Предмет философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:39, реферат

Краткое описание

Цели исследования.
Рассмотреть основные системы философии; раскрыть основные категории и принципы философии.
Задачи исследования.
1. Предмет философии.
2. Категории философии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Предмет философии……………………………………………………………3
2. Категории философии………………………………………………………….7
3. Принципы философии…………………………………………………………9
4. Периодизации истории философии………………………………………….11
Прогресс в истории философии………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы и источники…………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

теоретический и системный характер философии.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Сейчас общепринятый критерий периодов философии, как и  во времена Гегеля, соотнесен с известными в истории эпохами развития человеческого духа и связан с географией9.

Выделяют восточную  и западноевропейскую философию. Внутри восточной: древнеиндийскую, древнекитайскую, современную философию Индии и Китая. Внутри западноевропейской: античную, средневековую, Возрождение, Новое время, Просвещение, современную западную философию. Эти области часто делят на философию отдельных народов: греческую, римскую, индийскую, английскую, немецкую, французскую, русскую, арабскую и пр. Существует также периодизация по школам, системам и направлениям в философии. По истории школ, направлений, течений: схоластика, патристика, немецкая классическая философия, экзистенциализм и т. п. Сами школы: кантианцы, гегельянцы, марксисты, картезианская школа и т. п.

Уже античная философия; становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. У стоиков (IV в. до н. э.) эта структура приняла следующий вид10: 1) философия начиналась с логики; 2) после логики следовала физика, или учение о природе; 3) после физики — этика (учение о человеке, о пути его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя часть была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о бытии), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь подготавливали, предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. Хотя время внесло в нее и свои коррективы. В XVII в. (прежде всего благодаря Бэкону и Декарту) в лоне общих систем философии углубленную разработку и развитие получила теория познания (гносеология). В понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название — онтология. (Слово «физика» в связи с возникновением специально-научного, опытного знания, наполнилось другим, современным смыслом.)

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил основоположник классической немецкой философии И. Кант. В одной из готовых своих сочинений «Критике способности суждения» — он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимает философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку как только теорию или методологию научного знания, высказывавшуюся сначала просветителями, затем позитивистами.

Гегель строит свою систему  в виде «Энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, Гегель тоже называет три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности11: 1) логика, 2) философия природы и 3) философия духа. (К последней он относит комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии.и самой философии.)

Итак, логика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру не сводится. Вот круг современных философских дисциплин - социальная философия (или философия истории), философские вопросы естествознания (философия науки), этика, эстетика, философская культурология, история философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Прогресс в истории философии.

На первый взгляд может  показаться, что ответ на поставленный вопрос вряд ли требует обсуждения. Философия открывает, постигает новое, ранее неизвестное. Философы, как и ученые, стоят «на плечах» своих предшественников. Но философы (как уже говорилось) — не только ученые, а философия — не только наука.

Философия — еще и  область духовно-практического, сфера ценностного сознания. А творчество в этой сфере духа обладает иным характером преемственности, чем творчество в сфере науки. Наука XX в. превзошла науку XIX в.: современные ученые знают то, чего их предшественники не знали. Но можно ли то же самое сказать об искусстве? Или морали? Или религии? К этим сферам понятия «выше — ниже», «больше — меньше», а следовательно, и понятие «прогресс»12 всегда ли применимы. Эсхил, Шекспир, Гете — поэты разных веков — на равных принадлежат вечности.

Две составляющие философского знания — научная и ценностная — в истории мысли и культуры живут как бы разной жизнью, ведут себя во времени неодинаково. Рассмотрим это на примере классической немецкой философии, или даже еще более конкретно, на отношении философии Гегеля к философии Канта. Гегелевская диалектика критически преодолевает агностицизм и дуализм диалектики и теории познания Канта. В этом смысле Гегель по отношению к Канту делает громадный шаг вперед. Но во многом другом он, как философ, «проигрывает» Канту. Для Канта человеческая личность, индивидуальность есть самоцель, самоценность. Для Гегеля же единичное не имеет истинного смысла и значения, поэтому для него не только индивиды, но и отдельные страны и народы имеют свое оправдание, право на жизнь лишь в той связи и в той мере, которые ставят их в связь с общим (родом). Перейдя из области отвлеченных идей в область философии истории и философии человека, гегелевский культ Абсолютной идеи (Всеобщего) стал, вольно или невольно для самого берлинского философа, выражением и оправданием идеологии тоталитаризма, антигуманизма.

