Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 18:27, контрольная работа
Рассмотрим историческую динамику предмета философии. Предметом философии является всеобщее в системе «мир - человек». Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.
1. Историческая динамика предмета философии.
Рассмотрим историческую динамику предмета философии. Предметом философии является всеобщее в системе «мир - человек». Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.
Предмет философии отличен
от предмета частных наук, изучающих эмпирическую
реальность, тем, что он представляет собой
отношение человека к миру. Философия
изучает не мир сам по себе, не сами объекты,
а отношение к ним человека. Философии
нет там, где нет человеческих целей, человеческого
присутствия.
О чем же размышляли и продолжают размышлять те, кого называют философами? Круг философских проблем изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики.
Специфика проблемного поля философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Поэтому в качестве основных можно обозначить четыре мировоззренческие проблемы:
1. Проблема
универсума, окружающего
мира, в рамках которой философия
отвечает на вопросы о том, что собой представляет
мир, в котором мы живем, как он возник,
что является первоосновой мира, конечен
или бесконечен мир, единственен или множественен,
каковы его прошлое, будущее и др. Опираясь
на различные науки, синтезируя знания
из разных областей, философия раскрывает
сущностные принципы устройства мира.
2. Проблема человека,
смысла существования человека в мире,
которая связана с осмыслением комплекса
мировоззренческих вопросов о принципиальных
отличиях человеческого существования
от иных типов бытия, о смысле жизни человека,
о его свободе, - эти и многие другие вопросы
составляют содержательное поле проблемы
человека в философии.
3. Проблема взаимосвязи человека и мира,
субъективного и объективного, идеального
и материального. При всех содержательных
оттенках в трактовке системы отношений
«мир-человек», преобладающей в классической философии, стала такая ее формулировка,
в которой она приобрела форму вопроса
об отношении мышления к бытию, сознания к материи.
Ф. Энгельс назвал этот вопрос основным
вопросом философии. Основной вопрос философии
включает в себя две стороны: онтологическую
и гносеологическую. Онтологическая сторона
основного вопроса философии - это вопрос
о сущности мира, т.е. о том, что чем определяется
в своем существовании, что от чего зависит;
что существует как нечто самостоятельное,
т.е. существует независимо от другого
(как субстанция), а что является производным
от этой субстанции (материальное или
духовное, объективное или субъективное,
природа или сознание).
В зависимости от ответа на вопрос, что первично, а что вторично, философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Существуют различные исторические формы материализма и две основные разновидности идеализма - объективный и субъективный.
Материалисты - это те философы, которые считают природу, материю первичными, существующими независимо от духовного, от сознания. При этом сознание (дух) не отрицается, а понимается как свойство, функция материального, т.е. сознание - вторично по отношению к объективной реальности.
Идеалисты придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что в основе мира лежит духовная сущность в различных формах: Идея, Мировой Разум, Воля. Идеалисты считают, что сознание существует самостоятельно, а сознание человека - есть проявление субстанции в человеке.
Гносеологическая сторона основного вопроса философии - это вопрос о познаваемости мира. Это вопрос о том, способно ли человеческое мышление, сознание познать природу, могут ли люди иметь правильное представление о мире, его закономерностях, могут ли они, опираясь на эти представления, изменять окружающий мир в нужном им направлении. В зависимости от решения этого вопроса выделяется две основных позиции: позиция гносеологического оптимизма и агностицизм.
Сторонники гносеологического оптимизма признают познаваемость мира, агностики (от греч. - непознаваемый) - придерживаются противоположного мнения. Они полагают, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, и более того, мир принципиально непознаваем.
4. Проблема бытия человека в «мире людей», связана с решением межличностных, социальных отношений. Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, города Солнца в «Утопии» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества.
В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора того или иного произведения с читателем, которые зачастую разделены веками, вследствие чего читатель проникает в смысл произведений и «творит» свои личностные смыслы.
Поиск согласия, взаимопонимания, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами в функционировании современной философской мысли.
Ни одна из обозначенных философских проблем не может быть полностью изолирована от другой. Все проблемы взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет тому или иному направлению, той или иной философской теме.
Следует отметить, что на протяжении исторического развития философии менялись акценты в решении основных философских проблем. В современной философии происходит перенос акцента на развитие отдельных философских дисциплин (социальная философия, философия техники, философия науки, философия религии, философия культуры и т.д.).
