Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 21:54, контрольная работа
Термин «прагматизм» греческого происхождения и в дословном переводе означает: «дело», «действие». Его основатель – американский ученый Ч.С. Пирс (1839-1914 гг.). Прагматизм вырос на основе критики рационализма Декарта. Если Декарт считал сомнение универсальной предпосылкой познания мира, то Пирс определял его как особое психическое состояние. Если у Декарта начало познания – тезис «Я мыслю, следовательно – существую», то Пирс отрицал саму возможность существования такого первоначала.
1.Основные проблемы и понятия прагматизма: сомнения – веры, проблематической ситуации, учения как делания и др.
2. Ч. С. Пирс – основоположник прагматизма.
3. Учение Уильяма Джемса
4.Инструментализм Джона Дьюи.
Истинным называется
все то, что оказывается благим в области
убеждений".
Поскольку полезные практические последствия
могут иметь место только в будущем, говорить
об истинности идеи до появления этих
последствий, с точки зрения Джемса, совершенно
бессмысленно.
Идея сама по себе просто есть, она ни
истинна и ни ложна. Она может стать истинной
лишь в процессе ее применения или использования,
в процессе ее проверки. В этом смысле
проверка выступает как фактор, не только
выявляющий, но и создающий истинность
идеи.
Таким образом, объективная истина Джемсом
решительно отрицается. Крылатая фраза
У. Джемса "Истина — это кредитный билет, который имеет силу
только в определенных условиях", заставила
по-новому увидеть многие философские
традиции и заново переоценить их. Это
связано с тем, что для Джемса началом
и концом всего его философствования остается
индивид с его личным опытом. Мысль рассматривается
Джемсом как "моя мысль", и истина
для него всегда выступает как "моя"
или "чья-нибудь" истина.
Из всех осноположников и
представителей прагматизма
Хотя первые крупные прагматистские работы
Дьюи ("Исследования по логической теории"
- 1903; "Как мы мыслим" - 1910) были посвящены
проблемам логики и теории познания, и
хотя эти же проблемы рассмотрены им позже
("Очерки по экспериментальной логике"
- 1916; "Логика: теория исследования"
- 1938), все же главные интересы Дьюи неизменно
сосредоточены на социальной проблематике.
Логику Дьюи рассматривал как средство
анализа и разработки универсального
подхода к решению человеческих проблем.
Всю деятельность человека, включая и
духовную и особенно интеллектуальную,
Дьюи рассматривает как приспособительную
по самому своему существу.
Поскольку интеллектуальная деятельность
испокон веков рассматривалась как "познание",
а ее результаты как "знание" и "истина",
эти понятия продолжают употребляться
в прагматизме в связи с деятельностью
интеллекта.
Однако прагматизм исключает даже постановку
вопроса о познании и истине в их традиционном
смысле. Основоположники прагматизма
в отказе от прежнего значения "познания"
и "истины" усматривали суть и главную
задачу своего учения.
Согласно Дьюи, "функция интеллекта...
состоит не в том, чтобы копировать объекты
окружающего мира, в скорее в том, чтобы
устанавливать путь, каким могут быть
созданы в будущем наиболее эффективные
и выгодные отношения с этими объектами".
Так как различные виды, формы и типы деятельности
человека рассматриваются и оцениваются
с одной точки зрения - с точки зрения приспособления,
то все другие различия между ними оказываются
несущественными и могут не приниматься
во внимание.
Это приравнивание форм и типов человеческой
деятельности (в том числе мыслительной)
на общей базе приспособительного поведения
составляет основу универсального применения
важнейшего методологического принципа
инструментализма - принципа непрерывности.
Этот принцип отрицает какие-либо существенные
различия между теорией и практикой, идеальным
и материальным, ощущением и понятием,
наукой и искусством и т.д. и т.п. на основе
приравнивания форм и типов человеческой
деятельности на общей базе приспособительного
поведения.
Однородность бихевиористского континуума,
принятая инструментализмом, позволяет
ему свести стимулы любого вида деятельности
к единой основе, которой объявляется
Привычка (или навык - habit), осознаваемая
как устойчивое "верование" (belief).
