Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 19:06, контрольная работа
Задачей данной работы является рассмотрение и сравнение различных принципов детерминизма, а также причинность и ее возникновение.
Целью данной работы является попытка самостоятельного анализа понятия детерминизм и истории его философского исследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Принцип детерминизма……………………………………………………4
2. Причинность……………………………..…………………………………6
2.1 Возникновение понятия причинности………………………………….6
2.2 Причинность в повседневной жизни……………………………………7
2.3 Причинность в науке……………………………………………………..9
3. Объективный закон; типы законов………………………………………10
4. Необходимость и случайность…………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ……………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...18
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………...19
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Принцип детерминизма…………………………
2. Причинность……………………………..………………
2.1 Возникновение понятия причинности………………………………….6
2.2 Причинность в повседневной жизни……………………………………7
3. Объективный закон; типы законов………………………………………10
4. Необходимость и случайность…………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ……………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...18
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………...19
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………20
ВВЕДЕНИЕ
Первоначально смысл слова "детерминация" был связан с буквальным его значением и имел антропоморфный характер. Термин "детерминация" происходит от латинского "determinare", означающего "определять", "отделять", "отграничивать", и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Позже детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Именно это объективное значение термина "детерминация", характеризующее существование в мире отношения объективного обусловливания, и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминированность всех объективных явлений.
Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явления, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития [8].
Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи [1].
Задачей данной работы является рассмотрение и сравнение различных принципов детерминизма, а также причинность и ее возникновение.
Целью данной работы является попытка самостоятельного анализа понятия детерминизм и истории его философского исследования.
1. Принцип детерминизма.
В более развернутом виде общетеоретический принцип детерминизма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:
основанием для существования всех других типов детерминации.
Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм [4].
Существуют различные формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера отношении детерминации.
В современной западной философии весьма распространена доктрина, сторонники которой отвергают принцип причинности, но принимают принцип закономерности. Иногда эту доктрину обозначаю термином "номологический детерминизм" (от греч. "nomos" — закон).
В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на ряд философских категорий, к которым относятся, прежде всего такие, как "причина" и "следствие", "закон" и "закономерность", "сущность" и "явление", "необходимость" и "случайность", "свобода", "возможность", "действительность" и др.
2. Причинность.
Понятие причинности - одна из центральных проблем в современной философии науки - привлекало внимание различных философов, начиная с античной Греции, Древней Индии и Древнего Китая и кончая нашими днями.
В предшествующие эпохи философы верили в существование метафизики природы, которая могла объяснить все явления, происходящие в природе. Метафизика природа считалась более глубокой и фундаментальной областью познания, чем любая эмпирическая наука. В связи с этим задача философа состояла в интерпретации при помощи физических законов метафизических истин. Постепенно философы науки стали отходить от идеи существования такой метафизики. Старая философия природы была заменена философией науки. Таким образом, старые философы имели дело с метафизической природой самой причинности, а задача современных ученых состоит в том, чтобы в точности определить, что такое «отношение причины-следствия».
Даже в науке часто оказывается неясным, что имеет в виду ученый, когда говорит, что одно событие вызвало другое. Некоторые учёные вообще отрицают понятие причинности. В повседневной жизни же понятие причинности остаётся неопределённым.
Историческое возникновение понятия причинности связано, вероятно, с традицией Древнего Мира переносить человеческие качества на природу (антропоморфизм). Человек античности был не в силах объяснить все явления природы с помощью законов физики и поэтому мог вообразить, что элементы природы являются одушевлёнными, и благодаря этой душе могут хотеть, чтобы произошли те или иные события. Это особенно понятно по отношению к таким явлениям природы, которые вызывают большой ущерб: гора была ответственна за причинение обвала, а ураган - за разрушение деревни.
Хотя, безусловно, такой подход больше не встречается в цивилизованном мире, элементы подобного мышления остались в современном языке. Так, при описании какого-либо события с участием неодушевлённого предмета, мы называем его субъектом и приписываем ему какое-либо действие.
В повседневной жизни мы говорим, что некоторые вещи служат причиной событий. Но причинное отношение возникает не между вещами и событиями, а между процессами и событиями. Так, например, мы говорим, что солнце - причина роста растений. На самом деле мы имеем в виду, что причина роста - процесс солнечной радиации. Причём термин процесс нужно определять в широком смысле слова, подразумевая, что и статические процессы могут послужить причиной события. Правомерно также говорить об условиях, как о причинах событий.
