Проблема восприятия мистики, оккультизма и магии как источников свободного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 09:08, сочинение

Краткое описание

Проблему восприятия мистики, оккультизма и магии как источников свободного творчества, я выбрала у Бердяева Н. потому, что автор довольно таки подробно и интересно рассматривает мистический и творческий аспекты в свой книге «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)». Но это не единственная причина моего выбора. Данную проблему я выбрала еще и потому, что мне самой было интересно разобраться в особенностях восприятия мистики, оккультизма и магии не только в современном мире, но и в былые времена. Было интересно узнать, в чем заключались особенности восприятия, понимания и трактовки мистических явлений, как они изменялись под воздействием времени и религии, а так же какую связь эти явления имеют с творческим процессом.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭСсЕ_по_философии.docx

— 39.59 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации

Государственный университет  – Высшая школа экономики

Нижегородский филиал

Факультет менеджмента

Кафедра общего и стратегического  менеджмента

 

 

ЭССЕ по дисциплине

«Философия»

 

Тема: «Проблема восприятия мистики, оккультизма и магии как источников свободного творчества»

 

 

Выполнил:

Студент группы 06м3

Зеленова Е.С.

Проверил:

Грибов Е.А.

 

 

 

 

                                               

Нижний Новгород

2010

Комментарии:

Конспект по книге Н.Бердяева «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)».- М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.И.Сахарова, 1916 .; по главе 13 « Творчество и мистика. Оккультизм и магия».

Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (6 (18) марта 1874, Киев — 23 марта 1948, Кламар под Парижем) — русский религиозный философ XX века. В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции.

Направление деятельности: символический реализм, экзистенциализм, персонализм, профетическая философия.

Основные интересы: антропология, онтология, христианская мистика.

Во время ссылки за революционную  деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские  и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода.1

 

Проблема, сформулированная автором, звучит следующим образом: «Проблема восприятия мистики, оккультизма и магии как источников свободного творчества».

 

 

 

 

 

 

 

1)Мистика (в переводе с греческого означает «тайный», «скрытый») — это сверхъестественные явления и область религиозной практики, связанные с общением с потусторонними мирами и сверхъестественными силами.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Пантеистическое мирочувствие или правильнее сказать пантеистическая мистика – мистика, которая не знает самобытной творческой энергии человека, она не антропологична, для нее индивидуальность человека есть грех и отпадение и всякое достижение человека есть действие самого Божества в отрешенности от всего человеческого.3

 

 

 

 

3)Плоти́н (родился в 204/205, Ликополь, Египет, Римская империя — умер в 270, Минтурны, Кампания) — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путем эманации («излияния»). Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал доктрину метемпсихоза, на которой основывал нравственное учение жизни. 4

4)Мейстер Экхарт (ок. 1260 — ок. 1328)  - знаменитый средневековый немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всем существующем.5

5)Я́коб Бёме (1575—1624) — немецкий теософ, визионер, христианский мистик. 6

 

6)Оккульти́зм (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — общее название мистических учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, утверждающих существование скрытой связи человека с потусторонним миром.7

7)Теосо́фия («божественная мудрость»)  — синкретическое религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8) Ма́гия — одна из древнейших форм религиозности (наряду с анимизмом, тотемизмом, фетишизмом). Элементы магии содержатся в религиозных традициях большинства народов мира.9

В данной (13ой) главе, Н. Бердяев  подробно рассматривает мистику, оккультизм и магию как источники творчества, зависящие от человеческого восприятия, установленного определенной эпохой и  то, как опыт предыдущих эпох влияет на восприятие этих «источников» в  настоящий период времени.

Итак, начнем с рассмотрения мистики (1) как источника свободного творчества.

В мистике раскрывается мир внутреннего человека, противостоящий миру человека внешнего. Внутренний человек-человек духовный, а, следовательно, мистика - животворящий и духотворящий источник религиозной, в первую очередь, и творческой жизни. Бердяев отмечает, что в современном обществе появилась мода на мистику, ее возрождение, но стоит остерегаться фальшивости мистики, которая появляется из-за недостаточной изученности всех ее глубин.

