Правовая сфера жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:56, контрольная работа

Краткое описание

Правовая сфера жизни общества есть сфера действия права, т. е. социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве.
Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Сущность права. Его происхождение и основные особенности
развития
2. Правовое состояние общества и концепция правового государства
3.Взаимосвязь права и политики, права и морали
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 42.20 Кб (Скачать файл)

      В правовом государстве собственность  принадлежит непосредственно производителям  и потребителям материальных  благ.; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

     Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства.                 Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

      Нравственную основу правового  государства образуют общечеловеческие  принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

      Правовое государство это суверенное  государство, которое концентрирует  в себе суверенитет народа, наций  и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность  отношений, основанных на началах  справедливости, для всех без  исключения граждан. Принуждение  в правовом государстве осуществляется  на основе права, ограниченно  правом и исключает произвол  и беззаконие, государство применяет  силу в правовых рамках и  только в тех случаях, когда  нарушается его суверенитет, интересы  его граждан. Оно ограничивает  свободу отдельного человека, если  его поведение угрожает свободе  других людей.

Правовое  состояние общества в современной  России

     Действующая конституция РФ, принятая  на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, определяла  РФ  как демократическое правовое  государство с федеративной формой  государственного устройства и  республиканской формой правления.  Кроме того, Конституция определяет  РФ как социальное государство  и как светское государство. 

      Определенная глава Конституции  посвящена правам и свободам  граждан РФ, которые сформулированы  в соответствии с нормами международного  права.

     Реальные демократические преобразования  в праве начались со второй  половины 80х гг., особенно после  поражения августовского (1991г.) путча.  Получил общее признание принцип  «правового государства», были отменены  репрессивные, иные реакционные  институты и положения, стали  развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный  суд РФ, Высший арбитражный суд  РФ). В октябре 1991 г. Верховным советом РФ была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

     Принятая Верховным Советом РФ  в 1991 г. Декларация прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства, предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

       В течение долгих десятилетий  в нашей стране действовала  однопартийная система, которая  исключала возможность создания  и функционирования легальных  оппозиционных партий. Официальной,  государственной идеологией являлся  марксизм-ленинизм. Современное демократическое  правовое государство предполагает  развитое гражданское общество, в котором никакая идеология  не может устанавливаться в  качестве официальной государственной  идеологии. 

        Политическая жизнь в правовом  государстве строится на основе  идеологического, политического  многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования  правового государства, одним  из направлений этой работы  является развитие гражданского  общества, выступающим важным звеном  между личностью и государством, в котором реализуется большая  часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического  плюрализма.

       Необходимым фактором, определяющим  во многом успех многих преобразований  в государственной и политической  жизни нашего общества, является  уровень политической и правовой  культуры в обществе. Необходимо  избавляться от того правового  нигилизма, который особенно отчетливо  проявился в последнее время  не только у граждан, но и  у представителей государственного  аппарата.

      Уважение и соблюдение конституции,  закона всеми членами, всеми  должностными лицами неотъемлемая  черта демократического государства. 

       На территории распавшегося СССР  происходят сложные процессы  в развитии государства и права  становление новых «независимых  государствах» государственных  и правовых систем, соответствующих  требованиям современного гражданского  общества. Это развитие все более  осложняется из-за того, что общество  переживает жесточайший экономический  и социальный кризис, существенно  отразившийся на уровне жизни  людей и резко высветивший  те негативные последствия, которые  породила тоталитарная система  за долгие десятилетия своего  господства.

         Конституционная модель российской  правовой государственности остается  еще не сформированной до конца.  Поэтому первоочередной является  задача доведения до конца  процесса формирования всех конституционных  институтов. Наряду с существенными  достоинствами конституционная  модель РФ имеет и ряд недостатков,  т.к. процесс формирования правового  государства в РФ сталкивается  со значительными трудностями,  идет весьма медленно и достаточно  противоречиво. В России пока  не удалось реализовать в полной  мере ни одного из основных  принципов правового государства.