Крупное философское  построение, в силу его неизбежной противоречивости и неоднозначности, имеет всегда сложную, нелинейную родословную: не один, а несколько источников; не одно, а множество возможных продолжений, так, философия Канта выросла и из идеи Лейбница, и из идеи Юма; предшественниками Маркса были и Гегель, и Фейербах; каждый из них был по-своему переосмыслен последователями.

В каком-то смысле слова  все великие философы мира — наши современники, их идеи и наследие не устаревают. Если механику Ньютона не обязательно изучать по трудам самого Ньютона, или геометрию Евклида по его «Началам» (они растворены, обезличены в последующем развитии научного знания), то Платона или Аристотеля можно изучить, понять только по их трудам. (Пересказать Платона — это все равно что пересказать симфонию.)

Прогресс в истории  философии есть в то же время прогресс в актуализации прошлого. Вместе с тем каждая философия есть концентрированное выражение своего времени — «эпоха, схваченная в мысли»13 (Гегель).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

1. Философия – это  мировоззренческая форма сознания.

2. Самая высшая в  мире реальность — это человек  и мир человека: социальный и духовный. В нем диалектика жизни достигла самого глубокого и полного выражения. Законы этого мира — ключ ко всей диалектике действительности, как анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Это и дает философии, как человекознанию, право быть категориальным, методологическим орудием познания, освоения, постижения всей бесконечной вселенной, всех ее возможных форм и перевоплощений.

3. Философия — это не тактика,  стратегия человеческой жизни; она есть удел свободного человека, она есть взгляд в вечность.

4. Категории философии — это «узелки на память», оставленные в наследство новым поколениям их предшественниками. В них сжат и сконцентрирован весь исторический опыт человечества, зашифрован социогенетический код культуры. Только На этой основе возникает, работает человеческая мысль, в том числе и мысль философская.

5. Принцип (метод) — это форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта. Методология— учение, или наука, о методе (методах) и принципах познания — состоит из двух частей: а) учения об исходных основах, принципах познания (эта часть непосредственно связана с философией, мировоззрением) и б) учения о приемах и способах исследования.

6. Существующие системы в философии: метафизическая, механическая, идеалистическая, материалистическая, рационалистическая, иррационализм и т. п.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источники.

1. Кохановский В. П. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: «Феникс», 1995.

2. Кохановский В. П. История философии: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

3. Осипов В. М. История западной философии. – Ч.: ЧГУ им. И. Н. Ульянова, 1999.

4. Основы философии в вопросах и ответах./Под ред. Е. Е. Несмеянова. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.

5. Философия науки и техники: конспект лекций для адъюнктов и аспирантов/К. Н. Хабибуллин и др. – М.: Высшее образование, 2008.

 

 

 

 

1 Основы философии в вопросах и ответах./Под ред. Е. Е. Несмеянова. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. С. 20.

2 Основы философии в вопросах и ответах./Под ред. Е. Е. Несмеянова. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. С. 20.

3 Основы философии в вопросах и ответах./Под ред. Е. Е. Несмеянова. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. С. 21.

4 Основы философии в вопросах и ответах./Под ред. Е. Е. Несмеянова. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. С. 22..

5 Кохановский В. П. История философии: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. С. 32.

6 Основы философии в вопросах и ответах./Под ред. Е. Е. Несмеянова. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. С. 32.

7 Философия науки и техники: конспект лекций для адъюнктов и аспирантов/К. Н. Хабибуллин и др. – М.: Высшее образование, 2008. С. 6.

8 Философия науки и техники: конспект лекций для адъюнктов и аспирантов/К. Н. Хабибуллин и др. – М.: Высшее образование, 2008. С. 6.

9 Основы философии в вопросах и ответах./Под ред. Е. Е. Несмеянова. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. С. 44.

10 Кохановский В. П. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: «Феникс», 1995.

11 Кохановский В. П. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: «Феникс», 1995.

12 Основы философии в вопросах и ответах./Под ред. Е. Е. Несмеянова. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. С. 38.

13 Осипов В. М. История западной философии. – Ч.: ЧГУ им. И. Н. Ульянова, 1999. С. 87.


Информация о работе Предмет философии