Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:41, доклад
В православии этика труда, также как и в католицизме и протестантизме, не представляет собой какого-либо определенного кодекса законов о труде или свода предписаний. Она дает общие принципы и ориентиры, призванные по-христиански осмыслить и облагородить человеческий труд, обратить его на служение высшим целям.
Для понимания этики труда в православии важно уяснить учения о свободе, воле, спасении, путях достижения святости и представления о жизненном идеале.
Православная этика труда
В православии этика труда, также как и в католицизме и протестантизме, не представляет собой какого-либо определенного кодекса законов о труде или свода предписаний. Она дает общие принципы и ориентиры, призванные по-христиански осмыслить и облагородить человеческий труд, обратить его на служение высшим целям.
Для понимания этики труда в православии важно уяснить учения о свободе, воле, спасении, путях достижения святости и представления о жизненном идеале.
В учении о спасении подчеркивается
необходимость наличия как
Аскеза занимает важное место в православии. Наличие аскетического подвига означает рассмотрение земной жизни как преуготовление к жизни вечной, как ступеньку, частью вечного существования, а не разделения их. Каждый человек должен свергать с себя грехи, как плотские (блуд, чревоугодие и т.п.), так и душевные (страсть сребролюбия и корыстолюбия, стяжательства, гордыню и т.п.). Поэтому всякий труд, совершаемый ради богатства, стяжания, сребролюбия, славы, власти и т.д., означает отход от требований аскезы и порицается. Православный должен совершать подвиги и добрые дела "Христа ради". "Лишь только ради Бога-человека делаемое добро приносит плоды Духа Святого".
Таким образом, в византийской
православной традиции провозглашается
идея труда как аскезы, которая
должна была способствовать формированию
чрезвычайно уважительного
Рассмотрим православную этику труда, сложившуюся в Восточной Европе, в том числе и в Беларуси. По сути, здесь нет каких-либо серьезных отличий, так как еще в древнерусской традиции византизм был живым источником духовного творчества, греко-византийское православие легло в основание всей русской ортодоксальной культуры.
В области нравственных понятий
византизм оставил в наследство
Руси представление о смирении как
высшей добродетели и сдержанное
отношение к понятию
С самого начала истории русского монашества особую роль занимало в нем трудничество - как в виде тяжелых телесных работ, так и в форме интеллектуальной деятельности и социального служения миру. Физический труд должен всегда сопровождаться молитвой. Интересен факт того, что в православных монастырях, в отличие от католических, труд является обязанностью для всех без исключения. В последних в большинстве случаев сохраняется деление братии на полноправных монахов и конверсов, занимавшихся тяжелой и не престижной работой.
Выделим еще одну характерную черту для русского монашества, которая отличает его от монашества католического. Речь идет о необходимости быть "искусным во всяком деле человеческом", а не оставаться узким специалистом в каком-то одном виде труда.
Интересен тот факт, что в русской православной традиции поощряется безвозмездность труда, то есть неоплата различных социально-значимых видов работ или намеренное занижение их стоимости.
На основании вышесказанного подчеркнем, что совместная трудовая деятельность, слаженная работа всей братии подразумевала соборность - органическое единение, братство во Христе. Она может быть определена как самопребывание в общении и любви. Соборность не уменьшает свободу личности, которая связана с другими свободными личностями не принудительно и не в силу необходимости, а узами любви. Принцип соборности оказал большое влияние на формирование представления о потреблении и распределении производственных благ, которое можно обозначить следующим образом: "от каждого по его возможностям, каждому по его необходимости и по возможности общины".
Следующей характерной чертой
русской святости был ее подвиг социального
опрощения, которое опровергало
мирское представление о
Своеобразно в православии
и отношение к частной
Если пользоваться размышлениями русского философа Бердяева, то мирская жизнь была подвержена влиянию монашеского идеала, что произвело свой отпечаток на особенности аскетической природы всего народа, отрекающегося от земных дел и земных благ.
Русскому религиозному сознанию свойственен поиск абсолютного добра, абсолютной правды, всеобщего спасения, чаяние наступления царства Божьего. Но, с другой стороны, также свойственны отсутствие инициативы и апатия к начатому делу. Известный исследователь русского характера Лосский Н.О. трактовал это следующим образом: "Чем выше цель, тем обыкновенно более сложная система средств ведет к ней... отсюда часто возникает охлаждение к начатому делу и отвращение от него".
Таким образом, оборотной стороной высоких качеств простого народа, привитых монашеским идеалом (стремление к полному совершенству и чуткость к недостаткам действительности ) были небрежность, неточность, неряшливость, исполнение работы "кое-как" и желание поскорее ее "сбросить", мечтательность и тому подобное.
Немаловажной чертой является
отличие православного
Идея гармонического сочетания внутреннего, духовного деления и внешней деятельности, принцип главенства внутреннего над внешним убеждают в том, что все должно идти от внутреннего, а не от внешнего, которое определяет степень совершенства человека. Здесь внешние параметры, такие как положение на социальной лестнице, размеры имущества, внешний вид или профессия уходят на задний план. Все это способствует распространению в православной среде особого типа человека - "странника", который полностью освобожден от мира и всех его благ. Он является вечным путником, идущим в невидимый Небесный Град. И как следствие всему этому, институализируется в общественном сознании незафиксированность на определенном социальном и профессиональном положении, занятость каким-либо определенным делом не связывается с призванием и служением Христу. В истории есть факты, подтверждающие враждебное отношение православных мыслителей ко всякого рода техническим нововведениям, разрушавшим старый уклад, к научно-техническому прогрессу вообще.
Профессионализм в православном сознании не представлялся добродетелью и не входил в число религиозных "заслуг", в отличие от католического, и тем более, религиозного протестантского сознания. В православии был воспринят принцип всеобщей обязанности трудиться и принцип универсальности способностей, а не узкой специализации в каком-либо одном деле. Мастер на все руки почитался лучше хорошего работника в каком-либо одном деле. Узкая профессионализация пугала больше, чем дилетантство, связанное со стремлением к универсальности.
Необходимо отметить еще одну особенность православной этики труда, правозглашавшую идею распределения благ "по-справедливости", братской любви и правды Божьей. Идея по сути своей неплохая, но особенность в том, что на практике часто это приводило к тому, что основное внимание уделялось не производству, а распределению. Тогда на месте братской любви произрастала ее противоположность - зависть, требующая чтобы ближнему не досталось большего и лучшего "куска".
По-своему решается проблема
оплаты труда в православии. Существует
стеснение прошения адекватной платы
за свой труд, боязнь переоценки его, что
показало бы гордыню и жадность православного.
Широта души не позволяла мелочно
выискивать свою выгоду. Поэтому проще
и спокойнее для совести
Таким образом, в заключение подчеркнем, что в результате выделенных здесь особенностей, в православии труд не превращался в аскезу в мирской жизни. Хозяйственное и профессиональное совершенствование оставались на периферии религиозного сознания. Материальная оснащенность, техническое совершенствование труда, экономическое преуспеяние оставались вне поля зрения, не освещались светом христианства.