Проблема начала философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:55, реферат

Краткое описание

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема начала философии.docx

— 43.04 Кб (Скачать файл)

Среди духовных истоков философии  обычно выделяют два основных –  эмпирические знания и мифологию. Знания и миф равным образом порождают  философское видение мира, но способы  их преемственности с ним различны.

Философия и мифология находятся  в одном эволюционном ряду и между  ними неизбежна генезисная преемственность. Древнегреческий философ Аристотель считал, что тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ.

Отрицая мифологию, философия, тем  не менее, воспринимает от нее опыт, с одной стороны, предельного  обобщения восприятия мира, а с  другой – ценностного отношения  к миру. Процесс отделения философии  от мифологии - это длительный, «растянутый» на многие столетия процесс. Следует  отметить, что полностью «очиститься» от мифологии философия не смогла на протяжении всей истории.

Философская проблематика является важнейшей  частью различных религиозных учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и  религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям. Достаточно указать на обрядность как  важнейший компонент любой религии.

Но отличие философского мировоззрения  от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. В нем уже различаются  природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных  сил и явлений. Стало это возможным  благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению  письменности.

Таким образом, при сравнении мифологического, религиозного и философского мировоззрения  можно сделать утверждение, что  если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское  мировоззрение есть размышление  человека о существующем, есть самопостижение.

  1. Н.А. Бердяев, характеризуя философию экзистенциализма, писал, что «… для нее проблема времени есть проблема человеческой судьбы…» Проанализируйте это высказывание и определите собственную позицию по этому вопросу.

Для того что бы глубже и правильно  понять суть фразы Н. А. Бердяева мы обратимся к книге  Николай  Бердяев «Я и мир объектов»  опыт философии одиночества и  общения.