Верование же, в свою очередь, определяется
как готовность действовать некоторым
определенным образом. Отсюда следует,
что универсальным средством осуществления
желательных изменений в любой сфере общественной
жизни является изменение привычек, отказ
от старых, уже не оправдывающих себя привычек,
и выработка новых, более полезных и эффективных.
Поскольку универсальным средством осуществления
желательных изменений общественной жизни,
по Дьюи, является изменение привычек,
а оно может быть достигнуто путем воспитания
и обучения, постольку система народного
образования, школа, педагогика приобретают
значение решающего фактора общественного
прогресса.
Так педагогическая доктрина получает
свое место в прагматистском мировоззрении
в качестве его необходимого компонента.
Для инструментализма характерно выдвижение
на первый план ценностной проблематики,
проблем аксиологии - философского учения
о ценностях, сложившегося в конце XIX -
начале XX веков.
Путь к истине и путь к ценности с этой
точки зрения - это один и тот же путь; истина
и ценность совпадают.
Если неокантианцы понимали ценности
как что-то вечное, абсолютное, как нормы,
парящие над эмпирической действительностью
и принципиально отличающиеся от нее,
как нечто должное в противоположность
сущему, то прагматисты погружают ценности
в сам опыт, рассматривают их как нечто,
вырастающее из опыта и имеющее значение
только в нем и для него.
Отсюда и определение истины, которое
дает Джемс: "Истина... - это родовое понятие
для всех видов определенных рабочих ценностей
в опыте". Истина, с этой точки зрения,
- это то, во что нам лучше всего верить,
это разновидность "благого", подобно
богатству, здоровью.
Понятие "Опыт" является центральным
пунктом учения как Джемса, так и Дьюи.
Но если Джемс определял опыт весьма абстрактно
как "поток сознания" или "поток
субъективной жизни", то Дьюи дает ему
более развернутую характеристику, в частности,
с помощью "принципа непрерывности".
Опыт, заявляет Дьюи, отнюдь не сводится
к познавательному отношению. Напротив,
существует множество более первичных
способов отношения к вещам и обращения
с ними. Мы прежде всего обладаем вещами,
наслаждаемся ими, используем их или страдаем
от них. "Опыт означает прежде всего
не познание, но способы деланья и страдания".
Для Дьюи опыт - это повседневный обыденный
опыт людей, это мир чувств, переживаний
и активности человека, сфера его обычной
жизнедеятельности. Дьюи отвергает саму
постановку вопроса о познании независимого
от человека и внешнего ему мира как лишенную
смысла.
"Проблема, - пишет он, - как я, или ум,
или субъективный опыт, или сознание людей
может достигнуть знания внешнего мира,
является, конечно, бессмысленной проблемой".
Интеллекту и науке отводится роль вспомогательного
средства для достижения практических
целей. Их задача, по Дьюи, в том, чтобы
составлять планы на будущее и изыскивать
средства для их осуществления, в том,
чтобы наиболее эффективно решать "человеческие
проблемы".
Важнейшей категорией, термином академической
философии является объективность мира.
Признание внешнего мира, независимой
реальности сводится к признанию элементов
сопротивления и принудительности в нашем
опыте или в том мире, в котором мы живем.
Дьюи против понятия о сверхестественном,
поскольку оно предполагало бы выход за
пределы опыта. По той же причине, вероятно,
он не идет на то, чтобы постулировать
существование бога. В отличие от традиционных
религий Дьюи выдвигает понятие религиозного
как черты, присущей всему опыту. Оно связано
прежде всего с признанием "нашей зависимости
от сил, находящихся вне нашего контроля".
Как мы уже выяснили, проблемы, которые
больше всего волнуют Дьюи - это социальные
проблемы.
Дьюи полагает, что главная проблема современности
- установление правильного отношения
между достижениями науки и человеческими
ценностями. Он стремится распространить
те интеллектуальные методы, которые обусловили
успехи науки и техники, также и на социально-этическую
область, применить их к решению социальных
проблем. Отсюда и его интерес к проблемам
логического метода.
