Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:46, контрольная работа
Наука не может дать такое непостижимое знание, религия приписывает человеку программы поведения, которые определяются верой в сверхъестественное, и, наверно, только философии под силу удовлетворить потребности мыслящего человека в создании целостной картины мира и в осмыслении собственного назначения в этом мире. Ведь философия - это область духовной деятельности человека, в основе которой лежит критическая рефлексия над самой духовной деятельностью, над ее смыслом, целью и формами, и, в конечном счете - над выяснением сути самого человека как субъекта культуры, или, как уже сказано, естественного отношения человека к миру.
Введение………………………………………………………………………….3
Предмет философии…………………..………………………………..…..5
Основные вопросы философии……………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы…………………
Третий раздел философии - логика, методология, философия науки и научного познания (эпистемология). Логика и методология разрабатывают наиболее эффективные способы и правила мышления, чтобы ученый уверенно шел вперед, а не блуждал в сумерках. Методология формулирует принципы, проявляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в познании мира. В ХХ столетии установилось множество методологий: позитивистская, диалектическая и т.д. Каждая из них - это целый континент идей, книг, теоретических споров. Обращение к философии открывает возможность расширить методологический кругозор, формирует культуру мышления, которая отвечает современному уровню науки. Методологическая проблематика рассматривает место и роль науки и ученых в жизни общества.
Четвертый раздел философии, который сформировался ещё в XVIII в. - это философская антропология и философия культуры. Философская антропология выясняет место человека в мире, установливает его особенное качество. Она пытается выявить общие моменты и законы биологического, психического, духовно-исторического и социального развития человека. 'Кто мы, куда идем, где наше место и назначение во Вселенной?' - вот вопросы, которые занимают разум философов - антропологов. И с этими вопросами тесно связана тема культуры, которая в первую очередь является "мерой развития самого человека". Философия изучает культуру как вторую природу человека, как мир человеческих смыслов и ценностей. Локальное и универсальное в культурах, природа и взаимоотношения культуры и цивилизации, культуры и свободы - это круг проблем философии культуры.
Крупным и традиционным разделом философии выступают социальная философия и философия истории. Социальная философия рассматривает организацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоотношения между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отношений. Философия истории обращает внимание на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, начала и конца.
Следующий угол зрения философии - философия политики и философия права. Классическая политическая философия вытекает из Сократа и Платона. Ими четко сформулирована главная цель политической философии: жизнь каждого человека протекает в обществе; ни один человек не может избежать участия в политике; и только через это участие лежит путь к философии, мировоззрению и способу жизни, то есть к определенному идеалу человека.
С философией политики связанна философия
права. Она изучает наиболее общие
теоретико-мировоззренческие
Давним и традиционным предметным звеном философии есть философия религии. Для религии характерны культ и действия по установлению контакта с высшими силами. Но помимо культа и обрядности, она имеет собственную мировоззренческую сторону, вокруг которой и продолжаются философские споры. Философия религии в широком смысле –это совокупность философских установок по отношению к религии, философских размышлений о его природе и отношение к миру и человеку. Кроме религиозной философии существует эзотерическая философия (тайная, закрытая для непосвященных). Издавна в разных странах возникали тайные общества, где искатели истины отдавались сложным духовным практикам, медитировали, проходили испытания, чтобы им открывались тайны. Полученные переживания оформлялись в теорию, которую и называют эзотерической философией.
Два последних раздела в мире философии - этика и эстетика.
Этика - это философская теория моральности, которая изучает, характер, натуру человека и как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какова природа морали, добрая и зла, что такое дом, совесть, вина, почему ответственность - неотъемлемый спутник свободы.
И, эстетика - это теория прекрасного. Она, как философская дисциплина анализирует прекрасное в жизни, в искусстве, задается вопросом, где пребывает красота, старается выяснить внутренние законы прекрасного.
Наконец сказать, что многочисленные гуманитарные науки тесно связанны с философией и переплетаются с ней: гуманитарная психология, история, этнография, литературоведение, филология.
2. Основные вопросы философии.
Для понимания специфики философии большое значение имеет понимание ее "основного вопроса", особенности соотношения предмета и основного вопроса. Каждый философ выделяет те вопросы, которые он считает основными для себя и для всей философии. "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию"[2]. Основной вопрос философии, следовательно, это ценностно-смысловая доминанта философии как "жизненного разума". Основной вопрос философии раскрывает смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы - "быть или не быть
Различные формы ответа на основной
вопрос, различные аспекты его
решения позволяют
По характеру решения вопроса о связи материи и духа "по происхождению" философские концепции обычно разделяют на материалистические и идеалистические. Идеализм (от греч. idea - идея) - учение, признающее исходным, первичным началом всего существующего дух, идею, сознание. Сам термин введен немецким философом Г.Лейбницем в начале XVIII в.. Образцом идеалистического направления в философии для Лейбница стал греческий философ Платон. Идеализм имеет две основные разновидности. Первая - объективный идеализм. Представители этого направления (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель) считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Субъективные идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм, Э.Мах) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.
