Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:46, курс лекций
Давайте начнем с определения. Итак, что такое философия? И, отвечая на этот вопрос, мы сразу сталкиваемся с огромными трудностями. Собственно говоря, определение любой науки, даже не науки, а любой сферы деятельности, как правило, заложено в самом ее названии. Когда мы говорим «физика», то понимаем, что это наука о природе. Когда говорим «биология», то знаем, что в переводе с греческого — это наука о жизни.
1. Предмет философии.
2. Существенные признаки философского знания.
3. Основные философские направления.
4. Философия и мировоззрение.
Демокритовская трактовка мудрости справедливо указывает на то, что ее нельзя свести к знанию. Хотя обширные и глубокие познания для мудрецов необходимы. Необходимы, но не достаточны, ибо, как указывал другой древнегреческий мыслитель – Гераклит, «многознание уму не научает». Многознание как простое накопление знаний и знакомство с противоположными мнениями развивает интеллектуальную серьезность и осторожность. Знание может обратить в мудрость только нравственность. Нравственность разворачивает знание на человека его творца, в ней оно обретает свою истинную, т. е. собственно человеческую, размерность. Знание, насыщенное, пронизанное нравственностью (добром, человечностью, справедливостью), знание, стремящееся достойным человека образом воплотиться в жизнь – таково могло бы быть определение мудрости. Мудрость – это понимание в отличие от объяснения, правда вместо истины, вкус в противоположность простым навыкам мышления. Мудрость определяют и как качество, в котором органически слиты истина, добро и красота.
Древнейший символ мудрости – сова. Птица, кстати, очень глупая. Вам это любой орнитолог подтвердит. У совы, однако, есть два очень примечательных, поистине символических качества: всегда блестящие («сгорает от любознательности») и раскрытые («открытые миру») глаза.
Пробуждение интереса к философии, зарождение потребности в философствовании – по-разному это у каждого человека. И, тем не менее, все сугубо, казалось бы, индивидуальные подходы к философии объединяет одна общая черта – в них всегда присутствует какая-то очень сильная и серьезная страсть, какое-то очень глубокое и ответственное чувство. К философии человека ведет желание узнать что-то по-настоящему важное, уверенность, что с ее помощью удастся по-новому самоопределить свою жизнь, найти действительные или верные ценности и идеалы. Если, скажем, Сократ решил, что «неосмысленная жизнь недостойна того, чтобы ее прожить», то он и положил все свои силы на выявление феномена осмысленной жизни.
Как я уже говорила, поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей. Математика, астрономия, анатомия, риторика и все другие дисциплины считались частью философии, ее ветвями. Предметом философии был, следовательно, весь мир. Однако со временем от философии одна за другой отделяются и становятся автономными науками математика, физика, химия, биология… Последней, уже в конце 19 века, от философии отделилась психология.
Что же остается на долю философии от ее прежнего предмета – мира в целом?
Философы позитивистской школы, основанной Огюстом Контом, утверждают, что ничего: у философии нет больше своего личного предмета и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и складывать из них всеобщую «картину мира».
Сёрен Кьеркегор, основатель экзистенциальной философии, оставляет за философией проблемы смысла человеческого существования (жизни и смерти, добра и зла, красоты и любви и др.).
Георг Гегель считает, что предметом философии является мышление, с его чувственными образами и категориями, понятиями и идеями.
И мы, вслед за Гегелем, станем изучать философию как науку о мышлении, или, говоря словами Гегеля, как “мыслящее себя мышление”. Эта наука возникает в Греции примерно в 6 веке до новой эры.
Нужно сказать, что первичной формой мышления, возникшей задолго до философии, была мифология. Философское мышление возникает из мифологического и вместе с тем разрушает его (хотя мифологическое мышление до сих пор остается очень и очень распространенной формой мышления – в религии, оккультных учениях, астрологии, в различных приметах, гаданиях, суевериях).
Сравним характерные черты мифологического и философского мышления.
~ Вещи и явления природы в мифологическом мышлении представляются символами, за которыми скрываются действия, умысел и воля сверхъестественных существ. Философское мышление рассматривает вещи сами по себе, согласно их природным законам и свойствам. Это мышление логическое, а не символическое.
~ Мифологическое мышление постулирует, а философское – доказывает. Первый философ Фалес доказал и первую геометрическую теорему.
