Природа мифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:07, реферат

Краткое описание

Один из самых важных и интереснейших вопросов для каждого человека является вопрос о происхождении мира. Этот вопрос возникает естественно, поскольку пример многих изменчивых вещей, явлений или процессов окружающего мира, пример рождения и существования живых существ, человека, общества и феноменов культуры учит нас, что все имеет свое начало. Многое в мире когда-то началось, зародилось и стало изменяться и развиваться в течение относительно короткого или длительного отрезка времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.86 Кб (Скачать файл)

"Естественно, что начать  надо с создания других богов.  Но кого именно создать? Может  бога плодородия? Но ведь земли  то еще нет, на которой могли  бы расти злаки и травы, нет  людей, кто мог бы собирать  урожая, посеяв предварительно зерно... Лучше я думаю создать ветер.  Без него этот океан снова  застынет и в этот раз уже  навсегда останется без движения. И еще надо создать богиню  влаги - чтобы океан подчинился ей как своей хозяйке".

И был создан ветер Шу и богиня Тефнут - женщина с львиной головой. Первая божественная пара на земле.

Но вот произошла беда! Мрак все еще окружал Вселенную, и в темноте Хаоса невозможно было ничего разглядеть. Атум потерял  детей. Как ни звал он их, сколько  ни кричал, проливая на водную пустыню  свои слезы, никто и ничто ему  не отвечало. А это могло значить  все что угодно, вплоть до самого худшего! Возможно, Тефнут и Шу заплутали  в океане, а может, и погибли  в его мрачной бездне.

В абсолютном отчаянии он вырвал себе глаз и, сказал ему следующее:

-Глаз, мой! Сделай так,  как я тебе скажу. Иди в  океан Нун, найди моих детей  Ефнут и Шу и возврати их мне.

Глаз ушел на поиски. Атум зашел на вершину Бен-Бен, сел  и стал ждать.

Медленно протекали часы, дни, столетия. Мрак заслонял все, везде  тишина и холод. Вконец потеряв надежду  вновь увидеться со своими детьми, Атум начал кричать:

-О горе! Как же мне  быть? Я потерял свою дочь и  сына, и кроме того лишился  Глаза!

И Атум сотворил новый Глаз и вставил его в пустую глазницу.

Но лишь сделав это он услышал шум вдалеке. Атум насторожился, что это? Не грозит ли неведомая опасность ему? Он встал с земли, повернулся и стал ждать, напряженно слушая.

Ему не казалось! Шум с  каждой минутой все усилился... кто-то шаг за шагом приближался к  Бен-Бен.. уже слышны были голоса... Это  были голоса Тефнут и Шу - бог узнал их! После поисков в течении сотен лет Глаз все-таки нашел их и ныне величественно вел к мировому холму, где грустил сотни лет их отец. Атум зарыдал от счастья! Слезы бога дождем разлились по земле.

Лишь только дети поднялись  на холм, Атум бросился им навстречу, желая скорее обнять,- как внезапно Глаз, весь красны от злости, подскочил к нему и гневно закричал:

-Что это?! Не ты ли  приказал мне отправиться в  Нун искать детей и я вернул  их тебе! Я пригодился тебе, а  ты в благодарность сотворил  себе новый Глаз и вставил  его в мое законное место!

-Не злись, - молвил Атум. -Я вставлю тебя в лоб. И  оттуда ты будешь видеть весь  мир, созданный мной, будешь восхищаться  его красотой.

Но обиженный Глаз не желал  слушать никаких оправданий. Мечтая во что бы ни стало отомстить неблагодарному, он превратился в кобру. С шипением он раздул шею и на глаза показались смертоносные клыки, нацеленные точно в бога.

Но бог не смущаясь спокойно взял ее и поместил себе на лоб. С  того времени - змея является отличительным признаком фараонов и богов. Назвали эту змею Урей. Урей смотрит вдаль, и лишь увидев вдалеке врага испепелит его своим грозным взглядом.

Из вод Нуна возник белый  лотос. Созрел и раскрыл свой бутон. Оттуда вылез бог Солнца Ра, с  золотым диском на светлой голове. Расступилась первичная тьма; живительный  свет наполнил весь мир.

Увидев Атума, Тефнут и  Шу Ра зарыдал от радости. Его слезы, упав на землю превратились в первых людей.

Тефнут вышла замуж  за Шу и родила ему двух детей: божественную пару бога земли Геба и богини неба Нут. Нуб и Геб чрезвычайно  любили друг друга и уже на свет появились в крепких объятиях. Из-за этого вначале сотворения мира небо и земля сливались воедино.

