Проблема происхождения философии. Философия и мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:36, реферат

Краткое описание

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры.
Философ - специалист по мировоззрениям.
Рассм-м проблему происх-ния Ф.ч/з понятие мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема происхождения философии.docx

— 16.31 Кб (Скачать файл)

     Проблема  происхождения философии. Философия и мифология.

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры.

Философ - специалист по мировоззрениям.

Рассм-м проблему происх-ния Ф.ч/з понятие мировоззрения.

Мировоззрение (М) - общие представления о мире и чел-ке, на основе кот.люди живут и действуют.

     Явление это многомерно, оно форм-ся в  различн.областях чел-кой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к М, относят и Ф. Ее роль в осмыслении проблем М. велика.

Мировоззрение – совокуп-ть взглядов, оценок, принципов, опр-щих самое общее видение, понимание мира, места в нем чел-ка, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

     Мировоззрение – сплав.  И различное сочетание пропорций элементов дают разные результаты.

Чем солиднее запас  знаний у того или иного народа или чел-ка в ту или иную эпоху, тем > серьезную опору - в этом отношении  – м.получить М.

М. сост.из: -мироощущений;

            - М.понимания;

         -М.восприятий;

         -М.определения.

Мировоззрение - сочетание мироощущения с миропониманием и мировосприятием.

     Факторы, меняющие М.:

1.условия и  образ жизни

2.накопление  знаний и умений

3.хар-р соц.связей  м/у людьми

     На  заре истории чел-ва люди задают себе вопросы наиболее общего хар-ра, и  не находят >простого ответа, чем создание мифологической картины бытия. В  результате -духовн.потребности объяснить  мир и разобраться в явлениях природы - возникает первый истор-ий тип мировоззрения – мифологический.

     Мифология – (от греч. Миф – предание, рассказ, logos- слово, учение) фантастич.восприятие окр. мира, основанное на недостатке научн.знаний у людей.

Особенности: - недостаток научных знаний восполняется фантазией.

                 - признается сущ-ние  сверхестественных сил

                 - антропоморфизм  – человекоподобие - перенос физ-ких  св-в и псих-ких кач-в чел-ка  на предметы поклонения, отн-ния  м/у людьми переносятся на природные  процессы, явления.

                 - синкретизм –  нерасчлененность, хар-щая неразвитое  сост-ние к-л явления, тесная  связь м/у чек-ом и миром.

     Постепенно  общество усложняется: создается пантеон  богов, разделение труда, касты (сословия), т.е. соц.стратификация(структура общества и его слоев)– появл-ся жрецы-хранители культа и традиций. Человек ищет объяснения сложившейся ситуации и верит в высшее предназначение своей ж/д. Складывается второй тип М. – религиозный.

     Религия – ( от religio – святость, благочестие) – особая форма сознания, особ.общ.институт, специф-кая форма общ-ых отн-ний и особ.вид деят-ти, основанный на вере в Бога, в высшую справедливость, на вере в то, что наряду с М.реальным сущ-ет М.идеальный.

Особенности: - креационизм – сотворение мира Богом

            - предопределение  Богом всех событий

            - Религия требует  безоговорочного принятия на  веру (понимание мира и чел-ка)

            - Сущ-ние души, как  особой сущ-ти.

Религия возникает  в условиях сложившейся письменности и это одно из главных отличий  ее от мифа, кот. предполагал устность. В мифе ведущая эмоция – страх, в религии – стыд.

С развитием  общества мифол. и религиозный образ  мышления наполняется рациональным содержанием и соотв.формами мышления: возрастает сила аналитич. и обобщающего  мышления, зарождается Ф. и наука. Возникают понятия и категории  собств-но философского разума. Происходит переход от мифа к Логосу (с греч.«мысль», корневая основа логики). Однако Логос  не вытесняет мифологии. Мифы сущ-ют всегда.

      Философия – (с др.греч. – «любовь к мудрости») – развитая форма М.на основе рационального объяснения мира и человека. Ф.стремится обосновать, доказать свои утверждения.

Как особая форма  созн-ия общ-ва и чел-ка, Ф явл-ся не столько общей теорией развития (каковой м.признать мифологию), сколько системой знаний, форм-т их целостное и ценностное представление о мире и о месте в нем чел-ка.

Особенности: -недостаток знаний о мире – объективен. Познание осущ-ся ч/з преодоление сомнений и освобождение от догм.

            - Ф. вкл-т в себя  различн.направления, зан-щиеся разл.??-ми:

--онтология (учение  об общих принципах бытия мироздания);

--социальная  Ф. и Ф. истории (о сущности и развитии Чел-кого общества);

--Ф.-кая антропология (учение о чел-ке и его бытии в мире);

--гносеология  (теорию познания);

--проблемы творч-ва, этику, эстетику, теорию культуры  и свою собствен.историю, т.е. историю Ф. –что явл-ся частью содержания самой Ф.

            - Ф.дает ценностные  ориентиры отн-ия чел-ка к миру. Отношение к искусству, религии, к выбору Ф-ких пристрастий.

         ТО, Ф.и мифология – это своеобразные ядра чел-кого М-ния. Поэтому есть опр.общие  черты, однако, есть и сущ-ные различия. Отличие Ф. от мифологии в том, что Ф. теоретически обоснованная наука, а мифология нет. Ф.не наука. Она больше чем наука. Обобщая достижения науки, Ф. прибавляет к ним новое знание, кот. не могут дать частные науки.

   Еще раз: Ф-кое мировоззрение – это историч.тип мировоз-ния,кот.:

  1. Основано на теор-ком, рацион-ном познании мира.
  2. Хар-ся универсальностью и преемственностью знаний о мире и чел-ком месте в нем.
  3. Развивается в соотв-ии с накопленным опытом.

Формирует систему  ценностей на основании рационального  поведения человека.

Информация о работе Проблема происхождения философии. Философия и мифология