Проблема бытия и субстанции в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 21:50, лекция

Краткое описание

Периоды в трактовке бытия. Анализ диалектико-материалистического и религиозно-идеалистического монизма.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 16.86 Кб (Скачать файл)

Проблемы понимания бытия, субстанции и материи являются основными для понимания всей философии.  
В философии существует самая общая характеристика мироздания: все существующее - это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит Объединяющим началом мироздания.  
Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат (от лат. substratum - буквально, подстилка) - это то, из чего все сделано. Понятие "субстрат", по сути дела, тождественно понятию "материя", в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции. Более высокую степень общности отражает понятие субстанции. "Субстанция" (от лат. sub-statia - сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явления и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия. Как правило, философы стремятся создавать картину мироздания, исходя из какого-то одного начала (воды, огня, атомов, материи, идей, духа и т. д.). Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало называется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо равноценные два начала.  
В истории философии, как показано ранее, преобладает монистический подход. Наиболее ярко дуалистическая тенденция обнаруживалась лишь в философских системах Р. Декарта и И. Канта. В соответствии с решением основного мировоззренческого вопроса в истории философии существовали две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной и светской разновидности и материалистический монизм - также в разнообразных видах. Идеалистический монизм ведет свое начало от Пифагора, Платона и Аристотеля. Числа, идеи, формы и другие идеальные начала выступают в нем в качестве субстратов мироздания. Свое наивысшее развитие идеалистический монизм получает в системе Гегеля. У Гегеля первооснова мира в виде Абсолютной идеи возведена на уровень субстанции. Идеалистический монизм в форме объективного идеализма Гегеля довольно подробно рассмотрен при изложении соответствующего раздела немецкой классической философии. В данной лекции нам хотелось бы уделить основное внимание анализу диалектико-материалистического и религиозно-идеалистического монизма.

К материальному бытию относится все то, что существует вне и не зависимо от какого-либо сознания, является причиной самого себя. Это – объективная реальность, включающая в себя не только природу, но и многие явления человеческой и общественной жизни.

В духовном бытии личность стремится к свободе от давления обыденности, повседневности, к внутренней независимости от внешних обстоятельств, от принуждения и давления всего, что относится к рутине повседневности.

Необходимо понять одну очень важную вещь. Разница между материалистами и идеалистами заключается не в том, что первые верят в одно, а вторые в другое. Она гораздо глубже. Эти две категории людей обладают абсолютно разным сознанием и, как следствие, совершенно по-разному воспринимают жизнь.  
Для материалиста жизнь представляет собой, прежде всего череду различных событий - важных и каждодневных бытовых. Они формируют весь внутренний мир человека: его отношение к окружающему миру, мысли, эмоциональный фон, состояние психики. Все это целиком обусловлено событиями внешней жизни материалистично мыслящего человека. Когда они складываются благоприятно, он счастлив, когда что-то происходит не так, как ему хочется, он испытывает негативные эмоции. Таким образом, сознание такого человека полностью определяется бытием.

Идеалист живет совершенно по-другому. Самыми важными событиями в его жизни является то, что он что-то узнал, понял, что-то изменил в себе. Внешняя жизнь такого человека является отражением жизни внутренней. 
Если события складываются благоприятно и ему начинает «везти», он понимает, что это является просто результатом того, что он занимает правильную внутреннюю позицию по отношению к тем или иным людям, событиям, аспектам жизни. То есть адекватно, здраво относится к ним и соответственно строит свое поведение. Когда же идеалисту «не везет», когда он страдает, он ищет причину этого не в злой судьбе, кознях мифических недоброжелателей или плохой работе правительства, а в самом себе. 

Монизм (греч. один, единственный) - философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало, материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический монизм характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи.

 

 


Информация о работе Проблема бытия и субстанции в философии