Проблема времени есть основная проблема человеческого существования. Для философии существования  проблема времени ставится совершенно иначе, чем для философии математической и натуралистической. Для нее  проблема времени есть проблема человеческой судьбы. Судьба человеческого существования  осуществляется во времени и стоит  под знаком времени. Ошибочно наивно-реалистическое понимание времени как формы, в которую вставлено человеческое существование и которой определяются изменения. В действительности не изменение  есть продукт времени, а время  есть продукт изменения. Двойственность времени, его двойственный смысл  для человеческого существования  связан с тем, что время есть результат  творчества нового, небывшего и вместе с тем оно есть продукт разрыва, утери целостности, забота и страх. Время распадается на прошлое, настоящее  и будущее. Но прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее распадается  на прошлое и будущее и неуловимо. Время есть как бы распавшаяся  вечность, и в этой распавшейся  вечности неуловима ни одна из распавшихся  частей, ни прошлое, ни настоящее, ни будущее. Человеческая судьба осуществляется в  этой распавшейся вечности, в этой страшной реальности времени и вместе с тем призрачности прошлого, настоящего и будущего. Потому так превратна  человеческая судьба. Первый вопрос, перед  которым мы стоим: реально ли прошлое, было ли прошлое и что значит прошлое  для нашего существования? Прошлое  и будущее, как существующее, входит в состав настоящего. Вся прошлая  история нашей жизни, вся прошлая  история человечества входит в наше настоящее и лишь в этом качестве существует. В этом основной парадокс времени: моя судьба осуществляется во времени, разбитом на прошлое и  будущее, время есть реализация судьбы, и вместе с тем прошлое и  будущее, без которых нет реализации моей судьбы, существуют лишь в моем настоящем. Есть два прошлых: прошлое, которое было и которое исчезло, и прошлое, которое и сейчас для  нас есть как составная часть  нашего настоящего. Второе прошлое, существующее в памяти настоящего, есть уже совсем другое прошлое, прошлое преображенное  и просветленное, относительно его  мы совершили творческий акт, и лишь после этого творческого акта оно вошло в состав нашего настоящего. Память есть глубочайшее онтологическое начало в человеке, которым связывается  и держится единство личности. Но в  падшем мире человек не мог бы существовать, если бы не было забвения, потери памяти в отношении к многому. Память обо всем, о прошлом и будущем разрушила бы человека, он не выдержал бы этой памяти. И забвение приходит, как освобождение и облегчение. Человек постоянно хочет забыться, забыть о прошлом и будущем. Это ему плохо удается, удаются лишь короткие мгновения, но самая потребность в забвении свидетельствует о смертельной болезни времени. Есть люди прошлого, люди будущего, люди вечного. Большинство людей живет в тех или иных разорванных частях времени, и лишь немногие прорываются к вечности, т. е. преодолевают болезнь времени. Ошибочно сознание, которое думает, что в прошлом не было приобщения к вечности и что вечное раскроется лишь в будущем. Прошлое и будущее, разорванные части больного времени, не имеют преимущества в отношении к вечности. Онтологически нет прошлого, как нет и будущего, а есть лишь вечно творимое настоящее. Проекция во времени, овременение, как и проекция в пространстве, опространствование существования есть объективация. Объективированный мир - временной и пространственный. И время во внутренней судьбе человеческого существования иное значит, чем в мире объективированном. Что человеческая судьба представляется зависящей от времени, это принадлежит вторичному плану. Первично, что время зависит от человеческой судьбы, от изменения и переживания событий в этой судьбе. Величайшая трагедия человеческого существования порождается тем, что акт, совершенный в мгновении настоящего, связывает на будущее, на всю жизнь, может быть, на вечность. Это и есть ужас объективации совершенного акта, который сам по себе такой объективации не имеет в виду. С этим связана проблема обетов, обетов верности, обетов монашеских, обетов брачных, обетов в орденах и др. Это и есть проблема судьбы, проецированной в будущее. последняя проблема, связанная с временем, есть проблема смерти. Смерть несет с собой время, и смерть происходит во времени. Страх будущего есть прежде всего страх смерти. Смерть есть событие внутри самой жизни, и смерть есть конец жизни. Прошлое со всеми умершими поколениями представляется нам не существующим, только когда оно воспринимается как объект и когда мы сами представляемся принадлежащими к объектам. Память есть знак, поданный из внутреннего существования, о том, что ни одно существо и ни одно существование не принадлежит лишь к миру объектов, но принадлежит к иному порядку. Время связано с судьбой и внутренне воспринимается как судьба. Смысл времени есть смысл истории, истории моей и истории мировой. Существование - в вечности, но, как верно говорит Ясперс, время есть смысл существования. И время понятно лишь через человеческую судьбу. В каждом отрезке времени, изолированном в себе, человек не имеет ни полноты опыта, ни знания, ни достаточной широты кругозора, которая делала бы его сознательно ответственным не на время, а на вечность. Представить себе судьбу человека, его эсхатологию в перспективе времени, переходящем в вечность, когда зо один отрезок времени отвечают все времена, вечность, есть объективация человеческой судьбы, выбрасывание ее изнутри вовне, из глубины на поверхность. Это есть натурализация эсхатологии. Такая объективация и натурализация свойственна традиционным эсхатологическим учениям. Время нужно для вечности не в перспективе объективации, которая знает лишь бесконечное время и не знает вневременной вечности, а в перспективе углубления времени внутрь вечности. Это углубление и происходит в мгновении, которое не есть уже отрезок времени и не может быть заменено следующим мгновением, т. е. качественно своеобразно и неразложимо. Но результат такого переживания мгновения не может быть объективирован в будущее время, в бесконечное время. Возможно, два отношения к времени: переживание настоящего без всякой мысли и рефлексии о будущем и вечном и переживание настоящего как вечного. Первое отношение ко времени предполагает забвение, ослабление памяти, с которой связано существо личности. Забыться в мгновении - так определяется иногда это отношение к времени. При этом мгновение, в котором забываются, может совсем не обладать особенной ценностью, оно может, например, означать, что человек напился пьян или опьянен какой-либо страстью, менее всего вводящей в вечность. Второе отношение ко времени означает преодоление болезни времени, и оно вводит в вечность. Это не есть мгновение, в котором человек забывается, - наоборот, это есть мгновение, в котором переживается особенная полнота, в котором не забвение изолирует часть целого жизни, а память освещает целое жизни, которое обладает полноценностью. Страх и ужас будущего преодолевается легкомыслием и глубокомыслием. Переживание греха и зла в каком-либо отрезке времени не есть переживание полноты и не относимо к полноте человеческой судьбы, оно всегда есть переживание частичное и оторванное, всегда изолирует часть от целого. Но именно ввиду этой частичности и изолированности нет тут окончательного решения человеческой судьбы. Мгновение, в котором создается зло, остается во власти времени, оно не вводит в вечность, хотя бы эта вечность называлась адом. Прошлое и будущее представляются нам фатальными лишь потому, что мы объективируем время, что прошлое и будущее представляются нам объектами, которым мы соподчинены. Но онтологически не существует такого объективированного прошлого и будущего, оно "субъективно" и есть лишь составная часть внутреннего существования. Традиционное учение о рае и аде целиком находится во власти объективации. Интенсивность переживаний изменяет характер времени и по-иному его измеряет. Это каждый знает по своему опыту. Счастливые часов не наблюдают. Сильное страдание переживается как вечная адская мука. Каждый знает, как может удлиняться и укорачиваться время в зависимости от интенсивности жизни, от событий человеческого существования. Математическая измеримость времени теряет значение, и человеческое существование выходит из власти часов и календаря. Мы так держимся за наблюдение часов, потому что не очень счастливы и слишком часто несчастны. Два вопроса мучат человека и одинаково важны для понимания всех остальных вопросов - происхождение, истоки, глубинная основа и будущее, исход, конец. Эти два вопроса неразрывно связаны со временем и свидетельствуют о том, что время есть внутренняя судьба человека, которая лишь представляется объективированной вовне. Но начало и конец, происхождение и исход выходят за пределы времени. Человеческое существование ниспало во время, и оно выходит из времени, оно во времени лишь в середине пути. Середина человеческого существования подвержена болезни времени, и эта болезнь к смерти. Поэтому время вызывает в нас чувство тоски и печали, тоски и печали в отношении к прошлому, тоски и печали в отношении к будущему. Ужас будущего переходил в ужас смерти, ужас смерти переходит в ужас ада. Но это всегда ужас перед судьбой во времени, перед отсутствием конца во времени, т. е. ужас безвыходной объективации, бесконечной объективации. Будущее страшно не как акт, а как объект, не как то, что мы творим, а как то, что с нами произойдет. Есть два переживания будущего - будущего как надежды и будущего как страха и ужаса. Каждый человек переживает свой личный Апокалипсис, к которому также относится основной парадокс времени и вечности, конечности и бесконечности.