Но однажды они поссорились. Причиной этому послужило то что  утром богиня неба поедала своих  звездных детей. Геб, разгневавшись, кинулся  на супругу с проклятиями. Чтобы  разрешить возникший скандал, Ра приказал Шу:

-Иди и разведи их. Коль  они не могут жить вместе, пускай  живут по отдельности.

Шу ничего не оставалось, как исполнить приказ властелина. Он развел руки, сказал заклинание, и  во Вселенной закрутился ураган. Как  ни сопротивлялись Нут и Геб, как  ни противились, ветер разорвал их объятия. Земля отделилась от неба. В океане Нун начали виднеться черные островки и большие материки, поднялись холмы гор, с гор потекли реки, а люди, которые произошли от слез Ра, ушли из холма Бен-Бен и разошлись по зеленым долинам. Они возводили города, пахали поля, сеяли зерно. У холма Бен-Бен возник город Иуну, а сам холм стал местом одного из великих храмов солнечного бога Ра. Пришел Золотой Век- век, когда боги с людьми жили в согласии и единстве.

В отличие от мифа шумерского здесь  уже точно можно сказать, что  первоначальной стихией был первичный  океан. Однако они очень похожи между  собой. Здесь также небо и землю представляют божественные создания. Существенная разница наблюдается в том, что шумерские боги не обладают, подобно египетским, творческим всемогуществом. Борьба за упорядоченный космос ведется в шумерском мифе младшими поколениями богов против старших, чего не и в помине в Египте. В египетской мифологии нет противопоставления боги-люди, как нет и героев-людей.

Древняя Индия.

Сначала не существовало ничего: ни звезд, ни луны, ни даже солнца. Существовали лишь воды, простиравшиеся без конца и края. Из тьмы первородного хаоса, прибывавшего без движения, как в глубоком сне, прежде иных творений возникли воды. Затем из воды родился огонь. Золотое Яйцо было образовано огромной всемогущей силой тепла. Тогда еще никто не отмерял время, не было понятия года; но столько времени, сколько мог бы длиться год, плавало это Золотое Яйцо в водах, в бездонном и безбрежном океане. Из зародыша Золотого Яйца появился Прародитель Брахма. Брахма разбил Яйцо, и оно распалось на две половины. Верхняя его часть стала Небом, а нижняя стала Землей, а меж этими половинами, Брахма поместил пространство с воздухом. Таким образом он положил начало времен, утвердил землю среди вод, создал страны света. Так была создана вселенная, но вдруг Брахма посмотрел вокруг себя и обнаружил, что нет никого, кроме него одного во всей созданной Вселенной; и испугался великий бог. С тех пор всякий, кто остается один, исполняется страхом. Но Брахма подумал: «А ведь если здесь никого кроме меня нет, то кого же мне бояться?». И страх ушел, потому что страх не может быть сам по себе, он может быть только перед кем-то. Но радость тоже не пришла, поэтому то, кто остался один, также не знает радости.

Он размышлял: «Как же мне  создать потомство?», И силою своей мысли он создал шестерых сыновей, шестерых великих Властелинов созданий. Старший сын – Маричи был рожден из души Брахмы; глаза его породили второго сына— Атри; Ангирас - третий сын — явился из уст Творца; четвертый — Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого; Крату, шестой — из ноздрей Брахмы. От сына Маричи, мудрого Кашьяпа, произошли боги и демоны, люди и животные, змеи и птицы, страшные чудовища и исполины, коровы и жрецы и множество других существ как божественной, так и демонической природы, которые населили небеса, землю, и подземный мир. От Атрии, второго из сыновей Брахмы, появился Дхарма, ставший богом справедливости; Ангирас, третий сын, создал род святых мудрецов Ангирасов, старшие из которых – Самварта Брихаспати и Утатхья. Седьмым по счету сыном Брахмы, стал Дакша, вышедший из большого пальца на правой ноге Творца. Палец на левой ноге стал основой для дочери Брахмы. Звали ее Вирини, что означало Ночь, и была она женой Дакши. У них было пятьдесят дочерей, тринадцать из которых Дакша выдал за Кашьяпу, десять – за Брахму, двадцать семь — за Сому, бога луны, — они собственно стали двадцатью семью великолепными созвездиями на небе. У Дакши родились дочери, которые в будущем должны были стать женами богов и величайших мудрецов.

Самая старшая из дочерей  бога Дакши, Дити, жена Кашьяпы, родила грозных демонов - дайтьев, Дана, вторая по счету дочь Дакши, стала матерью могущественных исполинов-данавов. Третья дочь Адити, родила двенадцать светлейших сыновей, могущественных богов, адитьев. Самыми могущественными из адитьев были Вивасват, которого также называли Сурья-бог солнца, Индра - бог грозы и грома и Варун - бог безбрежного океана. Но таковым, кто превзошел всех был самый младший из адитьев, Вишну, хранитель равновесия и мироздания, властелин пространства. С самого давнего времени сыновей Дити и Дану называли асурами. Асуры были злейшими врагами богов, адитьев. Сражение меж асурами и адитьями за власть над миром длилась множество столетий и веков, и нет конца их вражде.