Дьюи считает, что вполне возможно распространить
методы решения естественнонаучных и
технических проблем на проблемы социальные.
Принцип непрерывности отрицает какие-либо
существенные различия в логическом отношении
между постановкой и решением естественнонаучных
и социальных проблем. Деятельность и
функция мышления и в том, и в другом случае
в принципе одинаковы. Функция интеллекта,
по Дьюи, заключается в том, что он является
инструментом регуляции нашего поведения.
В мире, где постоянно происходят изменения,
жизнь не может всецело регулироваться
посредством привычек, традиций, обычаев.
Мы должны обратиться к более эффективному
инструменту регуляции поведения, каковым
является интеллект.
Роль интеллекта, по Дьюи, состоит в том,
чтобы найти наиболее удачный способ справиться
с возникшей трудностью, преобразовать
неопределенную, проблематическую ситуацию
в определенную, решенную. Процесс этого
преобразования Дьюи называет исследованием.
Если при описании отдельных этапов исследования
и при разборе некоторых конкретных примеров
Дьюи фактически допускает не только возможность,
но и необходимость познания окружающей
нас среды, то как только он переходит
к принципиальной гносеологической характеристике
науки, мышления и т.д., то возможность
познания как описания какой-то независимой
реальности им категорически отрицается.
Если бы Дьюи, критикуя созерцательные
теории познания, подчеркивал лишь активный
характер познавательной деятельности,
то тогда его концепция не была бы прагматистской.
Суть прагматизма именно в противопоставлении
познания как отражения действительности
ее преобразованию.
В инструментализме Дьюи познание рассматривается
как вид делания или действия, направленного
на преобразование материала опыта, становится
"умением решать проблемы".
Основополагающий тезис Дьюи гласит,
что познание, наука первоначально не
имеют дело с какими-либо определенными
объектами, что объекты науки - это не начало
познания, а его результат. Познание, по
Дьюи, имеет дело вначале с каким-то совершенно
неопределенным хаотическим материалом,
который оно изменяет и из которого постепенно
формирует те или иные объекты.
Согласно его концепции в познавательном
опыте нам вообще ничего не дано: ни каких-либо
данных, ни фактов. Поэтому не существует
никакого непосредственного знания.
Объект науки, по Дьюи, есть итог познания.
Но завершение исследования, по определению
Дьюи, есть знание или истина. Следовательно,
в инструментализме Дьюи, еще в большей
степени, чем в прагматизме Джемса, истина,
знание и реальность совпадают.
Дьюи утверждает, что "всякая идея,
как таковая, означает операцию, которая
может быть осуществлена, а не нечто в
актуальном существовании".
Соответственно этому инструменталистскому
взгляду, идеи и понятия должны оцениваться
не в зависимости от их соответствия объективной
реальности, но - как и в случае любых инструментов
- по их эффективности или пригодности
для решения проблемы, для создания новой,
более приемлемой для нас ситуации.
Иначе говоря в инструментализме Дьюи,
как и в прагматизме Джемса, истина определяется
как полезность или работоспособность
идеи.
Таким образом, Дьюи систематизировал
философию и превратил в
Заключение
Таким образом, прагматизм (гр. pragma—дело, действие) — название философского воззрения, которое видит наиболее яркое проявление человеческой сущности в действии, и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, жизненной практикой. Прагматизм оказал ни с чем не сравнимое воздействие на интеллектуальную жизнь США.
Философия прагматизма не представляла собой единого и четко разработанного учения. Во взглядах ее приверженцев имеются различия. Так, Пирс под прагматизмом понимал в основном теорию мышления и метод установления значения понятий. Джеймс разрабатывал прагматизм в основном как теорию познавательной деятельности и этическое учение, поддерживающее веру в Бога. Дьюи основу прагматизма видел в инструментальной логике, или в учении о проблематических ситуациях, сопровождающих многогранный человеческий опыт.
Разработчики философии
Литература