Чтобы избежать формирования ложных представлений о сущности мистики как источника творчества, автор пишет о различных типах мистики.

  1. Стоит разделять старую и новую мистики. В старой мистике преобладало пантеистическое мирочувствие (2) и богочувствие, которые несли на себе печать подавленности личности и не знали самобытной творческой энергии человека. В новой же мистике можно увидеть не только творческое начало, но и духовную реакцию, духовную пассивность.
  2. Мистика нехристианского Востока, мистика Индии. Она во всех своих формах отрицает человека, его я и его творчество. Эта мистика враждебна человеку и отвергает мистический смысл множественности бытия, так как является мистикой единого.
  3. Мистика неоплатоническая (3). Это так же мистика единого, отрицающая человека и его я. Индивидуальность и множественность не обладают метафизической реальностью, и человек полностью растворен в Божестве. Позднее этот вид мистики и метафизики  перешел в мистику и метафизику христианскую.
  4. Мистика Экхарта (4). Являет собой совокупность неоплатонических идей и негативной теологии, которая на Западе перешла к мистике, родственной мистике Индии. Она также отрицает человека и его творчество, поскольку всякая прибыль в творческом плане является лишь отпадением от Божества.
  5. Мистика Беме (5). Этот вид мистики весь погружен в конкретику и образность, связан с ликом Христа и ликом человека.
  6. Официальная церковная мистика Запада и Востока, мистика православная и католическая. Для католической мистики Христос объект влюбленности, эта мистика романтична и полна романтического томления. Христианская же мистика принимает Христа внутрь себя, эта мистика не чувственна и отвергает воображение как ложный путь. Христианская мистика не романтична (она реалистична) и ее опыт не творит красоты и не благоприятствует культуре.

Оккультизму (6) в наше время так же стало уделяться не малое внимание, особенно восточному индийскому оккультизму. Подобная популяризация оккультизма может привести к истощению и фальсификации его традиций и ценностей. Однако, наступают времена раскрытия тайн многих мистических учений. Теософия (7) стремится привести современного человека к мистике и религии без жертв и потрясений, по направлению наименьшего сопротивления и по пути эволюционному, а не катастрофическому. К сожалению, в теософическом течении, пока есть еще мало творческого, и существует даже опасность для творчества. Это объясняется тем, что господствующее теософическое и оккультное сознание учит о складном человеке, состоящем из множества осколков планетарных революций, именно это не позволяет увидеть в складном человеке лицо человека-творца – образа и подобия Бога-творца. Существует две модели взглядов на соотношение оккультизма с творчеством, и обе модели основаны на способе восприятия вечной мудрости. Согласно первой модели, в мире нет творческого прироста мудрости. Для сознания, приобщенного к этой модели, делом жизни является усвоение, а не творчество, то есть пассивное восприятие того, что было когда-то дано в древности. Вторая же модель допускает иную форму сознания, допускающего откровение мудрости, но той, что не ведома мудрости былого и превышает ее. Задача жизни не ограничивается пустым освоением мудрости, обращается вперед и приобретает творческий потенциал.

Перейдем к магии (8). Ее необходимо отличать от мистики, так как мистика – духовна, а магия – прирообщение, действие над природой и власть над природой через постижение ее тайн и законов. Всякая магия есть общение с духами природы, но христианство изгнало их, и всякая магия стала черной, все духи природы – демонами. Старая магия переродилась в современную технику и выпустила великие магические силы, которые порой не подвластны человеческому сознанию. Но в грядущей мировой эпохе, как надеется автор, магия выйдет из обличия черной, и приняв обличие светлой, войдет в жизнь человека и раскроет оккультные силы человека, направив их на творчество в природе.

