Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:31, реферат
Проблема происхождения сознания – это, по сути, проблема происхождения человека, ибо носителем сознания в единственно известной нам на сегодняшний день форме является человек. Идея о множественности миров, форм жизни и разума неоднократно высказывалась учеными и философами в ходе истории, и современная наука прислушивается к данной точке зрения.
Труд начинается с изготовления орудий труда, которые разрывают непосредственную связь человека с природой. Отношение человека к природе опосредуется процессом создания и использования орудий труда, и это не может не сказаться на характере отражения мира.
Изготовление орудий труда невозможно
без построения плана деятельности,
целеполагания. Процессы создания, применения
орудий труда и потребления
Однажды изготовленное орудие труда
применяется много раз в
В процессе труда, вырывая предмет
из естественных условий и ставя
его в иные связи, человек выявляет
существенные свойства, скрытые от
непосредственного чувственного наблюдения.
В ходе изготовления орудия труда (изменение
камня под воздействием другого
камня и других подобных процессов)
улавливались причинно-следственные связи,
рождались отвлеченные
В трудовой деятельности подвергаются
испытанию не только предметы, но и
образы этих предметов: обнаруживается
их неточность, недостаточная информативность.
Отражение развивается в
В орудиях и результате труда, в создаваемом им мире человек созерцает себя. Узнавая в процессе совместной трудовой деятельности других людей, он тем самым осознает и себя. Таким образом, и самосознание как важнейший элемент сознания является не внезапно и случайно вспыхнувшим в голове первобытного человека, а сформировавшимся в ходе усложнения и разделения труда, в процессе становления социума. Самосознание – наиболее поздний продукт антропосоциогенеза, появляющийся на завершающем его этапе.
Таким образом, процесс формирования
собственно человеческого сознания
был связан с расширением
Первобытное сознание еще не обладало
самостоятельностью по отношению к
бытию. «Производство идей, представлений,
сознания, - писали основоположники
марксизма, - первоначально непосредственно
вплетено в материальную деятельность
и в материальное общение людей,
в язык реальной жизни. Образование
представлений, мышление, духовное общение
людей являются здесь еще непосредственным
порождением материального
3. Социологическое направление, в рамках которого труд рассматривается как фактор становления общества, выработки специфически человеческих механизмов коммуникации – языка и речи.
Первобытный труд представляет собой не только систему взаимодействия людей с природой посредством орудий труда, но и обусловленную этим взаимодействием социальную (общественную, конкретно – первобытнообщинную) форму отношений между людьми. Изготовление орудий охоты и добывание пищи, освоение огня и сооружение жилища требовало разделение функций, совместных согласованных, коллективных действий, т.е. кооперации. Первобытная кооперация обусловила элементарную организованность, дисциплину и координацию трудовой деятельности всех членов сообщества, выступала «ядром» складывающейся социальности. Кооперация вела к утверждению духа солидарности и взаимной поддержки, взаимопомощи и сотрудничества как форм социальных отношений, способствующих выживанию. С усложнением трудовой деятельности, возникновением на этой основе общественного производства, других видов деятельности, формированием многообразных общественных отношений (производственных, политических, духовных), а также «прояснением» на этой основе формирующегося сознания, происходил процесс развития социальности, становления общества.
Коллективный характер труда требовал развития средств коммуникации, посредством которых можно было бы передавать информацию (предупреждать о врагах, сигнализировать о добыче и т.д.), обмениваться опытом. Становление человека, его сознания, человеческого общества было связано с образованием внебиологических форм коммуникации, возникновением языка и речи.
У животных нет сознания, нет у
них и языка, равного человеческому.
Мимико-жестикуляторные, звуковые средства
взаимного общения - так называемый
«язык» животных - привязаны к конкретной
ситуации и не предназначены к
оперированию отвлеченными понятиями,
абстрактным смыслом в отрыве
от наличной ситуации. Они служат средствами
сигнализации о биологически значимых
факторах, выражением субъективного
состояния (вызываемого голодом, страхом
и т.д.), простым указанием, призывом
к совместным действиям. Аналогом этому
в человеческом языке являются междометия,
восклицания, окрики, жесты и т.п.
Животные не владеют словесной речью
и то немногое, что они имеют
сообщить друг другу, может быть сообщено
без речи. Тип коммуникации, основанный
на использовании высшими