          Грубо нарушается принцип верховенства  закона. Достаточно распространенной  является практика принятия представительными   и исполнительными органами субъектов  РФ нормативно-правовых актов,  противоречащих федеральным законам.  Значительная часть норм, закрепленная  федеральным законодательством,  не реализуется, действует лишь  формально. Часть населения лишена  возможности иметь работу и  получать достойное вознаграждение  за свой труд. Государство оказывается  неспособным обеспечить в должной  мере права и свободы своих  граждан в сфере образования,  науки, социального обеспечения.  Принцип разделения властей в  Конституции закреплен таким  образом, что законодательная  власть не способна организовать  действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации феодальных законов.

          В качестве одной из важнейших  задач, связанной с формированием  правового государства, следует  рассматривать развитие и совершенствование  законодательства, формирование новой  по существу правовой системы.  В последнее время приняты  очень многие законодательные  акты, создающие основы для дальнейшего  развития нашего государства  как демократического, правового.  Это Декларация прав и свобод  человека и гражданина, закон  о гражданстве, закон о собственности,  Конституция РФ, Договор об общественном  согласии. 

                                                                               

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Взаимосвязь права  и политики, права  и морали.                                                   

ПОЛИТИКА (греч. politike - искусство управления государством) — сфера общественной деятельности, связанная с отношениями между различными социальными группами. Суть политики – определить формы, задачи и содержание деятельности государства. Политика бывает внутренней и внешней. Внутренняя политика охватывает одно государство, внешняя – межгосударственные отношения.

Государство – политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом.

Осуществление  политической  деятельности   немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она  представляет собой совокупность элементов, являющихся официально   признанными   исполнителями   политической   власти.  Сюда входят государственный  аппарат, политические партии, профсоюзы,   различные   общественные   организации   (церковь,   поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). В  системе  политической  организации  общества особо  важное  место принадлежит государству.

    Политика – в высоком смысле этого слова – не карьера, не тщеславие и властолюбие, а истинное служение интересам народа, не определенной группе или классу, но всему народу в целом. Русский просветитель XVIII в. Н.И. Новиков писал, что «политика – это наука царствовать, устраивать счастье и благоденствие не только государя, но и всего народа».

  Если  же политика служит низким  помыслам и целям, основывается  на лжи, коварстве и преступлениях,  то она, естественно, превращается  в «грязное дело». Помешать  такой политике может только  честная политика, основывающаяся  на порядочности, иных добродетелях, высокой нравственности.

    Право и политика - две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонние: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. В понятии «право» можно выделить ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в историческом и культурном развитии народа, но кроме этого оно содержит ориентиры и регулятивы для политики.

  Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы. Можно сказать вслед за известным голландским юристом и политологом Г.Гроцием, что если «предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости», то «предмет политической науки - целесообразность и польза» (цит: История политических и правовых учений, 1997, с. 164-165).

МОРАЛЬ  ( лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественною сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.

     Поскольку политика является  одной из важнейших сфер человеческой  деятельности, то её нежелательно  отделять от морали и этики.  Моральные ценности и нормы,  имеющие отношение к политическому  миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и  поведению членов того или  иного сообщества, в совокупности  составляют политическую этику,  используются в виде оценки  политического курса в целом  и политической деятельности  отдельных лиц, в частности.  Мораль удерживает человека от  крайних форм поведения, способствует  разрешению противоречий между  индивидом и всей общностью. 

Общие черты права и  морали.

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются  в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными  формами сознания, имеют нормативное  содержание и служат регуляторами поведения  людей. Право и мораль имеют общие  социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей  цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию  общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических  интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и  справедливости. Что же общего между  правом и моралью?

Право и мораль:

- и те, и другие являются надстроечными  явлениями над экономическим   базисом и обществом;

- имеют  общую экономическую, социально-политическую  и идеологическую

Информация о работе Правовая сфера жизни общества