Материализм также имеет различные формы. Термин "материализм" (от лат. materialis - вещественный) также введен Г.Лейбницем. Для Лейбница наиболее ярким выражением первой формы материализма, наивного материализма, был античный атомизм. Существует так называемый "механистический" материализм, основное свойство материи усматривающий в протяженности (П.Гольбах, Ж.Ламетри), вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе, материализм естественнонаучный, обусловленный познавательной установкой ученого, и материализм диалектический (марксизм)-они признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно. Философов, признающих существование двух самостоятельных субстанций (первооснов), называют дуалистами (от лат. dualis - двойственный).
Данная классификация
Достаточно противоречивую историю имеют
такие направления философской мысли,
как диалектика и метафизика. Термин "метафизика"
возник случайно. Первый издатель сочинений
Аристотеля, Андроник Родосский, расположил
то сочинение, в котором рассматриваются
первоначала бытия, недоступные чувствам
и раскрывающиеся только умозрению, после
"Физики". Отсюда и происхождение
термина - "то, что идет после физики".
Гегель и философия марксизма внесли новый
оттенок в понимание метафизики. Для них
метафизика означала отсутствие динамизма
в первоначалах, непризнание внутренней
противоречивости всего существующего.
Диалектика (от греч. искусство ведения беседы, спора) - термин, впервые использованный Сократом для обозначения искусства ведения спора с целью достижения истины путем противоборства мнений. Гегель, а вслед за ним марксисты стали рассматривать диалектику в качестве противоположности метафизики. Диалектика в этом смысле - учение о внутренней связи движения, развития с первоосновой мира.
В зависимости от решения вопроса о познаваемости мира философы делятся на агностиков, считающих, что мир непознаваем, и мыслителей, признающих познаваемость мира. Среди последних, можно выделить сторонников рационализма (от лат. rationalis - разумный), для которых ведущая роль разума в познании и его независимость от наших чувств не подлежат сомнению (Р.Декарт, И.Кант), и сенсуализма (sensus - чувство), считающего, что чувственное познание - основной способ познания мира.
Исходя их всего этого, невозможно построить линейную схему классификации всех философских направлений, она носит многомерный характер.
Современная философия, после переворота, совершенного в философии И.Кантом, стала более осмотрительной. Она говорит лишь о взаимоотношениях субъекта и объекта в рамках человеческого мира, она не пытается заглянуть в область запредельного, не пытается ответить на вопрос, что является абсолютной первоосновой мира.
Основной вопрос философии, также как и сама философия, эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира.
Вопрос об отношении материи и сознания, будучи основным, определяет не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различения основных философских направлений.
Заключение.
Представляется, что философия как особый
тип мировоззрения возникла как ответ
на вечную для человека потребность расширять
кругозор. И поскольку философия - это
особенный тип мировоззрения, то ей присущи
все мировоззренческие функции: познавательная,
ориентирующая, воспитательная (идеологическая)
и даже коммуникационная.
Следуя из этого, можно выделить основные
функции философии:
Во-первых, философия проявляет самые
распространенные идеи, представления,
формы опыта, на которых базируется культура
и общественная жизнь в целом.
Во-вторых, философия переводит в логичную,
понятную форму результаты человеческого
опыта. Она выполняет функцию рационализации
и систематизации социокультурного опыта,
который она обобщает.
Третья функция философии также связанная
с особенностью философского освоения
мира - с ее рефлективной природой: философия
освобождает мышление от его внутренних
ловушек, от скрытых в нем преград к адекватному
восприятию мира, то есть выполняет в культуре
критическую функцию, поддавая всё сомнению
и требуя аргументации.
Обозначенные функции философии позволяют
подойти к философскому осмыслению мира,
бытия, человека как к важной и необходимой
составной духовной жизни общества и человека.
Потребность в осознанной философии равнозначна
потребности человека в развитии...
Философия есть понимание всего сущего
как единого и внедрением этого понимания
в художественный образ и моральное действие.
Она является процессом отождествления
мнения, образа и действия. Философия,
отличаясь от остальной деятельности
человеческого духа, оживляет их всех,
наделяет их человеческими качествами,
осмысливает их для человека. Без нее наука
- собрание фактов, искусство - вопрос техники,
жизнь - механизм. Философствовать - это
развивать в себе человека как стройную
единую сущность".
Поэтому философия представляет собой
синтез и обобщение самых разнородных
знаний. Она опирается на предельно широкий
и разнообразный опыт, черпает из всех
форм материальной и духовной жизни человека.
Многочисленные гуманитарные науки тесно
связанны с философией и переплетаются
с ней: гуманитарная психология, история,
этнография, литературоведение, филология.
Но эта связь и переплетения имеют место
только там, где все эти дисциплины поднимаются
над конкретным материалом и делают наибольшие
обобщения, которые охватывают человека,
в общем и мир, в общем в их взаимодействии
и взаимопроникновении.
Список использованной
литературы:
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник
для ВУЗов. М., 1996
2. Келигов М. Философы о философии — опыт
самопостижения. М., 1998
3. Бердяев Н. А. О назначении человека:
Опыт парадоксальной этики. М., 1993. С. 212.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.282-283.
5. Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для
вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
– 584с.
Информация о работе Предмет философии и специфика философского мышления