаем со школы, например Платона, Гегеля, Маркса, Фрейда, с тем что бы приблизиться к пониманию хотя бы того, что они на самом деле хотели сказать и что на самом деле сказали, в чем, чем они как личности были захвачены в момент говорения. В самом деле, что такое философская деятельность, как ни критическая работа мысли над собой. Мысль должна исследовать сложившееся знание и попытаться понять, могло ли современное знание, а значит, и сама действительность в их жизни иметь иные структуры.
Основные понятия:
1. Ризома
Ризома (от французского - "корневище".)
- понятие философии постмодерна, фиксирующее
принципиально внеструктурный и нелинейный
способ организации целостности, оставляющий
открытость, возможность для собственной
подвижности и, соответственно, реализации
ее внутреннего творческого потенциала
самоконфигурирования. Термин "ризома"
введен в философию Ж.Делезом и Ф.Гваттари
в одноименной совместной работе.
2. Ацентризм
Фундаментальная установка постмодернистской
философии, базирующаяся на всевозможные
позы, а тем самым, и всевозможные отношения
между людьми" (Бодрийяр).
3.Трангрессия
Одно из ключевых понятий постмодерна,
фиксирующее феномен перехода непроходимой
границы, - прежде всего, границы между
возможным и невозможным.
4.Эон (от греческого – «век»)
5.Эротика текста
6.Номадология (От "номад" - кочевник.)
7.Дискурс (от латинского "блуждать".) - вербально артикулированная форма предъявления содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности
8.Судьба
9.Сюжет
10.Автор
11.Дерево.