Потребность в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:50, реферат

Краткое описание

Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 группы: материальные, социальные и духовные.
Духовные потребности – это потребности в знаниях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни.
Образование – это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению.

Вложенные файлы: 1 файл

потребность в образовании.docx

— 20.06 Кб (Скачать файл)

Потребность в образовании.

Некоторые современные ученые разделяют  потребности на 3 группы: материальные, социальные и духовные.

Духовные потребности – это  потребности в знаниях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся  потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни.

Образование – это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной  из главных потребностей человека, так как стало необходимым  условием подготовки к труду и  общению. Потребность в образовании  по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности  в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в  качественной системе образования  и в надежных критериях этого  качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации – в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности: лицензирование образовательных услуг является подтверждением их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

Потребность в образовании выступает  не только как способ развития личности, но и как средство удовлетворения других потребностей.  Потребность  в образовании способствует повышению  культурного уровня человека и дает возможность реализовать его  сущностные силы. В настоящее время  ценностью становится все больше не только самообразование, но и потребность в нем. Однако ее нельзя формировать и удовлетворять, не развивая адекватно систему образования.

Изучение потребности в образовании актуально как в научно-теоретическом, так и в практическом смысле. Поскольку теоретическое знание о потребностях является фундаментом теории личности, то исследование потребностей в образовании позволяет проанализировать субъективные факторы, обусловливающие деятельность личности, описать характер ее образовательной активности, исследовать наиболее значимые стимулы и условия ее включения в образовательную среду, отследить формирование механизмов, регулирующих процессы функционирования и развития личности как в сфере образования, так и за ее пределами. В целом теоретическое исследование образовательных потребностей позволяет углубить научные представления о структуре личности, ее деятельности, образе жизни.

Бесспорно, актуальным является исследование образовательных  потребностей отдельных социальных групп и общностей. Знание такого рода дает представление о специфике  групповых потребностно-мотивационных и ценностно-регулятивных механизмов образовательной деятельности, позволяет выявить ее типологические черты. Кроме того, образовательные потребности группы целесообразно изучать как фактор развития социального сообщества, условие социальной дифференциации, социальной мобильности, воспроизводства и изменения социальной структуры общества.

И, наконец, исследование образовательных потребностей, являющихся субъективными характеристиками объективных  условий жизни человека, позволяет  поставить диагноз социальной ситуации в обществе в целом (в сферах экономического и культурного развития страны, становления  рыночных отношений и т.д.). Не менее  значимо изучение потребностей в  образовании в качестве механизма  регуляции образовательной сферы, анализа ситуации, сложившейся в  ней, определения роли общественного  мнения в развитии образования, динамике изменений его отдельных подсистем.

Что касается практико-прикладной стороны исследования потребностей в образовании, то в  условиях смены типа социального  устройства в России и изменения  отношения населения к образованию  особенно важно изучать характер образовательных потребностей различных  групп. Трансформация сфер производства и потребления, динамика социальной мобильности, возникновение новых  социальных слоев являются значимыми  факторами развития образовательных  потребностей. В силу этого актуализируется  проблема согласования требований рынка  труда, предложений рынка образовательных  услуг и потребностей личности в  этих услугах. Углубленный анализ образовательных  потребностей представителей разных социальных слоев является важным вкладом в  разрешение данных противоречий.

Общецивилизационные процессы, связанные со становлением информационной эпохи, новыми требованиями к личности в условиях информационного общества, превращают проблему исследования образовательных потребностей в одну из наиболее значимых, поскольку их структура и характер являются индикатором уровня готовности личности и общества к важным социетальным трансформациям.

Все вышесказанное  позволяет увидеть значимость социологического подхода к анализу образовательной  потребности, заключающуюся в том, что потребность индивида в образовании (ее содержание, структурные и функциональные характеристики) рассматривается в  тесной связи с: 1) потребностями  социальной группы, общности, в которую  включен индивид; 2) в системе социальных факторов института образования  и всей образовательной сферы; 3) в контексте социальных детерминант  других социальных институтов; 4) в системе  социальных связей и отношений общества в целом.

В рамках социологического подхода образовательная потребность  представляет собой обусловленное  социокультурными детерминантами активно-деятельностное отношение социального субъекта к сфере знания, являющееся сущностной характеристикой его развития, самоопределения и самореализации.

Образовательная потребность отличается многоуровневым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимыми для различных видов деятельности; социализации; индивидуализации; самоопределения; самореализации; профессионального и статусного роста; реализации непрерывного образования; изменения структуры личности, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентаций, мотивов, установок на образовательную деятельность; формирования образа жизни личности; стимулирования трудовой активности личности, эффективности трудовой деятельности; адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом  и социетальном уровнях потребность в образовании реализует функции социального развития групп, социальных общностей, всего общества; повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом; институционализации непрерывного образования; формирования субкультуры социальной группы, общности; средства социокультурной динамики; трансляции культурного наследия и социального опыта поколений; формирования информационного пространства социума; формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества; самоидентификации социальных групп; воспроизводства социальных групп и института профессии; изменения характера общественного труда, повышения его эффективности; регуляции процессов социальной мобильности; адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

В условиях изменения  ситуации в образовательной сфере  в последние десятилетия важной практической задачей становится исследование образовательных потребностей студентов  высшей школы. Собственно, потребности  именно этой социальной общности являются показателем путей дальнейшего  развития образования, а вместе с  ним социально-экономической и  социокультурной сфер общества, позволяют делать долгосрочный прогноз на будущее.

Личностная образовательная потребность  связана с созданием образа окружающего  мира. Это та система ценностей, моделей  поведения, которая позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире. Общество является той образовательной  средой, из которой индивид получает информацию, необходимую для ориентации в окружающем мире. В этом смысле, личность имеет потребности, выходящие  за рамки государственной системы  образования. В структуру личностной потребности включается такая интеллектуальная социализация, как формирование «Я-концепции», ее формирование не может осуществляться вне образовательной среды. Капиталом, который человек может выгодно реализовать, в обмен на некие социальные и материальные блага. Факторами, определяющими личностную потребность в образовании являются: место жительства (географический фактор); семейные традиции (социальный фактор); материальное положение (экономический фактор). Масштаб образовательной потребности определяется количеством учащихся, желающих попасть или остаться в системе образования. В социологии он измеряется размерами контингента учащихся. На масштаб образовательной потребности влияют: демографический фактор; географический фактор; интернационализация образования.

Образовательная потребность обладает свойством расширенного воспроизводства, то есть, чем выше уровень образования, тем выше потребность в дальнейшем образовании.

 

Список используемой литературы.

  1. Человек и его потребности: Учебное пособие. – СПб.; Питер, 2006.
  2. Бережной Н. М. Человек и его потребности / Под. ред. В.Д. Диденко. М.: Форум, 2000. – 160с.
  3. Т. Н. Третьякова, А. С. Третьякова, М. С. Локтева Человек и его потребности: Учебно-методический комплекс дисциплины. – Челябинск: Урал ГАФК, 2003. – 180с.
  4. http://www.jeducation.ru/6_2005

 


Информация о работе Потребность в образовании