Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:55, творческая работа
Философия- это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. Философское понимание опирается на самые предельные понятия.
статично – то есть изменения, а также развитие не играют никакой роли во время проведения исследования;
обособленно, независимо от других вещей и явлений;
однозначно – то есть при поиске абсолютной истины внимание противоречиям не уделяется.
Основные методы философии.
продолжение
Мировоззрение
– система представлении о мире и месте
в нем человека, об отношении человека
к окружающей действительности и самому
себе, а также обусловленная этими взглядами
основные жизненные позиции людей, их
убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
Это способ освоения мира человеком, в
единстве теоретического и практического
подхода к действительности[1]. Следует
выделить три основных типа мировоззрения:
- житейское
(обыденное) порождается непосредственными
условиями жизни и передающимся с поколениями
опытом,
- религиозное
– связано с признанием сверхъестественного
мирового начала, выражается в эмоционально-образной
форме,
- философское
– выступает в понятийной, категориальной
форме, в той или иной мере опираясь на
достижения наук о природе и обществе
и обладая определенной мерой логической
доказательности.
Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.
Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.
Структура мировоззрения
Философия составляет теоретическую основу
мировоззрения, или его теоретическое
ядро, вокруг которого образуется своего
рода духовное облако обобщенных обыденных
взглядов житейской мудрости, что составляет
жизненно важный уровень мировоззрения.
Но мировоззрение имеет и высший уровень
— обобщение достижений науки, искусства,
основные принципы религиозных взглядов
и опыта, а также тончайшую сферу нравственной
жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система
взглядов человека (и общества) на мир
в целом, на свое собственное место в нем,
понимание и оценка человеком смысла своей
жизни и деятельности, судеб человечества;
совокупность обобщенных научных, философских,
социально-политических, правовых, нравственных,
религиозных, эстетических ценностных
ориентации, верований, убеждений и идеалов
людей.
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение называют идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.
Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле.
Можно сказать, что материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто так мудро форообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм не совместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего.
Философия
как теоретическое ядро мировоззрения
Структура
мировоззрения включает в себя:
1)Знания - совокупность сведений об окружающем
мире. Они являются исходным звеном, "клеточкой"
мировоззрения. Знания бывают научными,
профессиональными (военными), повседневно-практическими.
Чем солиднее запас знаний у человека,
тем более серьёзную опору может получить
его мировоззрение. Однако в мировоззрение
входят не все знания, а лишь те из них,
которые нужны человеку для ориентации
в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.
2)Ценности - это особое отношение людей
ко всему происходящему в соответствии
с их целями, потребностями, интересами,
тем или иным пониманием смысла жизни.
Ценности характеризуются такими понятиями,
как "значимость", "полезность"
или "вредность". Значимость показывает
степень интенсивности нашего отношения
- что-то трогает нас больше, что-то меньше,
что-то оставляет нас спокойными.
Полезность показывает нашу практическую
нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться
материальные и духовные ценности: одежда,
кров, орудия труда, знания, умения и т.д.
Вредность - это наше негативное отношение
к какому-то явлению.
3)Эмоции - это субъективная реакция человека
на воздействие внутренних и внешних раздражений,
проявляющихся в виде удовольствия или
неудовольствия, радости, страха и т.д.
Жизнь постоянно рождает в людях сложную
гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные"
эмоции: неуверенность, бессилие, печаль,
горе и т.д.
Вместе с тем, людям присущ целый спектр
"светлых" эмоций: радость, счастье,
гармония, удовлетворённость жизнью и
др.
Мощный импульс мировоззрению дают нравственные
эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие.
Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение
служат слова знаменитого философа И.
Канта: "Две вещи наполняют душу всегда
новым и всё более сильным удивлением
и благоговением, чем чаще и продолжительнее
мы размышляем о них, - это звёздное небо
надо мной и моральный закон во мне".
4)Воля
- способность к выбору цели деятельности
и внутренним усилиям, необходимым для
её осуществления.
Это придаёт всему составу мировоззрения
особый характер, позволяет человеку своё
мировоззрение претворять в жизнь.
5)Убеждения - взгляды, активно принимаемые
людьми, соответствующие их жизненным
интересам. Во имя убеждений люди порой
рискуют жизнью и даже идут на смерть -
так велика их побудительная сила.
Убеждения - это знания, соединённые с
волей. Они становятся основой жизни,
поведения, действия личности, общественных
групп, наций, народов.
6)Вера - это степень доверия человека к
содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон
человеческой веры весьма широк. Он простирается
от практической очевидности до религиозных
верований или даже легковерных принятий
нелепых вымыслов.
7)Сомнение - критическое отношение к каким-либо
знаниям или ценностям.
Сомнение - обязательный элемент самостоятельного
мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное
принятие каких-либо взглядов без собственного
критического осмысления называют догматизмом.
Но нельзя здесь переходить определённую
меру, ибо можно впасть в другую крайность
- скептицизм, или нигилизм - неверие ни
во что, утрату идеалов.
Таким образом, мировоззрение - это сложное,
противоречивое единство знаний, ценностей,
эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений,
позволяющее человеку ориентироваться
в окружающем мире.
Ядром, основой мировоззрения являются
знания. В зависимости от этого мировоззрение
подразделяется на обыденное, профессиональное
и научное.
Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.
Соответственно
этому происходило деление
Важность вопроса «материя и сознание,
что первичней?» заключается в том, что
от его достоверного разрешения зависит
построение целостного знания об окружающем
мире и месте человека в нем, а это и является
главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные
и в то же время противоположные характеристики
бытия. В связи этим существуют две стороны
основного вопроса философии — онтологическая
и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного
вопроса философии заключается в постановке
и решении проблемы: что первично — материя
или сознание?
Суть гносеологической (познавательной)
стороны основного вопроса: познаваем
или непознаваем ли мир, что первично в
процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической
сторон в философии выделяются основные
направления — соответственно материализм
и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Основной вопрос философии.
Материализм (от лат. materialis – вещественный) – одно из дух главных философских направлений, которое разрешает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление психическое, субъективное.
Под содержанием материализма понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается общая его структура, определяемая в первую очередь методом мышления, в связи с которым и посредством которого разрабатывается и обосновывается данн
Идеализм (французское idealisme от греч. idea- идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное - первично, основоположно, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо, обусловлено. И, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, такт и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 году французский материалист Д.Дидро назвал идеализм «...самой абсурдной из всех систем».ое течение материализма.
Материализм и идеализм.
Используемая литература
Информация о работе Предмет, структура, специфика и функции философского знания