Сегодня большое внимание уделяется проблемам противоречивости социального развития в условиях техногенной цивилизации, анализу языковой реальности, проблеме человеческого бытия как существования «человека-в-мире». Вместе с тем, как бы не менялись содержательные акценты в современной философии, постоянная составляющая философской проблематики всегда интегрировалась вокруг основных мировоззренческих тем: «мир», «человек», «бытие человека в мире». Именно эти проблемы или теоретические ориентации философского познания задают контуры предмета философии как уникальной формы духовно-теоретической рефлексии над фундаментальными основаниями человеческой культуры.
Источник:
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
2. Категории субъекта и объекта познания.
Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.
В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной, практической деятельности, приобретает относительную самостоятельность; отношение «субъект — объект» выступает как отношение субъекта и объекта познания.
Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики.
В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъекта, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания.
Существует теория бессубъектного познания, выдвинутая К. Поппером. Эта теория основана на его учении о третьем мире: первым миром является физический мир — мир физических состояний, вторым — психический мир, мир состояний сознания, третьим миром — мир научного знания, «мир объективного содержания мышления». Содержанием третьего мира, считает Поппер, являются теоретические системы, проблемы, аргументы, знания, содержащиеся в книгах, журналах и т.д. Третий мир вникает в результате взаимодействия физического и психического миров, его предпосылкой является язык, который превращает «мир объективного содержания мышления» в «субъективный дух», существующий независимо от первого и второго мира.
Так как третий мир существует самостоятельно, а содержащиеся в нем знания объективны, не зависят от субъекта, субъект из познавательной деятельности исключается. Познание оказывается бессубъектным.
В теории Поппера поставлена важная проблема: если знание зависит от субъекта, оно не может быть объективным, а если оно объективно, тогда нужно отказаться от субъекта. Эта проблема может рассматриваться как проблема взаимодействия индивидуального и общественного субъекта. Идеи и теории приобретают самостоятельное существование в том смысле, что они перестают принадлежать выдвинувшим их людям. Они становятся достоянием общества (теории Дарвина, Эйнштейна и т.п.). Но дает ли это основание исключать субъект из познания?
Знание не является результатом деятельности индивидуального субъекта, изолированного от общества, оно невозможно без знаний, ставших общественным достоянием. Но с другой стороны, познание невозможно без субъекта, и этим субъектом является, прежде всего, человек, индивид, обладающий способностью познавать, наделенный сознанием и волей, вооруженный навыками и знаниями, выраженными в понятиях, категориях, теориях, зафиксированными в языке и передающимися из поколения в поколение («третий мир» Поппера). Гносеологический субъект имеет социальную природу, это общественный человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры, и в этом более широком — смысле субъект познания может рассматриваться как коллектив, социальная группа, общество в целом. Как универсальный гносеологический субъект общество объединяет субъекты всех уровней, всех поколений. Но оно осуществляет познание не иначе, как через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.
Познание — это взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное — то, что зависит от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что по знающий субъект — это не абстрактный человек (коллектив или общество), а конкретный субъект, деятельность которого связана с определенными социальными отношениями, уровнем культуры.
Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают существенное влияние на познавательный процесс.
Знания, навыки, установки — все то, чем «нагружен» субъект, составляют предпосылочное знание; оно предшествует познанию, является его условием. Предпосылочное знание может быть явным, когда оно логически оформлено и зафиксировано в языке (вербализовано), и неявным — неосознанным и невербализированным. Такое знание выражается в эмоциональных оценках, интуитивно-художественных образах и т.п.
Английский философ и ученый М. Полани выдвинул концепцию личностного знания. Это знания индивидуального субъекта, содержащие явные и неявные компоненты, приобретенные путем непосредственных личных контактов (например, в научном сообществе), практических действиях, в совместной работе. В научной деятельности неявное личностное знание включено в теоретическую Деятельность ученого и проявляется в его навыках, искусстве экспериментирования и т.п.
Включение в познавательный процесс предпосылочного знания преодолевает понимание субъекта как гносеологическую абстракцию, не зависимую от конкретных социокультурных условий, достигнутых знаний и других обстоятельств. Однако не следует и преувеличивать роль этого знания, что характерно для представителей некоторых течений философии.
Как универсальный субъект, общество осуществляет все виды деятельности, одним из видов которой является познание. Познание включено в материальную, практическую деятельность, формуется на ее основе. Вместе с тем единство различных видов деятельности не исключает существенного различия между ними. Практическая деятельность — это материально-преобразующая деятельность с реальными объектами, познание — духовная деятельность с идеальными образами. Познавательные отношения выступают, таким образом, относительно самостоятельным видом духовной деятельности, приобретают внутреннюю логику развития.