Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:59, сочинение
Данное утверждение можно считать вполне закономерным, т. к. первое, самое первое чувство, которое мы можем назвать любовью или, возможно, даже предлюбовью — это чувство направленно человеком на самого себя. До тех пор, пока ребенок еще не получил всех социальных навыков, пока он полностью не впитал различные нормы морали и нравственности, он, как говорил Фрейд «является полностью аморальным», но и полностью свободным относительно восприятия собственной личности. Проще говоря, ребенок любит себя, не видя в себе никаких изъянов, не находя причин для ненависти по отношению к самому себе. Это состояние предлюбви позволяет в дальнейшем переносить подобное чувство и на других людей, в первую очередь на родителей. Конечно, любовь к родителям носит несколько иную природу, чем любовь к самому себе. Стоит обратить внимание, насколько различна любовь к отцу и матери, как по разному воспринимаются образы этих двух людей. Но, тем не менее, близкие, которые находятся с ребенком от самого рождения — это первые люди на которых он (ребенок) впервые направляет свое чувство любви.
По тексту Фромма: расписать ответ на тезис чтобы любить других нужно прежде всего полюбить себя"; описать что Фромм имел в виду под садо-мазохистской привязанностью, так называемой шекспировской любовью; описать статус любви в современном мире; как чувство, как социальный феномен, востребована ли сейчас любовь?
«Чтобы любить других нужно полюбить себя»
Данное утверждение можно считать вполне закономерным, т. к. первое, самое первое чувство, которое мы можем назвать любовью или, возможно, даже предлюбовью — это чувство направленно человеком на самого себя. До тех пор, пока ребенок еще не получил всех социальных навыков, пока он полностью не впитал различные нормы морали и нравственности, он, как говорил Фрейд «является полностью аморальным», но и полностью свободным относительно восприятия собственной личности. Проще говоря, ребенок любит себя, не видя в себе никаких изъянов, не находя причин для ненависти по отношению к самому себе. Это состояние предлюбви позволяет в дальнейшем переносить подобное чувство и на других людей, в первую очередь на родителей. Конечно, любовь к родителям носит несколько иную природу, чем любовь к самому себе. Стоит обратить внимание, насколько различна любовь к отцу и матери, как по разному воспринимаются образы этих двух людей. Но, тем не менее, близкие, которые находятся с ребенком от самого рождения — это первые люди на которых он (ребенок) впервые направляет свое чувство любви.
Как и любовь к себе, так и любовь к другим (если говорить о зрелой форме данного чувства) проходят определенные стадии формирования. Предлюбовь к себе берет начало еще в раннем детстве, как чувство естественное и само собой разумеющееся. В процессе социализации и усвоения определенных морально-этических норм человек, в зависимости от культуры, к которой принадлежит, начинает воспринимать себя по-другому. От этого и меняется его отношение к самому себе. Именно в процессе воспитания ребенок впервые слышит слова «ты плохой», «никто тебя не будет любить», « никто не захочет дружить с тобой», «ты поступил плохо» и т. д. Именно в это время естественная предлюбовь к самому себе перестает быть абсолютной. Человек впервые сталкивается с рефлексией.
Конечно, подобные методы воспитания являются неверными. Однако, рано или поздно человек сталкивается с такими понятиями как добро и зло, хороший и дурной поступок. Взаимодействие с подобными понятиями заставляет человека задавать вопросы: «что есть добро и зло?», «поступаю ли я хорошо или дурно?», «если я поступаю хорошо, то я являюсь хорошим?/ то я достоин чтобы меня любили?», «если я поступаю дурно, то я плохой/ то я не достоин любви?» Если личность человека сформирована гармонично, и в процессе воспитания «предлюбовь к себе» не была полностью подавлена, или наоборот гипертрофированна, то данное чувство развивается правильно и человек может любить других.
