Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 09:08, сочинение
Проблему восприятия мистики, оккультизма и магии как источников свободного творчества, я выбрала у Бердяева Н. потому, что автор довольно таки подробно и интересно рассматривает мистический и творческий аспекты в свой книге «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)». Но это не единственная причина моего выбора. Данную проблему я выбрала еще и потому, что мне самой было интересно разобраться в особенностях восприятия мистики, оккультизма и магии не только в современном мире, но и в былые времена. Было интересно узнать, в чем заключались особенности восприятия, понимания и трактовки мистических явлений, как они изменялись под воздействием времени и религии, а так же какую связь эти явления имеют с творческим процессом.
Правительство Российской Федерации
Государственный университет – Высшая школа экономики
Нижегородский филиал
Факультет менеджмента
Кафедра общего и стратегического менеджмента
ЭССЕ по дисциплине
«Философия»
Тема: «Проблема восприятия мистики, оккультизма и магии как источников свободного творчества»
Выполнил:
Студент группы 06м3
Зеленова Е.С.
Проверил:
Грибов Е.А.
Нижний Новгород
2010
Комментарии: |
Конспект по книге Н.Бердяева «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)».- М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.И.Сахарова, 1916 .; по главе 13 « Творчество и мистика. Оккультизм и магия». |
Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (6 (18) марта 1874, Киев — 23 марта 1948, Кламар под Парижем) — русский религиозный философ XX века. В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции. Направление деятельности: символический реализм, экзистенциализм, персонализм, профетическая философия. Основные интересы: антропология, онтология, христианская мистика. Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. В своих работах Бердяев У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода.1
|
Проблема, сформулированная автором, звучит следующим образом: «Проблема восприятия мистики, оккультизма и магии как источников свободного творчества». |
1)Мистика (в переводе с греческого означает «тайный», «скрытый») — это сверхъестественные явления и область религиозной практики, связанные с общением с потусторонними мирами и сверхъестественными силами.2
2)Пантеистическое мирочувствие или правильнее сказать пантеистическая мистика – мистика, которая не знает самобытной творческой энергии человека, она не антропологична, для нее индивидуальность человека есть грех и отпадение и всякое достижение человека есть действие самого Божества в отрешенности от всего человеческого.3
3)Плоти́н (родился в 204/205, Ликополь, Египет, Римская империя — умер в 270, Минтурны, Кампания) — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путем эманации («излияния»). Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал доктрину метемпсихоза, на которой основывал нравственное учение жизни. 4 4)Мейстер Экхарт (ок. 1260 — ок. 1328) - знаменитый средневековый немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всем существующем.5 5)Я́коб Бёме (1575—1624) — немецкий теософ, визионер, христианский мистик. 6
6)Оккульти́зм (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — общее название мистических учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, утверждающих существование скрытой связи человека с потусторонним миром.7 7)Теосо́фия («божественная мудрость») — синкретическое религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром.8
8) Ма́гия — одна из древнейших форм религиозности (наряду с анимизмом, тотемизмом, фетишизмом). Элементы магии содержатся в религиозных традициях большинства народов мира.9 |
В данной (13ой) главе, Н. Бердяев
подробно рассматривает мистику, оккультизм
и магию как источники Итак, начнем с рассмотрения мистики (1) как источника свободного творчества. В мистике раскрывается мир внутреннего человека, противостоящий миру человека внешнего. Внутренний человек-человек духовный, а, следовательно, мистика - животворящий и духотворящий источник религиозной, в первую очередь, и творческой жизни. Бердяев отмечает, что в современном обществе появилась мода на мистику, ее возрождение, но стоит остерегаться фальшивости мистики, которая появляется из-за недостаточной изученности всех ее глубин. Чтобы избежать формирования ложных представлений о сущности мистики как источника творчества, автор пишет о различных типах мистики.
