Федеральное государственное
общеобразовательное учреждение
Рязанский государственный
радиотехнический университет
Кафедра истории и философии
Контрольная работа
по дисциплине: «Философия».
На тему: «Природа и общество».
Выполнила: студентка группы 1043 Шувалова
А.Н.
Проверил: преподаватель Ростовцев А.Н.
г. Рязань 2012 год
Оглавление
Введение 3
Проблема
отношения человека и природы в философии 4
Исторические
формы отношения человека к природе 7
Античная философия, средневековая
христианизированная философия, философия
Эпохи Возрождения 7
Философия Нового времени 8
Понятие
о ноосфере 10
Проблемы
во взаимодействии общества и природы 13
Проблема
народонаселения 13
Экологическая
проблема 13
Заключение 19
Список
литературы 22
Введение
Природа в философии
понимается как все сущее, весь
мир, подлежащий изучению методами
естествознания. Общество – особая
часть природы, выделившаяся как
форма и продукт деятельности
человека. Взаимоотношение общества
с природой понимается как
отношения между системой человеческого
общежития и средой обитания
человеческой цивилизации. В широком
смысле слова под природой
понимается все сущее, в узком
смысле она рассматривается как
то, что породило и окружает
человека, служит для него объектом
познания. Природа – это объект
естествознания, рамки которого
определяются технологическими
возможностями человечества для
познания закономерностей мира
и его изменения в соответствии
с потребностями человека.
В философском плане
природа, прежде всего, соотносится
с обществом, поскольку она
является естественным условием
существования людей. Общество
предстает как обособившаяся
часть природы, условие и продукт
человеческой деятельности. Взаимоотношение
природы и общества – вечная
и всегда актуальная проблема
философии и всего гуманитарного
знания. Самой острой проблемой
современности считается соотношение
человечества и живой и неживой
сфер нашей планеты. Общество
и природа пребывают в органической
связи и единстве. Это проявляется,
во-первых, в том, что общество
возникло как продукт природы,
в результате ее длительной
эволюции. Во-вторых, общество не
может существовать отдельно
и независимо от природы. Человек
живет природой, она - его часть.
С нею человек, чтобы не умереть,
должен оставаться в процессе
постоянного общения. В-третьих,
единство природы и общества
заключается в их материальности.
Материальность находит свое
выражение в общей связи процессов
и предметов. Природа и общество
существуют объективно, вне сознания
человека и независимо от него.
В-четвертых, единство между обществом
и природой подтверждается тем,
что в обществе, как и в природе,
действуют единые, общие законы развития.
С появлением человеческого
общества природа стала испытывать
на себе антропологическое влияние
(влияние деятельности человечества).
В ХХ столетии резко усилилось
воздействие человека на природу.
Уже в конце XIX века появились
первые признаки ухудшения качества
биосферы вследствие развития
техногенной цивилизации. Это
стало началом эры покорения
природы. Природа стала рассматриваться
человеком не как самостоятельная
реальность, а как сырьевой источник
в производственной деятельности.
В результате произошедшей в
XX веке научно-технической революции
антропогенное влияние приблизилось
к катастрофическому порогу. Главная
проблема антропологического влияния
– несоответствие потребностей
человечества и его влияния на природу
и возможности самой природы.
Цель исследования
– установить аспекты взаимодействия
общества и природы.
Задачи исследования:
раскрыть проблему
отношения человека и природы
в философии;
рассмотреть исторические
формы отношения человека к
природе;
рассмотреть проблемы
во взаимодействии общества и
природы.
Проблема отношения человека и природы
в философии
Проблема отношения
человека и природы вырастает
из объективного противоречия, характеризующего
положение человека в природе:
человек, являясь природным существом,
противопоставляет себя остальной
природе посредством своей деятельности.
Материальная практика соединяет
человека с природой (осуществляется
естественный обмен между ними)
и одновременно выделяет человека
из природы, формируя несводимую
к природным закономерностям человеческую
сущность, специфические законы развития,
подчиняющего себе, в конечном счете, и
саму природную историю.