Теперь, примерно разобравшись с тем как развивается любовь к себе, мы можем дать ответ на наш вопрос. Если пред любовь, самая первая любовь- это любовь к себе, то следовательно, именно из неё и формируются все последующие формы любви. Значит, и любовь к окружающим формируется из чувства любви к самому себе. Дополнить вывод можно тем, что первые люди, на которых направлена любовь во вне это родители. Уже исходя из любви к родителям, человек формирует свое отношение к окружающим.
Садо-мазохистская привязанность или шекспировская любовь
Теперь, зная как появляется любовь к окружающим, мы можем поговорить о такой распространенной форме любви как садо-мазохистская любовь. Стоит начать с того, Фромм, на чей труд мы опираемся в данной работе, делил всех людей на садистов и мазохистов. Садисты — те кто доминируют, управляют остальными людьми. Мазохисты занимают позицию подчинения. Перенося это на сферу отношений, можно сказать проще: первым нравится управлять, вторым подчиняться, первые любят причинять боль, вторым нравится положение жертвы, первые принимают, вторые «жертвуют».Зачастую именно на жертвенности и строятся подобные отношения. Это видно на примере Ромео и Джульетты. В конце влюбленные жертвуют друг ради друга собственной жизнью. Хоть их жертва и является абсолютно бессмысленной. Фромм же говорит о том, что зрелая, настоящая любовь вполне способна обходиться и без жертв. Любовь к окружающим, как мы уже выяснили в первом вопросе, строится на любви к себе, значит невозможно говорить о некой жертвенности по отношению к другому человеку. Если мы будем говорить о любви двух гармонично сформировавшихся личностей, то верно будет говорить о взаимных уступках, но не о жертвах. Ведь жертва — это полное саморастворение, самозабвение одной личности в другой. Такое поведение может быть обусловлено как подсознательной ненавистью к себе, так и эгоизмом. Если человек не может испытывать любовь по отношению к самому себе, то ему проще раствориться в другом, прожить его жизнь, так как он «НЕ ДОСТОИН ХОРОШЕГО К СЕБЕ ОТНОШЕНИЯ» в отличие от других людей. Мазохизм, имеющий эгоистичную природу основан на желании воздаяния. Т.е. желание награды за собственную жертвенность, признание мученичества «во имя любви». Подобное проявление эгоистической жертвенности свойственно для современного христианского мира. Такая форма любви вызывает одобрение и трактуется как высшая форма чувств человека. Однако природа подобного кроется не в альтруизме, а напротив в великом человеческом эгоизме и ненависти к самому себе.
Статус любви в современном мире
Как и любая форма отношений, система чувств, любовь имеет исторические стадии развития. С каждой новой вехой в истории человечества она принимала различные формы, изменялась согласно изменениям миропонимания человека, переосмыслению себя и окружающих. Что есть любовь сейчас?
В современном мире любовь начинает приобретать своего рода рыночные отношения. Люди ждут друг от друга, даже требуют своеобразной «платы» за свою любовь. Можно сказать, что даже заключение брака становится похоже более на заключение сделки. Дело тут даже не в материальных ценностях, но в отношениях в принципе. Люди обязуются выполнять определенные действия, соблюдать определенные социальные роли, если им будет гарантированна ответная реакция партнера. Например: жена. вступая в брак, обязуется во всем поддерживать мужа. Муж же в свою очередь обязуется всегда выслушивать жену. Со стороны все правильно, но проблема в том, что это лишь сделка. Все совершается по принципу ты мне я тебе. Если кто-то не выполняет условия сделки, то контракт может быть расторгнут.
Люди готовы идти на уступки и что-то делать только в том случае, если они получат «плату» за свои старания. Если же действия двух сторон неравноценны, то, по мнению современного человека, такие отношения нецелесообразны. Людей, которые ищут лишь выгоду, Фромм называет «автоматы». Он говорит о том, что автоматы неспособны любить. Отношения принимают форму рыночной системы, деловых отношений. Можно говорить о том, что теряется сама душа человека. Люди теряют способность любить, приучаемые с самого раннего возраста стремиться только к успеху и собственной выгоде, они не находят более разумного и приемлемого для них способа сосуществования как деловые отношения.