 

Итак:

В качестве вывода можно  сказать, что есть надежда на то, что в грядущей эпохе отношение  к мистике, магии и оккультизму  приобретет не фальсифицированный характер. А выйдет за пределы дешевой популярности и религиозной зажатости. После  того как это произойдет мистическая энергия сольется с энергией человечества и станет полноценным источником свободного творчества. И творчество в свою очередь признает человеческую личность как таковую.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблему восприятия мистики, оккультизма и магии как источников свободного творчества, я выбрала  у Бердяева Н. потому, что автор  довольно таки подробно и интересно  рассматривает мистический и  творческий аспекты в свой книге  «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)». Но это не единственная причина моего выбора. Данную проблему я выбрала еще и потому, что мне самой было интересно разобраться в особенностях восприятия мистики, оккультизма и магии не только в современном мире, но и в былые времена. Было интересно узнать, в чем заключались особенности восприятия, понимания и трактовки мистических явлений, как они изменялись под воздействием времени и религии, а так же какую связь эти явления имеют с творческим процессом.

Выбранная мной проблема является актуальной и для современного общества, в котором уже достаточно четко  наметились тенденции к популяризации  мистики, магии и оккультизма. Современному человеку, как и человеку в былые  времена, интересно заглянуть в  глубины бытия, мироздания и природы. Человек всегда стремился познать нечто таинственное, будь то таинства духовные или природные. И из этого интереса и стремления появлялись все новые и новые знания, восприятия и трактовки мистических явлений. В одну эпоху эти знания процветали, а в другую эпоху их страшились и прятали, считая темными учениями. Однако в современном мире интерес к мистике возрождается, он постепенно освобождается от религиозных оков. Но как нас предупреждает Бердяев Н., человек должен опасаться не только усвоения фальсифицированных мнений и восприятий мистики, но и фальсифицировать их самостоятельно, допуская грубые интерпретации и предположения, появляющиеся из-за поверхностного касания мистических вопросов или углубления в религиозность.

Если рассматривать  выбранную  мной проблему касательно профессии  менеджера, то я бы хотела заметить, что для менеджера немалое  значение имеет творческий фактор или  так называемый креативный фактор. И если мы рассматриваем мистику, оккультизм и магию как источники  свободного творчества, то их освобождение от религиозных оков и фальши, проникновение  в нашу жизнь и единение с душой  человека, по моему мнению, способно принести творческую гармонию в жизнь  и деятельность человека. Но я полагаю, что  гармония будет достигаться  только в том случае, если мистические  знания чисты от фальши и движутся по пути облагораживания и совершенствования  человеческой души, а не по пути ее увлечения  в темную суть мистики.

Что касается моего личностного  подхода к данной проблеме, то я, скорее всего, согласна с автором, в особенности с его надеждой на высвобождение истинных магических, оккультных и мистических знаний и целостное гармоничное единение с человеческой сущностью. Я считаю, что автор прав, выражая подобную надежду, так же нахожу его правым и поддерживаю его точку зрения в проблеме сохранения истинности мистических знаний. В ответ на это, я могу предложить один из возможных вариантов по решению проблемы фальсификации мистических, оккультных и магических знаний. Итак, я думаю, что данный вид знаний стоит воспринимать не как какую-то абстрактную область знаний, а как серьезную науку. Но при этом не стоит забывать о том, что стремление науки к объяснению всего существующего, в этом случае стоит несколько ограничить, а то в результате объяснения всех мистических явлений с точки зрения науки, мы получим их научную и техническую модификацию, но никак не истинные знания. Подтверждением этому может служить перерождение природной магии в магию технологий или, как ее еще называют в современном мире, в техномагию. Так же стоит избегать религиозного влияния на мистику и магию, поскольку религия стремится ограничить их и вобрать в себя, придавая мистическим явлением божественную суть, а магические и вовсе считая грехом, чем-то запретным и темным. Таково мое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Бердяев Н. «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)».- М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.И.Сахарова, 1916 .
  2. Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org
  3. Электронный ресурс сайта Psylib, режим доступа: http://psylib.org.ua/books/berdn01/txt13.htm

1 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org

3Бердяев Н. «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)».- М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.И.Сахарова, 1916 .; гл. 13 « Творчество и мистика. Оккультизм и магия».

4 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org

5 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org

6 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org

7 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org

8 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org

9 Электронный ресурс сайта Wikipedia, режим доступа: http://ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Проблема восприятия мистики, оккультизма и магии как источников свободного творчества