В индийской мифологии все произошло из первозданных космических вод. Затем из яйца появляется Творец и делает все возможное.

Скандинавия.

Как считают скандинавы, вначале  была пустота Гинунгагап. К северу от нее был замерзший мир мрака Нифльхейм, а на юге лежала огненная раскаленная страна Муспелльхейм. От такого соседства постепенно мировая пустота Гинунгагап заполнилась ядовитым инеем, который стал таять и превратился в злого инеистого великана Имира. Имир был предком всех великанов-морозов. Затем Имир заснул. Пока он спал, пот, капающий у него из-под мышек, превратился в мужчину и женщину, а пот, капающий с ног, еще в одного мужчину. Когда же растаяло много льда, из образовавшейся воды возникла корова Аудумла. Имир стал пить ее молоко, а ей понравилось лизать соленый лед. Слизав лед, она обнаружила под ним мужчину, его звали Бури. У Бури был сын Борё. Бор женился на инеистой великанше Бестле и у них родились три сына: Один, Вили и Ве. Сыновья Бури ненавидели Имира и убили его. Из тела убитого Имира натекло так много крови, что она потопила всех великанов, кроме Бергельмира, внука Имира, и его жены. Им удалось спастись от наводнения в лодке, сделанной из ствола дерева. Один и его братья принесли тело Имира в центр Гинунгагапы и создали из него мир. Из плоти Имира сделали землю, из крови – океан, из черепа - получилось небо. А мозг разбросали в небо, получились облака. Боги оставили без внимания только ту часть, в которой обитали великаны. Она называлась Етунхейм. Лучшую часть этого мира они отгородили ресницами Имира и поселили там людей, назвав ее Мидгардом. Напоследок боги создали людей. Из двух древесных сучков получились мужчина и женщина, Аск и Эмбля. Все остальные люди произошли от них. Последней построили неприступную крепость Асгард, которая поднялась высоко над Мидгардом. Эти две части соединялись радужным мостом Биврестом. Среди богов, покровителей людей, было 12 богов и 14 богинь (их называли асы), а также целая компания других божеств, помельче (ванов). Весь этот сонм богов пересек радужный мост и поселился в Асгарде. Над этим многослойным миром вырос ясень Иггдрасиль. Его корни проросли в Асгард, Етунхейм и Нифльхейм. На ветвях Иггдрасиля сидели орел и ястреб, по стволу вверх и вниз носилась белка, у корней обитали олени, а ниже всех сидел змей Нидхегг, который хотел все съесть. Иггдрасиль - это то, что всегда было, есть и будет.

В скандинавской мифологии первоначальная стихия - хаос. Опять встречаемся с теорией сотворения мира из тела великана в данном случае. Мировая ось, которая в этом мифе представлена ясенем, встречается и в японской мифологии.

Интересной деталью скандинавского мифа является деление мира на несколько частей. В частности, на мир людей и богов, таким образом наблюдается иерархия, которая к тому времени, возможно, возникла своеобразная иерархия.

 

 

  1. Заключение

Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев многообразны. Но ряд основных тем и мотивов  в них повторяется. Много мифов  разных стран посвящено космическим  темам. Они заключают в себе попытки  ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении  наиболее важных явлений природы, о  мировой гармонии, безличной необходимости  и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из бесформенного первобытного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание  через преодоление демонических сил. “Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывавшие  грядущую гибель мира, в ряде случаев  с последующим его возрождением”.

Наряду с интересом  к происхождению мира много внимания уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят  на его жизненном пути. Особое место  занимали мифы о культурных достижениях  людей — добывании огня, изобретении  ремесел, земледелии, обычаях, обрядах.

У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались  в единые повествования. Воплощенные  в мифах представления переплетались  с обрядами, служили предметом  веры, обеспечивали сохранение традиции и непрерывность культуры. Например, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и  воскресающих богах, символически воспроизводившие природные циклы.

Миф - наиболее ранняя форма  духовной культуры человечества объединял  в себе зачатки знаний, религиозных  верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную  жизнь, развитие. Миф выступал как  единая, нерасчлененная (синкретическая), универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую  создавался. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.

Преставление мира.

Интеллектуальное своеобразие  мифа проявлялось в том, что мысль  выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. “В мифологии сближались явления природы  и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы”. Эти черты чем-то роднят миф с мышлением детей, художников, поэтов. Вместе с тем  в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли — анализа, классификаций, особого символического представления  мира как целого.

Информация о работе Природа мифов