Природа сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:18, реферат

Краткое описание

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Template.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о  работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

НАЧОУ  ВПО Современная  Гуманитарная Академия

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Философия

Тема

Природа  сознания

Фамилия

 Паляничка

Имя

Дмитрий

Отчество

Алексеевич

№ контракта

0250112403801021


 .

Основная часть

 Сущность, структура,  функции сознания

Человек владеет  прекрасным даром - разумом с его  пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром  мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

 Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма  отражения объективной действительности, способ его отношения к миру  и к самому себе, который представляет  собой единство психических процессов,  активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

 В течение многих  веков не смолкают горячие  споры вокруг сущности сознания  и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание  как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человек

 Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

 В культуре христианства  возникает потребность во внутреннем  сосредоточении. Она была вызвана  необходимостью общения с Богом  через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание прежде всего о собственном духовном опыте. В его содержании включены страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. Сознание это способность воспроизвести переживания поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

 В Новое время человек  отказывается от Бога, сам захотел  быть Богом, царем природы,  опираясь на свой Разум. Это  свидетельствовало о формировании  нового духовного опыта людей,  в котором человек освобождается  от власти сверх чувственного о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути это начало мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р. Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит – существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд в котором уже содержится идеи и образцы того с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.

 Философов  и естествоиспытателей всегда  волновал вопрос о источниках  сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления оказывается определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому- идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).

 Философско-реалистическое  направление в понимании источников  сознания выделяет следующие  факторы:

1. Внешний предметный  и духовный мир; природное,  социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею.

2. Социокультурная среда,  идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.

3. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт  жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.

4. Мозг как макроструктурная  природная система обеспечивающая  на клеточно-тканевом уровне организации  материи, осуществлении общих  функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание ( и в этом правы вульгарные материалисты, ошибка их в игнорировании специфики других факторов, в отстаивании положения о вещественности сознания).

5. Источником сознания  выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека. Подтверждается гипотезой в квантово-механической природе мозга.

 Таким образом источником  индивидуального сознания является  не сами по себе идеи ( как у объективных идеалистов ) и не сам по себе мозг ( как у вульгарных материалистов ), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального сознания.

 Раскрывая природу  сознания необходимо выяснить, являются ли сознание атрибутом человека или это явление космическое. Второй подход представлен прежде всего в религиозных течениях (В. С. Соловьев, Т. де Шарден), в центре которых – божественный разум, живое тело космоса, «галактический разум» и т.д. Не отвергая этот подход остановимся на другом нашедшем большее научное объяснение, объявляющее сознание атрибутом человека.

 Он разрабатывался  в рамках философского реализма 

( диалектического  материализма). Мировоззренческим основанием  его служит принцип отражения, описывающий свойства материи как субстанции.

 Отражение  – это свойство материальных  систем воспроизводить в ходе  взаимодействия в изменении своих  свойств и состояний особенности  других систем.

Однако, сознание являясь результатом развития и  деятельности (функции) высокоорганизованной материи центральной характеристикой своей сущности имеет нематериальность, а идеальность. В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли, а серое вещество. Идеальное противоположно материальному, Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности и т.д.

 Сознание, являясь  идеальным существует только  в материальной форме своего  выражения – языке. Сознание  и язык одновременно едины  и различаются. Нет языка без мышления, мышления – без языка. Однако, структура мышления и структура языка различны. Ведь законы мышления едины для всех, а язык национален. Человек как деятель, производит мир и самого себя. Вся его жизнь возможна, как социальная совместная деятельность. А для такого способа жизни необходим язык. Он и возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания.

 Для реализации  познания, его передачи и общение  человеку необходимо слово, речь. Осуществляя речевую деятельность человек мыслит, мысля, оформляет мысль в слове. Но нельзя отождествлять речь и мышление . Говорить - не значит мыслить, но мыслить - значит оттачивать мысль в слове.

 Таким образом  речь как и орудия труда,  это важнейший фактор формирования сознания, человека и его мира. А Язык - есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека.

 Наряду с  языком существуют и другие  знаково-символические системы.

 Наряду с  естественными есть и искусственные  языки, созданные человеком для решения определенных задач. Это языки науки, машинные языки, жаргоны эсперанто. Особо значительную роль в условиях научно-технической революции стали играть формализованные и машинные языки. Формализованный язык - это логические и математические исчисления, в которых используются математические знаки и формулы. Формализованные языки машинизируются. Знаки в силу их материального характера удобны для машинной обработки, для развития технических систем связи. Такого рода языки есть ступеньки к информационной цивилизации.

 Еще раз  отметим, что идеальное - главнейший  признак сознания, обусловленный  социальной природой человека. Идеальное  есть характерный для взаимодействия  субъекта и объекта способ  воспроизведения целостных характеристик  объективной реальности посредством репрезентантов этой реальности. Оно начинается с предметно-чувственных репрезентантов ( объекта или знака ), сопряженной с объектом схемы практического или умственного действия; и завершается материальным и субъективным образом, реализующим способность человека с помощью мозга воспроизводить в сознании образ класса вещей, стоящих за этим объектом.

 Сознание  выступает в качестве интеллектуальной  деятельности субъекта поскольку  человек помимо активного отражения  - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность, обеспечивает внешний мир.

 Структуру  сознания можно представить в  виде круга, это «поле» делится  на четыре части.

 Сфера телесно-перцептивных  способностей знания получаемого  на их основе.

* ощущения, восприятия, конкретные представления, с помощью которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель.

* полезность  и целесообразность бытия тела  человека.

 Сфера логико-понятийных  компонентов сознания связана  с мышлением, которое выходит за пределы чувственного данного в сущностные уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина.

 У разных  людей - разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой.

 К самосознанию  человек приходит только через  социализацию. Человек осознает  себя через осознание собственной  деятельности, в процессе самосознания  человек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.

 Исходя из  рассмотренного представления сознания  можно выделить функции сознания:

* Познавательная

* Прогноза, предвидения.

* Ценностная

* Коммуникативная

* Регулятивная

 Понятие  “сознание” не однозначно. В  широком смысле слова под ним  имеют в виду психическое отражение  действительности, независимо от  того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В современной  философии можно указать, по крайней мере, на два толкования. С одной стороны, сохраняется смысл этого термина, согласно которому сознание тождественно познающему сознанию Онтологическая трактовка сознания и субъективности осуществляется в современной западной философии по нескольким линиям, вычленение которых представляет известную трудность, ибо, как правило, в концепциях отдельных мыслителей различные линии анализа пересекаются. Условно можно выделить следующие направления поисков: описание сознания как чего-то неотделимого и даже тождественного непосредственной жизненной реальности  .

 Сознание  современного человека есть продукт  всей всемирной истории, итог  многовекового развития практической  и познавательной деятельности  бесчисленных поколений людей.  И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Информация о работе Природа сознания