Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:40, контрольная работа
Бесконечность в философии - понятие, употребляемое в двух различных смыслах: качественная Бесконечность, выражаемая в законах науки и фиксирующая универсальный (всеобщий) характер связей явлений; количественная Бесконечность, выступающая как неограниченность процессов и явлений.
Проблема качественной Бесконечности обсуждалась уже в антической философии, в частности в связи с космогонией и проблемами природы мышления.
Введение
1. Мировоззренческий смысл понятия бесконечности
2. Бесконечность и материальность мира
3. Бесконечность вселенной
4. Антиматерия и бесконечность мира
5. Хаос и порядок как характеристики бесконечности
6. Бесконечность как проблема естествознания и философии
Заключение
Список использованной литературы
В. В. Казютинский
так обозначил эту проблему: "Проблема
бесконечности материального
В отличие от математики и конкретных наук философия исторически сформировала свое понятие бесконечности под влиянием теологии и поэтому связывала его с Абсолютом-Богом и представляла его как единственно "истинную" бесконечность.
Декарт считал,
что понятие бесконечности
По Лейбницу, "истинная бесконечность... заключается лишь в абсолютном...".
"Бесконечное в его простом понимании, - пишет Гегель в "Науке логики", - можно рассматривать как новую дефиницию абсолютного...".
Исходя из своего "превосходства", философия противопоставляет свою "истинную" бесконечность количественной, математической, "дурной", по определению Гегеля, бесконечности.
Однако указанное противопоставление "дурной" математической бесконечности "истинной" философской бесконечности сводит последнюю к аморфному понятию, воплощающему в себе лишь обыденный здравый смысл. А со здравым смыслом, как известно, в таких областях миропостижения, как бесконечное, делать нечего.
И все же философское
понятие бесконечности
И хотя это лишь
постулат, который не имеет и не
может иметь эмпирического
"С давних
пор, - писал Д. Гильберт, - никакой
другой вопрос так глубоко
не волновал человеческую
Этот блестящий пассаж требует, однако корректировки с позиций сегодняшнего видения этой проблемы: "разъяснение" предполагает ясность, как минимум, для самого разъясняющего, а бесконечность относится к такому классу проблем, которые не могут претендовать на эту ясность на любом этапе развития человеческого познания. И в этом как раз и состоит философская значимость проблемы бесконечности.
Заключение
С позиции материалистического монизма понятие вселенной в конечном счете сводится к материи (материальному миру). Классическая наука и философия рационализма рассматривали вселенную как замкнутую систему, поскольку вне материи "нет ничего".
Особую актуальность проблема бесконечности приобрела в релятивистской космологии. Согласно этой теории, бесконечность "искривленного" пространства не тождественна его безграничности.
Проблема бесконечности материального мира - это проблема его неисчерпаемости. Неисчерпаемость является не чертой, присущей материальному миру, а результатом взаимодействия субъекта и объекта познания. Она обусловлена как бесконечным многообразием материального мира, так и неполной адекватностью его отражения в знании. Это - пограничная проблема естествознания, математики и философии. Может показаться странным, что почти за полвека не произошло сколько-нибудь существенного продвижения в философском осмыслении проблемы бесконечности. Однако иного не может и быть при сохранении мономатериализма как мировоззренческого подхода.
Проблема бесконечности представляет мировоззренческий интерес именно в связи с основным тезисом мономатериализма - о материальности мира. В советской философии решение этой проблемы было идеологизировано. Если материя, равная вселенной, конечна, то, следовательно, все, что стоит за этим, нематериально, а это отступление от диалектического материализма.
Из этого делался вывод, что бесконечность материального мира - понятие более широкое, чем бесконечность вселенной. Другими словами, все так или иначе сводилось к мономатериализму как мировоззренческому представлению, независимо от словесного признания или отрицания этого факта.
Список использованной литературы
1. Вейль Г. О философии математики. - М.-Л., 1934.
2. Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950.
3. Егоров В. С. Философия
открытого мира. - М.: Московский психолого-
4. Казютинский В. В. Понятие "Вселенная" // В кн.: "Бесконечность и Вселенная". - М., 1969.
5. Казютинский В. В.
О бесконечности материального
мира и бесконечности
6. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. - М.-Л., 1936.
7. Наан Г. И. Понятие бесконечности в математике и космологии. Бесконечность и Вселенная. - М., 1969.
9. Арлычев А. Н. Проблема познания процесса в философии и науке // Вопросы философии. - 1999.
10. Кант И. Критика чистого разума. М., Наука, 1999.
11. Бурова И.Н. Развитие проблемы бесконечности в истории науки. М., Наука, 1987.
Размещено на Allbest.ru