~ Мифологическое мышление безлично, автор мифов никогда не бывает известен. Философское мышление всегда является личностным. Философ говорит от своего имени, высказывает собственное мнение.
Существенные признаки философского знания
Философское знание – знание целостное. Под целым имеется в виду нечто составное, включающее все и вся, целое вместе с его относительно самостоятельными частями. Мир в целом изучают все науки – каждая со своей особой стороны. В предмете же философии – мире как целом – целое берется как бы в отличие от своих частей, как то дополнительное и новое, что появляется в результате их взаимодействия – ведь целое никогда не сумма его частей. Поясним сказанное на примерах. Складываем камешки или зернышки и получаем кучу. "Кучности" нет ни в одном камешке, ни в одном зернышке – она именно результат их сложения. Это как раз то новое-целое, которым, по определению, и занимается философия. И еще. Врач лечит больного, спасает человеку жизнь, но он не отвечает на вопрос, а стоит ли вообще жить. Последнее – то же целое по сравнению с частью, т. е. болезнью-выздоровлением.
Мы говорили о разнообразии подходов и пониманий к предмету философии. Нужно отметить, что особенно отчетливо множественный характер философии проявился во второй половине 19 – 20 вв., когда возникают различные по своему характеру философские школы и направления, предметом исследования которых стали многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.
Однако сказанное не означает, что различным философским концепциям не присуще нечто общее. Можно выделить следующие существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще:
1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).
2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).
3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Итак, раздел философии, изучающий общественную жизнь, называется социальной философией.
4. Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Философия человека называется философской антропологией.
Философское знание, далее,
следует квалифицировать как пр
Проблемы есть в любой науке, но в философии они совершенно особые – вечные. То есть философия занимается проблемами, окончательного решения которых просто не может быть. Их в принципе нельзя разрешить раз и навсегда. В самом деле, разве можно будет когда-либо исчерпать, например, проблему смысла жизни, предложить ее окончательное, а значит и удовлетворительное всех разрешение. Каждая эпоха (и каждый крупный мыслитель) дает свое осмысление, понимание и разрешение философских проблем – более или менее достоверное, убедительное, приемлемое, но по существу, по большому счету, по отношению к масштабности заявленной проблемы очень и очень относительное. Или возьмем «мир как целое». Реально с ним можно работать только гипотетически – схватить, обозреть его, даже умственным взором, нельзя. У человека как макроскопического и конечного существа нет и не может быть образа соответствующей размерности.
Философское знание не только проблемно, но и альтернативно. На любой фундаментальный вопрос философия дает множество самых разных, в том числе и противоположных ответов. Нет, следовательно, Ответа, но есть ответы. Причем преимущества, равно как и недостатки каждого из них, не столь очевидны и убедительны, как может показаться на первый взгляд.
Сказанное подводит нас к мысли, что философия в действительности представлена не только знанием, но и выбором. Выбор компенсирует недостаток информации, снимает неопределенность ситуации, подводит черту под бесконечными сомнениями и колебаниями исследователя.
Философское знание является
также знанием критико-
Философское знание можно охарактеризовать также как знание гуманистическое. Уже самой постановкой вопроса о мире как целом мы затрагиваем человека, поскольку в мире этом он непременно представлен, выполнен, состоялся. Философию интересует всеобщее в его человеческом, гуманистическом измерении и смысле. Она исследует мир, отображенный на человека, и человека, отображенного на мир. Все ее проблемы являются по существу лишь разными проекциями проблемы человека. Иными словами, судьба человека – центральный пункт всякого серьезного философствования.
Итак, философия дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, таким образом, строит систему знания о мире как целом.
Философию, таким образом можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
В чем состоит значимость философии, какие функции она реализует? Таких функций очень много, мы назовем четыре главные.
Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.
Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики.
Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.
Практическая функция философии состоит, как уже отмечалось, прежде всего в ее моральности, заботе о благе людей.
Философия и мировоззрение
Мировоззрение, в том числе и философия, есть результат отражения мира. Но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением, или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие же по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.
Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
Каждое мировоззрение основывается на определенной картине мира. Картина мира – это модель мира, которую дает данная область познания. Каждый человек, стремясь определиться в мире, выбирает ту картину мира, которая в наибольшей степени соответствует потребностям его духа.
Различают религиозную (РКМ), научную (НКМ) и философскую (ФКМ) картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые предлагают КМ для решения своей проблемы.
Информация о работе Предмет и структура философии. Философия и мировоззрение