Проблема истины в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 23:35, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы для профессии юриста заключается в том, что любое решение, принимаемой представителем этой профессии, должно быть максимально справедливым, согласно тем или иным правилам, канонам, а в целом это можно назвать истиной.
Во-первых, истина должна быть абсолютной, но, в то же время, абсолютного ничего в вещественном мире нет.
Во-вторых, знания, которыми мы обладаем, как юристы, далеко не всегда истинны, однако, мы должны ими пользоваться в своей профессии.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема истины в философии.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)


Проблема  истины в философии

 

1) Актуальность данной темы для профессии юриста заключается в том, что любое решение, принимаемой представителем этой профессии, должно быть максимально справедливым, согласно тем или иным правилам, канонам, а в целом это можно назвать истиной.

Во-первых, истина должна быть абсолютной, но, в то же время, абсолютного ничего в вещественном мире нет.

Во-вторых, знания, которыми мы обладаем, как юристы, далеко не всегда истинны, однако, мы должны ими пользоваться в своей профессии.

В-третьих, любое действие юриста может быть оценено «на  истинность», однако, человек, оценивающий  истинность, оценивает со своей точки  зрения, согласно определенному набору критериев, знаний и т.д., которые  опять-таки субъективны, а значит, не могут быть критериями для истины.

2) Знание не всегда истинно

Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных  его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение  истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

 

3) Истина есть знание, но определить является ли полагаемая нами/известная нам истина – подлинной, абсолютной истиной на практике невозможно.

Истина - это цель, к которой  устремлено познание, ибо, как справедливо  писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно.

Итак, согласно мнению Ф.Бэкона, истина есть знание. Однако сразу встает вопрос – как найти/получить/выделить истину, чтобы воспользоваться ею как знанием? Как мы поймем, что то, что мы считаем истиной, истиной на самом деле является.

Решений указанной проблемы философами было предложено много, но мы приведем лишь часть из них:

  • соответствие знаний объекту (Аристотель);
  • важнейший признак истинного знания – ясность (Р.Декарт);
  • истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира (Платон, Гегель);
  • истину как результат совпадения восприятий большинства (Беркли, Мах и Авенариус).

Мнение Декарта, равно как и Платона и Гегеля, чреваты, на наш взгляд, высоким риском ошибки и убежденности в собственном ошибочном мнении. Человеку свойственно искать, заблуждаться и находить, при этом на каждом этапе у человека может иметь место ясность и уверенность и своем знании, а также ясность и уверенность в знании с точки зрения большинства (что уже созвучно с мнением Беркли и иным аналогичным мнениям).

Таким образом, на наш взгляд, вопрос соотношения истины и знания, а также критериев истинности не решен в философии полноценно по отношению к любому объекту, но в то же время и не может быть решен, как нам кажется. Наиболее близким к достижению цели, на наш субъективный взгляд, является Аристотель.

 

 

3) Истина может  быть представлена в форме  обыденной,  житейской, научная  истина, художественная истина и  истина нравственная.

Как было указано  ранее, невозможно достоверно вывести  способы оценки истинности знания в целом без определения специфики этого знания. Именно поэтому, как нам кажется, философы подразделили истину на формы, поскольку для обоснования истинности того или иного знания для каждой из указанных форм существует определенный механизм и порядок обоснования.

 

4) Ключевой  характеристикой истины, ее главным  признаком является ее объективность

Во-первых, этот тезис объясняется тем, что объективность  это абсолютность, отсутствие в основе субъекта, реализующего суждение об истинности того или иного знания и его близости к истине.

Во-вторых, опираясь на мнение Аристотеля, которое признается в настоящее время наиболее существенным в определении истинности знания, мы уточняем, что истинность есть соответствие знаний объекту, то есть и есть объективность.

И, наконец, если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.

 

5) Приближением  к абсолютной истине является  относительная истина

Как уже было сказано, нет существует и невозможно определение четких критериев истинности знания, однако, для многих сторон человеческого существования крайне важным является определение истины, в том числе и для применения в профессиональной сфере, что очень актуально для специалистов в юриспруденции, поэтому следует применять понятие относительной истины.

Относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Однако здесь, как нам кажется, необходимо иметь  в виду степень относительности  истины и обоснованность определения  этой степени.

 

6) Истина  всегда полезна, но не всегда приятна

Таков подход прагматиков в философии. Он перекликается с субъективностью, которая в данном случае заключается в том, что точки зрения на истинность того или иного суждения могут расходиться и в том случае, если определенное знание есть истина с абсолютной точки зрения, то те, кто не согласен с этим знанием и будут теми самыми субъектами, для которых эта истина неприятна, хотя бы потому, что мало кто может признавать свои ошибки и неверность своих суждений.

 

Список  литературы

  1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Логос, 2005.- 375 с.
  2. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 272 с.
  3. Маслобоева О.Д. Философия для студентов экономических вузов.- СПб: Питер, 2006.- 335 с.

Информация о работе Проблема истины в философии