Что же является
определяющим в отношении человека
и природы: то, в чем он сходен,
един с природой, или то, чем
он принципиально отличается
от нее?
Решение этого вопроса
предполагает понимание сущности
человека, его места, роли, назначения
в природе, мире.
Поэтому исследование
отношения человека к природе
с самого начала было связано
с самопознанием человека. Эта
связь обусловлена и тем, что
человек, в отличие от всех
других природных существ, относится
к природе главным образом
не непосредственно, а через
других людей - через посредство
общественных связей с другими
людьми.
Природа раскрывается
людям в общественно развитых
способах их человеческой деятельности
как «очеловеченная», носящая
на себе печать самого человека.
Человек в известном смысле
соотносится в природе с самим
собой.
Природа выступает
для человека в зависимости
от того, как человек выступает
по отношению к ней, т.е. каковы
те социальные условия, тот
общественный организм, внутри которого
человек осваивает и «присваивает»
природу.
КАК человек увидит
природу и ЧТО он в ней
увидит, обусловлено и тем, сквозь
какие «очки», т. е. с точки
зрения каких общественно развитых
задач, возможностей он на нее
смотрит.
Но это значит, что
вопрос об отношении человека
к природе вовсе не есть
абстрактно-познавательный или же
производственно-технический вопрос,
а есть, прежде всего, социально-исторический
вопрос, содержание которого выражает
общественные условия человеческой деятельности.
Центром тяжести его являются реальные
люди в их конкретном общественном бытии.
Закономерно, что проблема отношения человека
к природе всегда имела особо острый характер
в переломные эпохи истории, в периоды
ломки общественных отношений прежних
формирований, когда открывались новые
перспективы общественного сознания.
Не случайно, что в
античной философии интерес к
человеку с особой силой выступил
в эпоху начала кризиса древнегреческого
мира, когда нараставшие экономические
противоречия разрушили привычные
социальные пропорции, общепринятые
нормы, оценки.
Обостренный интерес
к человеку возник вместе с
поисками устойчивых оснований
его гражданственности, нравственной
и познавательной деятельности.
Не случайно, что позже
интерес к человеку вспыхнул
с новой силой в эпоху Возрождения
— начало кризиса феодального
общества. Европа просыпалась от
«средневековой спячки». В это
время европейское общество выступило
против средневековой регламентации.
И, наконец, не случайно,
что проблема человека и природы.
Отношения общества и природы
остро встали в современную
эпоху.
Современная социальная
картина мира характеризуется
тем, что ярко обозначилась
агония старого мира. Противоречия
исторического процесса никогда
не достигали такого накала.
В двух прошедших
мировых войнах сила разума, творчества,
созидания обернулась разгулом
неразумия, варварства, разрушения.
В 1944г., в разгар войны, крупнейший
русский ученый и гуманист
Владимир Иванович Вернадский
писал: «Человек на наших глазах
становится могучей геологической
силой, все растущей. В геологической
истории биосферы перед человекам
открывается огромное будущее, если он
поймет это и не будет употреблять свой
разум и свой труд самоистребление» Последнее
столетие в мире все явственнее обнаруживается
антигуманный характер технического прогресса.
Все сильнее слышатся
голоса, полные тревоги за судьбу
человека, человеческого общества.
В середине XVIII века
К. Линней в своей «Системе
природы ввел человека как
особый вид homo sapiens – человек разумный.
В том же веке американский физик и социолог
Вениамин Франклин определил человека
как «животное, делающее орудия»
В ХХ веке американский
палеонтолог В. Грегори назвал
человека «разрушителем с большим мозгом»
Рассмотреть отношения
человека и природы – значит
раскрыть специфическую позицию
человека в природе, в мире.
Философия должна показать, в
чем специфичность человеческого
отношения к природе, его противоречивость,
возможности. Философия ставит
вопрос не только о месте
человека в мире, но и о соответствии
мира человеку, не только о
природности человека, но и о
человечности мира. Этот гуманистический
горизонт философского исследования
составляет его характерную черту.
