Проблема идеального

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:34, доклад

Краткое описание

Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного, сознания является
идеальность. Сознание - это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный от чет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением. Идеальное - характерная черта, главнейший признак сознания,

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО.docx

— 19.65 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО

Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного, сознания является  
идеальность. Сознание - это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный от чет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением. Идеальное - характерная черта, главнейший признак сознания,  
обусловленный социальной природой человека.  
Идеальное выступает как одна из вечных и в то же время всегда  актуальных проблем философии. 
 Несмотря на то что проблема идеального возникла еще в античную эпоху, по крайней  
мере со времен Платона, в XX столетии после нескольких десятилетий забвения она  
вновь заявила о своем существовании, став едва ли не новой.  
Идеальное, с его точки зрения, не тождественно субъективной реальности, всему  
тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это не столько часть  
индивидуального сознания, сколько компонент общественного сознания, к которому  
приобщился индивид, это такие элементы общественной культуры, которые  
непосредственно связаны с деятельностью индивида. Идеальное - это образы,  
подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное широко  
представлено в трудовой практической деятельности. От практики оно отличается  
тем, что в нем самом нет ни одного атома вещества того предмета, который  
подлежит созданию. Когда у инженера появляется идея новой машины, он создает при  
этом не реальную, а идеальную машину. Идеальная форма - это форма вещи, но  
существующая вне этой вещи, в сознании человека, в виде его активной  
жизнедеятельности. Идеальное - это то, чего в самой природе нет, но что  
конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями,  
что подлежит реализации на практике. Идеальное как форма человеческой  
деятельности существует только в деятельности, а не в результатах, ибо  
деятельность и есть это постоянное, длящееся "отрицание" наличных, чувственно  
воспринимаемых форм вещей, их изменение, их "снятие" в новых формах. Когда  
предмет создан, потребность общества в нем удовлетворена, а деятельность угасла  
в ее продукте, - умерло и само идеальное. Идеальный образ, например, хлеба,  
возникает в представлении голодного человека или пекаря, изготовляющего этот  
хлеб; в голове сытого человека, занятого строительством дома, не возникает  
идеальный хлеб. Но если взять общество в целом, в нем всегда наличествует и  
идеальный хлеб, и идеальный дом, и любой идеальный предмет, с которым реально  
имеет дело реальный человек в процессе производства и воспроизводства своей  
материальной жизни. 
К идеальному, отмечает Э. В. Ильенков, относятся нравственно-моральные нормы,  
регулирующие бытовую жизнедеятельность людей, правовые установления, формы  
государственно-политической организации жизни, ритуально-узаконенные схемы  
деятельности во всех ее сферах, обязательные для всех правила жизни, жесткие  
цеховые регламенты и т.п., вплоть до логических нормативов рассуждения. Все эти  
структурные формы и схемы общественного сознания противостоят индивидуальному  
сознанию в качестве особой, внутри себя организованной действительности, в  
качестве внешних форм его детерминации. "Идеальность" предстает как форма  
сознания и воли, как закон, управляющий сознанием и волей человека, как  
объективно-принудительная схема сознательно-волевой деятельности.  
Общественное сознание выступает как исторически сложившаяся и исторически  
развивающаяся система независимых от индивидуального сознания форм и схем  
«объективного духа", "коллективного духа", "коллективного разума" человечества 
(непосредственно "народа" с его своеобразной духовной культурой). Человек  
обретает идеальное ("идеальный" план жизнедеятельности) только и исключительно в  
ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности,  
только вместе с социальным планом существования, только вместе с культурой.  
"Идеальность" и есть не что иное, как аспект культуры, ее измерение,  
определенность, свойство.  
По отношению к психике, к психической деятельности мозга это такой же  
объективный компонент, как горы и деревья, как Луна и звездное небо. Вследствие  
этого объективная реальность "идеальных форм" - это не досужая выдумка  
злокозненных идеалистов, как это кажется псевдоматериалистам, признающим, с  
одной стороны, "внешний мир", а с другой - только "сознающий мозг" (или  
"сознание как свойство и функцию мозга"). Это реальный факт.  
Вне человека и помимо человека никакого "идеального" нет. Но человек при этом  
понимается, что подчеркивает Э. В. Ильенков, не как отдельный индивид с его  
мозгом, а как реальная совокупность реальных людей, совместно осуществляющих  
свою специфически-человеческую жизнедеятельность, как "совокупность всех  
общественных отношений", складывающихся между людьми вокруг общего дела, вокруг  
процесса общественного производства их жизни. Идеальное и существует только  
"внутри" человека, понимаемого таким образом.  
Другой подход к проблеме идеального представлен наиболее полно работами Д. И.  
Дубровского. 
Д. И. Дубровский считает неверным положение, будто идеальное есть принципиально  
внеличностное и надличностное отношение, реализуемое не в человеческой голове, а  
в самой социальной предметности. Несостоятельно представление, будто идеальное  
абсолютно независимо от мозга, от его состояний. Необоснованным является, с его  
точки зрения, и отождествление идеального с мыслительным, с рациональными  
схемами, нормативами, исключительно с теми духовными явлениями, которые обладают  
достоинством всеобщности и необходимости; неверно, будто идеальное несовместимо  
со случайным, единичным (он обращает при этом внимание на внезапные интуитивные  
поэтические или теоретические озарения, являющиеся "случайными", сугубо  
индивидуальными). С его точки зрения, неувязка получается, когда идеальное  
связывается главным образом с опредмеченными результатами деятельности (здесь Д.  
И. Дубровский прав, имея в виду некоторые примеры, приводимые Э. В. Ильенковым в  
качестве идеального: форму стоимости, икону, формы государственно-политической  
организации жизни; но несправедливо считать, что раз у Э. В. Ильенкова идеальное  
имеет статус объективной реальности, значит, происходит редукция идеального к  
материальному: оно объективно лишь по отношению к сознанию индивида, оставаясь  
субъективным в социуме по отношению к природе). У Э. В. Ильенкова идеальность  
предстает как закон, управляющий сознанием и волей человека, как объективно-  
принудительная схема сознательно-волевой деятельности. Это положение, считает  
Д.И.Дубровский, несовместимо с творческой активностью сознания; живая творческая  
личность тут лишается какой-либо автономии, становится марионеткой,  
функциональным органом "объективно-принудительной схемы".  
По его мнению, из того, что идеальное есть общественный продукт и необходимый  
компонент социальной самоорганизации, еще не следует, что оно должно быть  
теоретически "локализовано" в пределах общественной системы в целом, а не в  
пределах общественного индивида, отдельных личностей. Идеальное не существует  
само по себе, оно необходимо связано с материальными мозговыми процессами


Информация о работе Проблема идеального