Проблема сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:15, реферат

Краткое описание

Человеку присуще замечательное свойство: способность не только воспринимать разнообразные явления внешнего мира и собственные переживания, но и осмысливать их. В ходе такого осмысления человек обобщает свой практический опыт, изучает объективные свойства предметов окружающего мира и самого себя. На этой основе он составляет программу своих действий, предусматривает их последствия и, главное, отвечает за них. Это первые штрихи к характеристике прекрасного дара, присущего только человеку, который мы называем сознанием. Проблема сознания многогранна.

Содержание

1. Введение.
2. Проблема сознания в истории философии.
3. Подходы к проблеме сознания :физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия проблема сознания .doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

 теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

 теории вульгарных  материалистов (например, утверждение  Фохта о том, что "мозг  выделяет мысль, как печень — желчь").

 Солипсизм — другой  крайний взгляд на природу  сознания, согласно которому сознание  индивида — единственная достоверная  реальность, а материальный мир  — его порождение (субъективный  идеализм — Беркли, Юм, Фихте и  др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

 объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию  отводит первичную (творческую) роль  и рассматривает его в отрыве  от личности индивида как часть  "мирового сознания";

 умеренный материализм  — считает сознание особым  проявлением материи, способностью  высокоорганизованной материи отражать  саму себя (хотя и признает  за ним качество идеальности)  — точка зрения, наиболее распространенная  в российской философии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Заключение

 

Сознание выступает, таким  образом, как ключевое, исходное философское  понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни  человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Важно отметить, что сознание, деятельность и личность индивида представляют собой весьма противоречивое, развивающееся  и не очень легко дифференцируемое единство. Конечно, можно и нужно изучать каждый из этих феноменов отдельно.

Однако надо всегда иметь  в виду целое, то есть человека и  его место в мире. В этом целом  в качестве ведущего фактора на разных этапах развития может выступать либо деятельность, либо сознание, либо личность. Но при этом сознание выступает в качестве связки, опосредствующего звена между деятельностью и личностью.

Если перейти от познавательного  плана рассмотрения проблем сознания к социотехническому (проективному, формирующему) и ценностному, то совершенно очевидно, что обществу необходима не всякая деятельность, не пустой активизм, а деятельность квалифицированная, целенаправленная, целесообразная, произвольная, сознательная. Равным образом обществу необходима не просто эмпирическая человеческая индивидуальность, а личность, обладающая мировоззрением, убежденная, самостоятельная, имеющая власть над собой и над деятельностью, способная к совершению свободных действий - поступков, словом, обладающая сознанием. Общество не удовлетворяет созерцательное, бездеятельное сознание, равно как и безличное (и безличностное), равнодушное понимание, знание, то есть так называемая сознательность или "умозрение жизни" частного индивида. Поэтому-то "сознание" - не просто эпитет, используемый применительно к понятиям "деятельность" и "личность", оно должно составлять их сущностное свойство, входить в их определение. Хотя общество, казалось бы, всегда апеллирует к сознанию, тем не менее его реальные воспитательные, организационные и другие меры направляются на деятельность и на личность. Качество и действенность таких мер определяется тем, насколько в них учитывается вся полнота триады: деятельность, сознание, личность. Эта триада как предмет специально построенного исследования, как социотехнический и психотехнический объект развития и формирования связывает обществоведение и человековедение, которые друг без друга одинаково беспомощны в решении насущных практических социальных проблем. Действенное и действующее сознание является очень важным положительным фактором развития общества и его институтов. В основе такого сознания должны лежать мысли о смысле человеческого бытия, о подлинно человеческих ценностях. Когда этого нет, то сознание остается узким, ограниченным, неразвитым, несовершенным.

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа  развития психики. Сознательное отражение  в отличие от психического отражения, свойственного животным, — это  отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает  как «предстоящее» субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через  отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

Общественные нормы  сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

В конечном итоге общественное сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

 

 

 

Основные понятия темы.

 

СОЗНАНИЕ—высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной  действительности, способ его отношения  к миру и самому себе, опосредствованный  всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. важнейшая  категория философии, обозначающая человеческую способность  идеального воспроизведения  действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной  (личностной) и общественной. Понимание сущности сознания находится в  прямой зависимости от решения  вопроса о взаимоотношении духа и  природы, материи и сознания. С. представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

МЫШЛЕНИЕ — высшая  ступень  познания и идеального  освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия,  мышление преодолевает их  ограниченность и проникает в сферу  сверхчувственных, существенных  связей мира, в сферу его законов. Мышление является источником и  основным орудием подлинно  человеческого бытия. Освобождая  человека от давления слепых  инстинктов и от необходимости  непосредственных реакций на  давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

САМОСОЗНАНИЕ — выделение человеком  себя из объективного мира, осознание  и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний  и интересов.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ . 1. Действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания (напр., реакция защиты), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.). 2. Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые (Подсознательное). 3. В совр. философской и психологической литературе термин Б. часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл к-рых определяется инстинктами и недоступен сознанию.

ИДЕАЛЬНОЕ — субъективный образ  объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека. “...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней” (Маркс К., Энгельс Ф.). В материалистической философии до Маркса предметы рассматривались как нечто внешнее, противостоящее субъекту в виде объекта созерцания, а не деятельности. В результате И. оказывалось либо совокупностью реакций организма на воздействие материальных сил, либо проявлением духовной активности субъекта, при к-рой связь его духовных и телесных отправлений выступала как непостижимая.

СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ — строение и внутренняя форма организации сознания, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами (знаниями, эмоциями, волей, мышлением, самосознанием, вниманием и памятью), а также законов данных взаимосвязей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. История философии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. - М.:

Издательство ПРИОР, 1997.

2. Канке В.А. Философия. Исторический  и систематический курс. - М.: Логос, 2001.

3. Спиркин А.Г.  Философия:  Учебник для технических вузов.  — М.: Гардарики, 2000. 

4. Философия. Учебник  / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной,  В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1996.

5.Фролов И.Т. // «Введение в философию» // Учебное пособие для высших учебных заведений // 3-е изд., перераб. и доп. // М.: Республика, 2003. – 623 с.

 


Информация о работе Проблема сознания