Оккультизму (6) в наше время так же стало уделяться не малое внимание, особенно восточному индийскому оккультизму. Подобная популяризация оккультизма может привести к истощению и фальсификации его традиций и ценностей. Однако, наступают времена раскрытия тайн многих мистических учений. Теософия (7) стремится привести современного человека к мистике и религии без жертв и потрясений, по направлению наименьшего сопротивления и по пути эволюционному, а не катастрофическому. К сожалению, в теософическом течении, пока есть еще мало творческого, и существует даже опасность для творчества. Это объясняется тем, что господствующее теософическое и оккультное сознание учит о складном человеке, состоящем из множества осколков планетарных революций, именно это не позволяет увидеть в складном человеке лицо человека-творца – образа и подобия Бога-творца. Существует две модели взглядов на соотношение оккультизма с творчеством, и обе модели основаны на способе восприятия вечной мудрости. Согласно первой модели, в мире нет творческого прироста мудрости. Для сознания, приобщенного к этой модели, делом жизни является усвоение, а не творчество, то есть пассивное восприятие того, что было когда-то дано в древности. Вторая же модель допускает иную форму сознания, допускающего откровение мудрости, но той, что не ведома мудрости былого и превышает ее. Задача жизни не ограничивается пустым освоением мудрости, обращается вперед и приобретает творческий потенциал. Перейдем к магии (8). Ее необходимо отличать от мистики, так как мистика – духовна, а магия – прирообщение, действие над природой и власть над природой через постижение ее тайн и законов. Всякая магия есть общение с духами природы, но христианство изгнало их, и всякая магия стала черной, все духи природы – демонами. Старая магия переродилась в современную технику и выпустила великие магические силы, которые порой не подвластны человеческому сознанию. Но в грядущей мировой эпохе, как надеется автор, магия выйдет из обличия черной, и приняв обличие светлой, войдет в жизнь человека и раскроет оккультные силы человека, направив их на творчество в природе.
|
Итак: |
В качестве вывода можно сказать, что есть надежда на то, что в грядущей эпохе отношение к мистике, магии и оккультизму приобретет не фальсифицированный характер. А выйдет за пределы дешевой популярности и религиозной зажатости. После того как это произойдет мистическая энергия сольется с энергией человечества и станет полноценным источником свободного творчества. И творчество в свою очередь признает человеческую личность как таковую. |
Проблему восприятия мистики,
оккультизма и магии как
Выбранная мной проблема является актуальной и для современного общества, в котором уже достаточно четко наметились тенденции к популяризации мистики, магии и оккультизма. Современному человеку, как и человеку в былые времена, интересно заглянуть в глубины бытия, мироздания и природы. Человек всегда стремился познать нечто таинственное, будь то таинства духовные или природные. И из этого интереса и стремления появлялись все новые и новые знания, восприятия и трактовки мистических явлений. В одну эпоху эти знания процветали, а в другую эпоху их страшились и прятали, считая темными учениями. Однако в современном мире интерес к мистике возрождается, он постепенно освобождается от религиозных оков. Но как нас предупреждает Бердяев Н., человек должен опасаться не только усвоения фальсифицированных мнений и восприятий мистики, но и фальсифицировать их самостоятельно, допуская грубые интерпретации и предположения, появляющиеся из-за поверхностного касания мистических вопросов или углубления в религиозность.
Если рассматривать выбранную
мной проблему касательно профессии
менеджера, то я бы хотела заметить,
что для менеджера немалое
значение имеет творческий фактор или
так называемый креативный фактор.
И если мы рассматриваем мистику,
оккультизм и магию как источники
свободного творчества, то их освобождение
от религиозных оков и фальши, проникновение
в нашу жизнь и единение с душой
человека, по моему мнению, способно
принести творческую гармонию в жизнь
и деятельность человека. Но я полагаю,
что гармония будет достигаться
только в том случае, если мистические
знания чисты от фальши и движутся
по пути облагораживания и
Что касается моего личностного подхода к данной проблеме, то я, скорее всего, согласна с автором, в особенности с его надеждой на высвобождение истинных магических, оккультных и мистических знаний и целостное гармоничное единение с человеческой сущностью. Я считаю, что автор прав, выражая подобную надежду, так же нахожу его правым и поддерживаю его точку зрения в проблеме сохранения истинности мистических знаний. В ответ на это, я могу предложить один из возможных вариантов по решению проблемы фальсификации мистических, оккультных и магических знаний. Итак, я думаю, что данный вид знаний стоит воспринимать не как какую-то абстрактную область знаний, а как серьезную науку. Но при этом не стоит забывать о том, что стремление науки к объяснению всего существующего, в этом случае стоит несколько ограничить, а то в результате объяснения всех мистических явлений с точки зрения науки, мы получим их научную и техническую модификацию, но никак не истинные знания. Подтверждением этому может служить перерождение природной магии в магию технологий или, как ее еще называют в современном мире, в техномагию. Так же стоит избегать религиозного влияния на мистику и магию, поскольку религия стремится ограничить их и вобрать в себя, придавая мистическим явлением божественную суть, а магические и вовсе считая грехом, чем-то запретным и темным. Таково мое мнение.
Список использованной литературы:
1 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org
2 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org
3Бердяев Н. «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)».- М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.И.Сахарова, 1916 .; гл. 13 « Творчество и мистика. Оккультизм и магия».
4 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org
5 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org
6 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org
7 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org
8 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org
9 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org