Я полностью согласна с великим  философом, он четко и правильно  прошелся через всю человеческую жизнь, затронул все человеческие проблемы, и конкретно сопоставил каждую со временем, провел прямую зависимость  времени и человеческой судьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы 

1.  Алексеев П.В., Панин А.П. Философия: уч-к. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК:Велби, изд-во Проспект, 2005.

2.  Бучило М.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Уч. пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

3.  Всемирная энциклопедия: Философия/ Гл. научн. ред. и сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Харвест – Современный литератор, – 2001.

4.  Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.

5.  Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.

6.  Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004.

7.  Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988.

8.  Философия. Учебник. Под общ. ред. Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.

9.  Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004.

10.  Философия. Уч. пособие/ Афанасьева, Л.А., Дамашева, В.А. и др. – Улан-Удэ, изд-во ВСГТУ, 2005.

11.  Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). Под общ. ред. Кохановской Т.И. - Ростов н/Д: "Феникс", 2003.

12.  Философия и методология науки: Учебное пособие/ Н. Шермухамедова. – Ташкент, НУУ им. М.Улугбека, 2003.

13.  Философский энциклопедический словарь. – М., Мысль, 1983.

14.  Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., Мысль, 1993.

 

 

 

 

 

 

 

~ ~


Информация о работе Проблема начала философии