При этом в повседневной жизни, подчас, очень сложно определить конкретную причину (процесс, условие) того или иного события. Здесь уместен пример, взятый из книги о столкновении двух автомобилей.
«Предположим, что мы исследуем причину столкновения двух автомобилей на шоссе. Мы должны не изучить не только изменяющиеся условия - как двигались автомобили, поведение шофёров и т.п. - но также условия, которые оставались постоянными в момент столкновения. Мы должны проверить состояние поверхности дороги. Была ли она влажной или сухой? Не светило ли солнце прямо в лицо одному из шофёров? … В повседневной жизни мы часто требуем отдельной причины для события - определённой причины смерти, определённой причины столкновения. Но когда мы исследуем ситуацию более тщательно, мы обнаружим, что могут быть даны многие ответы, зависящие от точки зрения, с которой выдвигается вопрос. Автодорожный инженер может сказать: «Да, я много раз до этого говорил, что это плохое покрытие для шоссе. Оно становится очень скользким, когда оно сырое. Теперь мы имеем ещё одно происшествие, которое доказывает это!» По мнению инженера, несчастный случай имел причиной скользкость дороги… Когда он утверждает, что «это есть причина», он имеет в виду следующее: это представляет важное условие такого рода, что если бы его не было, то несчастного случая не произошло бы.
Другие люди, когда их спросят о причине происшествия, могут упомянуть другие условия. Дорожная полиция… захочет знать, нарушали ли водители какие-либо дорожные правила… Психолог, который опросит одного из шофёров, может заключить, что шофёр был в состоянии тревоги… Инженер по автомобильным конструкциям может найти другую причину, такую, как дефект конструкции одного из автомобилей. Механик гаража может указать на неисправность тормозов одного из автомобилей».
Таким образом, представитель каждой профессии, рассматривая событие со своей точки зрения, может обнаружить некоторое условие, такое, что он может точно сказать: если бы такого условия не существовало, то происшествия не случилось бы.
Можно условно выделить 5 таких основных условий или процессов:
скользкая дорога;
нарушение правил дорожного движения;
состояние тревоги одного шофёра;
дефект конструкции автомобиля;
неисправность тормозов.
Но ни один из этих людей не может однозначно ответить на вопрос, что конкретно послужило причиной происшествия. Как мы видим, причиной послужил целый комплекс процессов и условий. И если должно быть найдено причинное отношение между происшествием и предыдущим событием, то в качестве этого предыдущего события должен рассматриваться весь комплекс условий.
В повседневной жизни к причинам события мы часто относим лишь наиболее важное, по нашему мнению, условие, или группу условий. Важность тому или иному условию человек придаёт, основываясь на своём опыте. Например, все знают, что если тормоза неисправны, то очень сложно избежать аварии, или, что нельзя нарушать правила дорожного движения.
При научном подходе можно предположить, что, определённое лицо, зная наперёд все условия, процессы и соответствующие им законы, могло бы точно предсказать будущее событие. Никто в действительности, конечно, не знает и не может знать все факты и относящиеся к ним законы. Под «соответствующими» законами подразумеваются не только законы физики и технологии, но также физиологические и психологические законы. Причём необходимо знать не только качественный характер этих законов, но и количественный результат их применения, что также порождает известные трудности.
Тем не менее, теоретически данное предсказание может быть реальным. Это и составляет основу принципа детерминизма: если полная предыдущая ситуация будет известна, событие может быть предсказано. При этом под предсказуемостью здесь следует понимать не возможность действительного предсказания кем-либо события, а скорее, потенциальную предсказуемость.
При этом, несмотря на то, что современные учёные знают гораздо больше о строении мира, чем учёные любой предыдущей эпохи, всё же остаётся довольно туманной перспектива создания универсальной теории, которая могла бы описать все происходящие в мире процессы.
В начале XX веке квантовая механика и конкретно соотношение неопределённостей Гейзенберга поставили под вопрос правомерность принципа детерминизма. Об этом речь пойдёт в следующих разделах [4].
3. Объективный закон; типы законов.
Принцип закономерности утверждает регулярный, упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действительности означает подчиненность всех явлений в своем возникновении и существовании объективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законами.
3акон определяется, прежде всего как связь (или отношение), что указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякая связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная. Закон есть отношение сущностей или между сущностями.
Характерный и признак закона — повторяемость. Тот факт, что закон есть
связь всеобщая, присущая неограниченно большому классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-временном отношении.
Информация о работе Принцип детерминизма. Причинность, необходимость , случайность