Проблема взаимоотношения религии и науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:39, статья

Краткое описание

В данной статье рассматривается проблема взаимоотношения религии и науки.
До сих пор мы негусто знаем о его предках, и все-таки известно, что основополагающий Дьюи, поселившийся в Америке, имел троих сыновей, посреди потомков одного из них был Джон Дьюи, другого – глава администрации области Томас Дьюи, а третьего – адмирал Джордж Дьюи, получивший известность благодаря сражению в Манильской бухте в ходе испано-американской войны 1898. Три поколения рода Дьюи были фермерами, его папа занимался торговлей. Дьюи получил образование в средней школе Берлингтона, окончил вуз Вермонта, после этого два года преподавал в школе в штате Пенсильвания, в течение года был учителем сельской школы в родном штате. В 1882 поступил в универ Джонса Хопкинса в Балтиморе. Здесь он испытал воздействие Джорджа Сильвестра Морриса, приглашенного профессора из Мичиганского университета, представителя американского неогегельянства. В 1884 получил уровень доктора философии в университете Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории Канта. ). В 1919 году стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке.

Вложенные файлы: 1 файл

проблема взаимоотношения религии и науки.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Проблема взаимоотношения религии и науки

Хабиева Р.Р., БашГУ, студентка 3 курса ФФиС

(науч. рук: д.филос.н., доцент О.И. Елхова)

Статья посвящена  проблеме взаимоотношения науки  и религии. В ходе изучения данной проблемы рассматриваются различные  точки зрения, приводятся примеры из материализма и идеализма. В результате исследования делается вывод о том, что наука и религия будут существовать всегда вследствие необходимости человечества. Наука и религия – неотъемлемая часть человеческого мировоззрения.

Ключевые слова: наука, религия, истина, материализм, идеализм, материальное, духовное

Наука и религия, важнейшие области культуры, представляют собой два фундаментальных типа мировоззрения. На протяжении многих веков, начиная с древности, люди задумывались об их взаимоотношении: должны ли они существовать вместе, или же это две противоположности, не имеющие ничего общего? Религия, как форма мировоззрения, возникла раньше, прочно заняв свое место в мире. Наука же сегодня целеустремленно шагает вперед, тем самым оставляя религии роль второго плана. Но, несмотря на бурное развитие науки в наше время, религия не теряет свою актуальность и сейчас.

Сегодня одним из актуальных вопросов является вопрос о роли науки  в современном мире и о том, какое место занимает в нем  религия. Проблема взаимоотношения науки и религии, знания и веры, как известно, относится к числу древних проблем философии. Возникнув у самой колыбели человеческой мысли, эта проблема всегда была в центре внимания мыслителей и философов. О том, как сегодня соотносятся между собой эти две столь разные и столь значительные составляющие человеческого мировоззрения, и динамика их отношения в будущем, интересует многих. Наука и религия на сегодняшний день разошлись далеко, и чаще всего стали восприниматься как совершенно не соприкасающиеся сферы человеческой культуры для некоторых ученых. А для других ученых наука помощница в религии. А так ли это на самом деле? На протяжении многих тысячелетий многие философы пытались ответить на этот вопрос, но расхождение во мнениях преобладает до сих пор. Стоит ли обходить религию стороной и отдавать предпочтение лишь научному познанию, или быть может, возможна все-таки гармония между наукой и религией? Существует две основные точки зрения на природу отношений науки и религии. Одни считают, что это противоположные формы общественного сознания, которые взаимно исключают друг друга. Другие же считают их совместимыми.

В каком же отношении наука  и религия являются несовместимыми? Для начала нужно сказать, что  наука – это сфера рационального, а религия – сакрального. Обе эти формы познания нацелены на нахождение истин, к которым они приходят разными путями. Инструментом науки является разум, а инструментом религии – вера. Наука дает нам достоверную информацию о мире, проверенную на опыте. По мнению Ф. Энгельса, религия является «фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, − отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» [4, С. 299]. Так, догматы религии (например, о существовании потустороннего мира и Бога, о сотворении Богом человека и мира в целом) с точки зрения науки являются ложными, ведь они сильно противостоят истинам науки.

А в чем же состоит совместимость науки и религии? Возможно, отрицание совместимости науки и религии связано с тем, что у людей очень узкое понимание этих сфер. Многие считают, что религия – это лишь вера в сверхъестественное, а у науки лишь одна функция – познание мира. Религия является верой в сверхъестественное. Но, несмотря на это, у неё есть другая область. Религия повествует о нравственных правилах, о гармонии человека и природы, призывает нас к миру и справедливости. Наличие такой области строит почву для совместимости науки и религии. Также нужно учесть тот факт, что многие ученые были верующими. Например, английский физик Исаак Ньютон, французский математик Блез Паскаль, французский палеонтолог Тейяр де Шарден и многие другие.

