Проблема бытия в античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших предметных уровней философии выступают такие взаимоотношения между человеком и миром. Человек всегда задумывался над проблемой, что такое мир, развивается ли он? Если развивается, то существуют ли закономерности такого развития? Является ли мир системой, чем-то целым, или нет? Что лежит в основе мира: возник ли он естественным путем или есть акт божественного творения, един ли он или множествен и так далее.

Содержание

Проблема бытия в античной философии…………………………………………..3
Дайте общую характеристику эмпирической теории познания Ф.Бэкона………………………………………………………………………………...8
Тесты………………………………..………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………………....17

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 52.38 Кб (Скачать файл)

Если идолы рода происходят от естественных недостатков человеческого разума, которые являются в большей или меньшей степени общими, то идолы пещеры также вызваны врожденными недостатками человеческого разума, но индивидуального характера.

Идолы пещеры - это идолы человека как индивида, так как каждый индивид (кроме ошибок, порожденных природой человека как вида) имеет свою индивидуальную пещеру или логово. Эта пещера, как считал Бэкон, преломляет и искажает свет природы, с одной стороны, потому, что каждому принадлежит определенная, собственная природа, с другой стороны, потому, что каждый получил различное воспитание и встречался с другими людьми. Так же и потому, что каждый читал лишь определенные книги, почитал и обожал разные авторитеты, наконец, потому, что его впечатления были отличны от других, согласно тому, какие души они имели - предвзятые и полные предрассудков либо души спокойные и уравновешенные, а также по другим причинам такого же рода. Так же и собственно человеческий дух (так как он содержится в отдельных людях) является весьма переменчивым, запутанным, как бы случайным.

Остальные два типа идолов уходят своими корнями в социальную жизнь: «Существуют, однако, такие идолы, которые возникают путем взаимного общения. Их мы называем идолами рынка потому, что возникли они путем взаимной договоренности в обществе. Люди договариваются при помощи речи; слова определяются общим пониманием. Плохой и неправильный выбор слов значительно мешает и разуму. Эти помехи не могут исправить ни определения, ни объяснения. Слова просто насилуют разум и все приводят в смятение, а людей ведут к бесчисленным излишним спорам и идеям». В характеристике этого типа идолов Бэкон приходит к определенной степени понимания отношений между словом и реальностью, которую оно обозначает. Тем самым он касается проблематики, которая дискутируется и в современной теории и методологии науки. Естественно, что в свое время он не мог прийти к адекватному решению этой проблемы.

Важным моментом является и констатация, касающаяся ограниченных возможностей определения при преодолении идолов рынка. И хотя в афоризмах «Нового Органона» дается определенное руководство, как преодолеть отдельные типы идолов, он не находит, кроме последовательного выполнения правил новой индукции, эффективного способа их преодоления. Поэтому он определяет идолы рынка как наиболее вредные.

Идолы театра своими корнями уходят в существующие в настоящее время науку и философию. Собственно в них в концентрированной форме проявляются все недостатки, вызванные, в частности, до сих пор существующим методом получения знаний, опирающимся на «старую» логику. Это идолы, переселившиеся в человеческие мысли из различных философских учений. Философ называл их идолами театра, так как все традиционные и до тех пор изобретенные философские системы являются, по мнению Бэкона, как будто театральными играми, которые создали миры, вымышленные как будто в театре. Он не говорит ни о философиях и школах того времени, ни о тех, которые были до него, потому что таких игр можно сложить и сообща вести еще очень много. Поэтому истинные причины ошибок, совершенно отличных друг от друга, являются более или менее почти одними и теми же. Бэкон подразумевал при этом не только философские системы, которые выросли из традиции, доверчивости и небрежности. В этом заметно проявляется и мотив скепсиса относительно существующего уровня познания, скепсиса по отношению к авторитетам.

После рассмотрения идолов как основных препятствий достижения подлинного знания Бэкон приступает к позитивному изложению своего метода. Этому посвящена вторая книга афоризмов «Нового Органона». Бэкон ее также начинает с критики недостатков «старой» науки: «Плохо также то, что современное человеческое познание вытекает из того, что является общепризнанным. Как правило, постулируется, что знать истину - значит знать причину. Не является неправильным то что есть четыре причины: материя, форма, движущая причина и цель. Из них целевая причина наукам не только не способствует, но даже вредит, в частности тогда, когда речь идет о человеческом поведении. Движущая причина и материя, так как они исследуются и обычно признаются, являются причинами отдаленными, не связанными со скрытым процессом, ведущим к форме: это причины внешние и приобретенные, и для подлинной и действенной науки они не означают почти никакого вклада».

Критический подход Бэкона к аристотелевско-схоластическому пониманию видов и причин является выразительным предвестником современного подхода к вопросу причинности. Он подчеркивает большое значение математики при исследовании природы. Он считал, что исследование природы происходит лучше всего тогда, когда физика завершается математикой. Однако, несмотря на постулированное значение математики, Бэкон не мог полностью понять того, что давало новое, современное ему математизированное естествознание методологии.

Собственный метод Бэкона опирается на его концепцию новой индукции, которая выступает средством, в частности, для познания формы. Познание форм образует предмет метафизики (философии), тогда как исследование движущей и материальной причины, так же как скрытого процесса и скрытой структуры, образует предмет физики. Исходный пункт исследования для Бэкона заключен в «достаточном и правильном описании природы и экспериментов». Но все же это описание является, согласно его взглядам, «разнообразным и таким пестрым, что приводит в смятение и рассредоточивает разум, если оно не упорядочено соответствующим образом и правильно не подготовлено».

Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее экспериментального изучения сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. Хотя углубление рационалистической методологии в дальнейшем развитии философии снизило после смерти Бэкона его влияние в XVI веке, в последующие века идеи Бэкона приобрели свое новое звучание. Они не потеряли своего значения вплоть до  XX в. Некоторые исследователи даже рассматривают его как предшественника современной интеллектуальной жизни и пророка прагматической концепции истины.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

 

 

1. Наукоцентризм в соответствии с учением Канта приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам:

а) правовым;

б) моральным;

в) экономическим;

г) политическим.

 

2. В какой из концепций истины как главное требование утверждается необходимость согласованности высказывания, их непротиворечивость:

а) концепция соответствия;

б) концепция когерентности;

в) концепция прагматическая.

 

3. Кто из философов ХХ века ввел понятие «социальная технология», «социальная инженерия»:

а) К.Поппер;

б) М.Вебер;

в) Э.Дюркейм.

 

4. Назовите создателя «Философия всеединства»

а) Чаадаев;

б) Бердяев;

в) Шестов;

г) Соловьев;

д) Чернышевский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 519 с.

2. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Справочник студента. – М.: ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000. – 672 с.

3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003, 481с.

4. Фролов И.Т. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. Ч.2. М., 2000, 329 с.

5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2007, 362 с.

6. Козлов В.Б. Философия: Учебное  пособие – М.: 2005, 96 с.

7. Богута И.И. История философии  в кратком изложении – М.: Мысль, 1991.- 590 с.

 

 


Информация о работе Проблема бытия в античной философии