Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:34, доклад
Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного, сознания является
идеальность. Сознание - это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный от чет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением. Идеальное - характерная черта, главнейший признак сознания,
ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО
Важнейшим свойством индивидуального,
да и общественного, сознания является
идеальность. Сознание - это высший уровень психического отражения
действительности и саморегуляции, проявляющийся
способностью личности отдавать себе
ясный от чет об окружающем, о настоящем
и прошлом времени, принимать решения
и в соответствии с ситуацией управлять
своим поведением. Идеальное - характерная черта, главнейший
признак сознания,
обусловленный социальной природой человека.
Идеальное выступает как одна из вечных
и в то же время всегда актуальных проблем философии.
Несмотря на то что проблема идеального
возникла еще в античную эпоху, по крайней
мере со времен Платона, в XX столетии
после нескольких десятилетий забвения
она
вновь заявила о своем существовании,
став едва ли не новой.
Идеальное, с его точки зрения, не тождественно
субъективной реальности, всему
тому, что имеется в индивидуальном сознании.
Это не столько часть
индивидуального сознания, сколько компонент
общественного сознания, к которому
приобщился индивид, это такие элементы
общественной культуры, которые
непосредственно связаны с деятельностью
индивида. Идеальное - это образы,
подлежащие опредмечиванию или духовной
объективации. Идеальное широко
представлено в трудовой практической
деятельности. От практики оно отличается
тем, что в нем самом нет ни одного атома
вещества того предмета, который
подлежит созданию. Когда у инженера
появляется идея новой машины, он создает
при
этом не реальную, а идеальную машину.
Идеальная форма - это форма вещи, но
существующая вне этой вещи, в сознании
человека, в виде его активной
жизнедеятельности. Идеальное - это то,
чего в самой природе нет, но что
конструируется человеком в соответствии
с его потребностями, интересами, целями,
что подлежит реализации на практике.
Идеальное как форма человеческой
деятельности существует только в деятельности,
а не в результатах, ибо
деятельность и есть это постоянное,
длящееся "отрицание" наличных, чувственно
воспринимаемых форм вещей, их изменение,
их "снятие" в новых формах. Когда
предмет создан, потребность общества
в нем удовлетворена, а деятельность угасла
в ее продукте, - умерло и само идеальное.
Идеальный образ, например, хлеба,
возникает в представлении голодного
человека или пекаря, изготовляющего этот
хлеб; в голове сытого человека, занятого
строительством дома, не возникает
идеальный хлеб. Но если взять общество
в целом, в нем всегда наличествует и
идеальный хлеб, и идеальный дом, и любой
идеальный предмет, с которым реально
имеет дело реальный человек в процессе
производства и воспроизводства своей
материальной жизни.
К идеальному, отмечает Э. В. Ильенков,
относятся нравственно-моральные нормы,
регулирующие бытовую жизнедеятельность
людей, правовые установления, формы
государственно-политической организации
жизни, ритуально-узаконенные схемы
деятельности во всех ее сферах, обязательные
для всех правила жизни, жесткие
цеховые регламенты и т.п., вплоть до логических
нормативов рассуждения. Все эти
структурные формы и схемы общественного
сознания противостоят индивидуальному
сознанию в качестве особой, внутри себя
организованной действительности, в
качестве внешних форм его детерминации.
"Идеальность" предстает как форма
сознания и воли, как закон, управляющий
сознанием и волей человека, как
объективно-принудительная схема сознательно-волевой
деятельности.
Общественное сознание выступает как
исторически сложившаяся и исторически
развивающаяся система независимых от
индивидуального сознания форм и схем
«объективного духа", "коллективного
духа", "коллективного разума"
человечества
(непосредственно "народа" с его
своеобразной духовной культурой). Человек
обретает идеальное ("идеальный"
план жизнедеятельности) только и исключительно
в
ходе приобщения к исторически развившимся
формам общественной жизнедеятельности,
только вместе с социальным планом существования,
только вместе с культурой.
"Идеальность" и есть не что иное,
как аспект культуры, ее измерение,
определенность, свойство.
По отношению к психике, к психической
деятельности мозга это такой же
объективный компонент, как горы и деревья,
как Луна и звездное небо. Вследствие
этого объективная реальность "идеальных
форм" - это не досужая выдумка
злокозненных идеалистов, как это кажется
псевдоматериалистам, признающим, с
одной стороны, "внешний мир", а с
другой - только "сознающий мозг"
(или
"сознание как свойство и функцию мозга").
Это реальный факт.
Вне человека и помимо человека никакого
"идеального" нет. Но человек при
этом
понимается, что подчеркивает Э. В. Ильенков,
не как отдельный индивид с его
мозгом, а как реальная совокупность
реальных людей, совместно осуществляющих
свою специфически-человеческую жизнедеятельность,
как "совокупность всех
общественных отношений", складывающихся
между людьми вокруг общего дела, вокруг
процесса общественного производства
их жизни. Идеальное и существует только
"внутри" человека, понимаемого
таким образом.
Другой подход к проблеме идеального
представлен наиболее полно работами
Д. И.
Дубровского.
Д. И. Дубровский считает неверным положение,
будто идеальное есть принципиально
внеличностное и надличностное отношение,
реализуемое не в человеческой голове,
а
в самой социальной предметности. Несостоятельно
представление, будто идеальное
абсолютно независимо от мозга, от его
состояний. Необоснованным является, с
его
точки зрения, и отождествление идеального
с мыслительным, с рациональными
схемами, нормативами, исключительно
с теми духовными явлениями, которые обладают
достоинством всеобщности и необходимости;
неверно, будто идеальное несовместимо
со случайным, единичным (он обращает
при этом внимание на внезапные интуитивные
поэтические или теоретические озарения,
являющиеся "случайными", сугубо
индивидуальными). С его точки зрения,
неувязка получается, когда идеальное
связывается главным образом с опредмеченными
результатами деятельности (здесь Д.
И. Дубровский прав, имея в виду некоторые
примеры, приводимые Э. В. Ильенковым в
качестве идеального: форму стоимости,
икону, формы государственно-политической
организации жизни; но несправедливо
считать, что раз у Э. В. Ильенкова идеальное
имеет статус объективной реальности,
значит, происходит редукция идеального
к
материальному: оно объективно лишь по
отношению к сознанию индивида, оставаясь
субъективным в социуме по отношению
к природе). У Э. В. Ильенкова идеальность
предстает как закон, управляющий сознанием
и волей человека, как объективно-
принудительная схема сознательно-волевой
деятельности. Это положение, считает
Д.И.Дубровский, несовместимо с творческой
активностью сознания; живая творческая
личность тут лишается какой-либо автономии,
становится марионеткой,
функциональным органом "объективно-принудительной
схемы".
По его мнению, из того, что идеальное
есть общественный продукт и необходимый
компонент социальной самоорганизации,
еще не следует, что оно должно быть
теоретически "локализовано" в пределах
общественной системы в целом, а не в
пределах общественного индивида, отдельных
личностей. Идеальное не существует
само по себе, оно необходимо связано
с материальными мозговыми процессами