Непримиримость науки и религии неразрывно связана и объясняется борьбой идеализма и материализма − двух основных направлений в философии. Древнегреческие материалисты, объясняя природу из нее самой, из законов, заложенных в самой материи, открыто противопоставляли разум и веру, науку и религию. Борьба за науку против религии – такова характерная черта древнегреческих материалистических учений. Демокрит считал, что к ложному предположению о существовании богов человек пришел под влиянием грозных явлений природы. Люди, по его мнению, наблюдая такие небесные явления, как гром, молнии, сближение звезд, затмение солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого – боги. С точки зрения Демокрита, истина одна, и она дается нам посредством ощущения, разумного познания природы. Он решительно выступал против всякой веры в богов. Философская поэма Лукреция Кара «О природе вещей» - наиболее полное и стройное изложение античной атомистики. В борьбе против религии Лукреций Кар стремился систематически обосновать материалистическое понимание природы. Вселенная, по Лукрецию, бесконечна, вне ее ничего нет, а поскольку она бесконечна, у нее нет центра. Земля всего лишь один из многочисленных миров Вселенной. Прогресс человечества совершается в результате развития науки. Религия есть результат невежества первобытного человека, страха его перед явлениями природы. Боги, пишет Лукреций, совершенно недоступны ни чувствам, ни разуму человека. Они не имеют никакого отношения ко всему существующему. Освобождение человечества от веры в богов – центральная идея поэмы Лукреция. Главным принципом теории познания Ибн Рушда являлось то, что истина принадлежит науке, а не религии. Признавая религию в качестве морального фактора, арабский мыслитель требовал ее полного отделения от науки, требовал невмешательства религии в дела науки; религию он ограничивал узкой сферой «божественных вещей».

Другое направление  − идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу. Религия очень близка с идеализмом. Если рассмотреть чему они учат, можно найти много общего. В идеализме, как и в религии, Богу («мировому разуму», «духу») принадлежит определяющая роль в мироздании. Также общим является то, что и идеализм, и религия признают сотворение мира. Согласно Платону, материальный мир вторичен, он является всего лишь «тенью», произведенной из мира идей. Идеи вечны и являются подлинным бытием. Например, столов в материальном мире много, и они являются тенью идеи стола.  Материальные вещи являются отражением идей. Г.В.Ф. Гегель является великим представителем объективного идеализма. Он исходил из того, что в основе мира лежит духовное начало - абсолютная идея, которая является причиной существования мира. Абсолютный дух − высшая ступень абсолютной идеи. Природу, как истинный идеалист, он считал вторичной. В «Философии природы», писал, что природа является производной от абсолютной идеи. Ярким представителем субъективного идеализма был Джордж Беркли. Он считал, что Бог создает природу и человека. Бог вызывает в нас ощущения, на которые мы можем воздействовать, но не можем производить.

Возможна ли всё-таки гармония между наукой и  религией? Английский философ Джон Локк выступил за союз науки и религии. Колебания Джона Локка между материализмом и идеализмом сказываются на понимании им природы истины. Порой, как бы забывая об объективном мире, Локк считает, что истина есть соответствие или несоответствие наших представлений друг другу. «Достоверность познания, - пишет он, - есть восприятие соответствия или несоответствия идей, как оно выражено в каком-нибудь предложении» [1, С. 564]. «Истина есть обозначение при помощи слов действительного соответствия или несоответствия идей, как оно есть»[1, С. 562]. Но истина, по Джону Локку, есть также царство разума. Только разум, говорит он, основывающийся на данных чувственного опыта, способен дать нам истину.

Джон Локк принимал «естественную», рациональную религию. Он пытался согласовать веру с разумом, создать религию, построенную на почве разума, основанную на «здравом смысле».

Согласно взглядам Джона Локка, Бог – это верховное разумное существо, некогда сотворившее мир и больше не вмешивающееся в дела природы. Джон Локк критиковал Декарта за его «врожденные» идеи. Никакой идеи Бога, утверждал он, у людей при рождении нет. Человек может жить и умереть без идеи Бога. К идее Бога человек приходит, когда он начинает рассуждать о причинах гармонии в природе. Бог у Джона Локка не архитектор мира, а разумное начало.

Таким образом, Джон Локк был деистом в своих  воззрениях. Его учение в целом, его  сенсуализм в частности явились  теоретическим оружием в борьбе с мистицизмом, иррационализмом, схоластикой.

            У Локка истина науки и истина веры находятся в полной гармонии. Все истинное, по его мнению, не может противоречить разуму. Последнее слово, как в научных, так и в религиозных вопросах, по Локку, принадлежит разуму.

Человек есть единство материального и духовного, именно поэтому мы полагаем ему по природе  свойственно наличие научного и  религиозного мировоззрения. Наука  помогает человеку  с помощью  разума познать окружающий его мир, сделать его жизнь более улучшенной. А религия в свою очередь воспитывает нравственные идеи, призывает к миру и справедливости. Наверняка никто не сможет представить себе мир без науки или же без религии. Ведь не было бы в нашей жизни ученых, разве жили бы мы в утепленных домах, было бы у нас электричество, в общем, комфортные условия для жизни, которые мы сейчас имеем? Наверно, многие и дня без всего этого прожить не смогут. А если «убрать» религию? Это грозит нравственным упадком в обществе, что является губительным для всех людей. Ведь нравственность является неотъемлемым свойством каждого человека. Она помогает людям быть более гуманными, справедливыми, честными.

Поддержка и  отрицание науки и религии  является следствием их необходимости  для человечества. Ведь, действительно, религия не сдает свои позиции даже на современном этапе, когда преимущество науки, казалось бы, на высоте. В век информационных технологий как никогда нужна поддержка религии с ее нравственными нормативами, апелляцией к миру и справедливости. Мы полагаем, что наука и религия не противоположны и не совместимы, потому что пока существуют пределы научного познания, будут существовать и религиозные воззрения.

Список  литературы:

  1. Локк Дж. Избранные философские произведения, том I. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1988. – 564 с.
  2. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1995. – 683 с.
  3. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Просвещение, 2003. – 374 с.
  4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - М.: Госполитиздат, 1953. – 342 с.



Информация о работе Проблема взаимоотношения религии и науки