Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:27, контрольная работа
Философия Гегеля — максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, т.е. законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой диалектической логика. На вопрос о том, откуда взялись эти законы, Гегель отвечает просто: это мысли Бога до сотворения мира. Логика есть «изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа».
Введение.......................................................................................................3
1. Принцип тождества мышления и бытия в философии Г.Гегеля.........5
2. Диалектика Гегеля..................................................................................10
3. Соотношение между методом и системой философии Гегеля..........14
Заключение.................................................................................................17
Список литературы....................................................................................18
Вот таким примерно способом и строится в «Науке логики» гегелевская система категорий диалектики, которые, по Гегелю, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.
3.Соотношение между методом и системой философии Гегеля
Особую стройность, последовательность гегелевской системе придает присущий ей диалектический метод, т.е. подход ко всем явлениям абсолютной идее, природе, обществу, культуре, философии — с точки зрения их истории, возникновения и развития. Гегелевский метод называют иногда методом историзма, так как все вещи и явления рассматриваются с точки зрения их прошлого, настоящего и будущего.
Идея развития, как и идея единства мира, также не нова. Ее выдвинул еще Гераклит, поддерживали Демокрит, Платон и Аристотель. Однако и здесь Гегель внес весомый вклад, наполнив идею развития глубоким содержанием. Он сформулировал ряд законов процесса движения, изменения и развития. Главный из них, который иногда называют ядром диалектики, отвечает на вопрос об источнике, причине развития. Гегель усмотрел его не вне, а в самих вещах, в присущих им противоположностях. Противоречия служат как бы «мотором», импульсом развития и духа, и природы.
Система и метод Гегеля едины: философский метод Гегеля проявляется через его философскую систему, а главным основанием последней является диалектический метод Гегеля.
В философии Гегеля историческая линия развития рационалистической философии, начатая Р. Декартом и продолженная И. Кантом, достигла своей вершины. Гегелевская философия — это апофеоз разуму. Но вместе с тем эта линия позволила обнаружить и коренные недостатки, слабости данного философского направления.
Первым недостатком является преувеличение, абсолютизация разума, познания, мышления, панлогизм, который сводит все многообразие жизни к логически выведенным категориям, понятиям, идеям, законам. Для гегелевского миропонимания характерно представление о неумолимости действия этих логически выведенных законов, которые способны командовать миром, подобно лихому генералу. «Я считаю, что мировой дух скомандовал времени: «Вперед!». Этой команде противятся, но целое движется, неодолимо и неприметно для глаз, все преодолевая и сметая на своем пути. Бесчисленные легковооруженные отряды бьются где-то на флангах, выступая «за» и «против», большая их часть вообще не подозревает, в чем дело, и только получает удары по голове как бы незримой дланью. И ничто не поможет им: ни пусканье пыли в глаза, ни хитроумные выходки и выкрутасы. Фантастический колосс, именуемый абсолютным разумом, ясно видит намеченную великую цель и железной поступью командора движется к ней, сметая все на своем и». Итак, по Гегелю, разум всесилен. Проблема пределов, аниц человеческого разума, столь глубоко и всесторонне ис-едованная великим предшественником Гегеля Кантом, была проигнорирована.
Другой недостаток гегелевской философии состоит в проявившемся в ней пренебрежении к реальному миру, который казался у Гегеля лишь вторичной формой бытия абсолютной идеи. Тем более в его системе не нашлось места для отдельного, маленького человека, поскольку абсолютный дух реализовывал себя лишь через великих людей, таких, как Наполеон, которого Гегель и называл «мировым духом на коне». Неудивительно, что проблему соотношения личности и государства Гегель решал безоговорочно в пользу государства, представлявшего, по его мнению, высшее выражение нравственной идеи. «Государство. есть абсолютная, неподвижная самоцель. И эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства». Характерно, что венцом в развитии идеи государства является, по Гегелю, прусская монархия. Таким образом, в отличие от И. Канта, для которого высшей ценностью была человеческая свобода, а человек — самоцелью, у Гегеля он оказался всего лишь средством.
Оценивая историческое значение философии Гегеля в мировой культуре, нельзя не признать, что ему принадлежит одно из самых почетных мест в рядах гениев. Его философский авторитет до сих пор прочен и непоколебим. Уж очень часто Гегель оказывался прав в своих суждениях. Не ошибся он и в предположении, что никакая философия не идет дальше своего времени. Философию Гегель полагает высшей ступенью развития абсолютного духа, ведь в ней дух представлен в адекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание о мире. Философия, по выражению Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мысли», и поэтому никакая философия не идет дальше своего времени.
Философия Гегеля - это классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа.
Список использованной литературы
1 Библер В.С. /Что есть философия? // Вопросы философии. 1995
2 Основы философских знаний. / Э.В.Островский /1998
3 Философия./под ред. В.Н.
4 История философии./И.И Богута.
5 Кузнецов В.Н. Немецкая
6 Философия: Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, 2001.
Информация о работе Принцип тождества мышления и бытия в философии Г. Гегеля