Исторические
формы отношения человека к природе
Античная
философия, средневековая христианизированная
философия, философия Эпохи Возрождения
Античная философия
разрабатывала и обосновывала
идеи гармонии человека и природы,
космоса. Человек есть частица
Космоса («микрокосмос»), в нем
нет ничего, чего бы не было в Космосе
в неизмеримо больших размерах. Подобно
тому, как тело его состоит из элементов,
рассеянных в Космосе, так и разум его
есть частица мирового разума. С другой
стороны, сам Космос рассматривался как
некий живой и одушевленный, совершенный,
упорядоченный организм. Жизнь природы
наделялась человеческими свойствами.
Природа одушевляется и одухотворяется.
Перенося свои свойства на природу, человек
хотел сделать себя понятным природе,
включить себя в природное целое.
Аристотель наиболее
основательно в древней философии
разработал проблему отношения
человека и природы. Он первый
ввел слово «антропология». Он
выдвинул идею «лестницы существ»
- ряд последовательного усложнения
организации живых существ. Аристотель
ставил вопрос о специфическом
отличии человека от других
живых существ. Отличие он видел
в разуме человека.
Древние греки принимали
природу в ее непосредственной
полноте, в богатстве и своеобразии
живого бытия. В этом отношении
очень характерна философия стоиков,
основным мотивом которой было:
жить в соответствии с природой.
Средневековая христианизированная
философия развивает концепцию
ущербности природы как результат
грехопадения человека. Неизмеримо
высоко над природой стоит
Бог.
Возрождение, выступая
против средневекового резкого
противопоставления Бога и природы,
их сближает и довольно часто
доходит до пантеизма, до отождествления
Бога и мира, Бога и природы.
У Джордано Бруно Бог стал просто-напросто
природой.
Философия
Нового времени
Декарт был одним
из родоначальников науки и
техники Нового времени. Основное
назначение философии он видел
в создании метода как орудия,
обеспечивающего действительное
познание. Начала всех вещей, по
мысли Декарта, открываются в
искусстве привального мышления,
которое рассматривалось по аналогии
с механическим производством.
Природа перед наукой
и техникой Нового времени
выступила главным образом как
технический материал труда, объект
производственной эксплуатации. Такое
односторонне-утилитарное отношение
к природе было связано с
общим активно – практическим
духом времени, отражавшим потребности
и возможности складывающегося
нового буржуазного способа производства.
Рассмотрение природы
с точки зрения ее доступности
для техники и производственного
использования определило и характер
метафизики Нового времени, для которой
природа являлась механическим сцеплением
сил, где имеются лишь количественные
изменения (движения, перемещения).
Природа – с этой
точки зрения – огромный механизм,
раз и навсегда заведенная
самодействующая машина и такое
толкование природы надолго переживает
Новое время.
То, что человек видит
в природе, зависит от того,
что он способен и хочет
увидеть в ней.
Мера, которую человек
прилагает к природе, выражает
меру самого человека, меру его
собственных исторических возможностей.
В эту эпоху проблема единства
человека и общества обретала
новое звучание.
Западная философская
мысль разрешала ее по двум
путям:
понимание человека
как простой части природы,
растворение законов человеческого
существования в общих природных
законах;
выявление специфики
человеческого отношения к миру,
идеалистически истолкованного.
Первое направление связано
с широким фронтом естественнонаучного
материализма и примыкающей к нему философии.
Второе – с развитием идеалистической
философии, особенно немецкого классического
идеализма.
Материализм, используя
быстро растущий естественнонаучный
материал, обосновал идею, что сущность
человека не в противопостановлении
природе, а в единстве с ней. В этой концепции
человек рассматривается как один из маленьких
звеньев в бесконечной цепи мироздания.
Здесь деятельным элементом во взаимоотношении
природы и человека оказывалась природа.7